Категорический императив Канта и «золотое правило» нравственности
«Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или её подобие. Согласитесь, что воспринимается она как нечто привычное и само собой разумеющееся? Однако это не просто обиходное выражение или пословица – на самом деле эта фраза относится к очень интересному закону, который носит название «категорического императива». К тому же, он непосредственно связан с ещё одним законом, а если быть точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности. В данной статье мы поговорим и о каждом из этих понятий.
Категорический императив
Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.
По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.
Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.
Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.
Основы категорического императива:
Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).
Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.
Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.
Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.
«Золотое правило» нравственности
Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.
Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.
После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.
И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».
Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.
«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.
«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека. Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.
Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.
В качестве заключения
Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.
Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.
Источник
10 простых способов завоевать уважение окружающих, не отступая от своих принципов
1. Всегда приходи вовремя
Простое правило, не так ли? Однако многие пренебрегают им. Опоздание свидетельствует о неуважении к чужому времени. Человека, который старается быть пунктуальным, ценят, ведь на него действительно можно положиться, его слово твердо и непоколебимо.
Если опоздания вошли у тебя в привычку или ты не умеешь рассчитывать время — есть простой способ не заставлять окружающих ждать тебя: приходи раньше на 10–15 минут. В лучшем случае это время уйдет на проезд по пробкам или на неучтенные обстоятельства, с которыми ты можешь столкнуться, и ты придешь как раз вовремя. В худшем — ты сможешь скоротать время ожидания за чтением книги или пролистыванием соцсетей.
2. Веди себя вежливо и воспитанно вне зависимости от обстоятельств
Вежливость и воспитанность даже в тех ситуациях, когда большинство людей предпочитает начать грубить или пренебрегать чувствами окружающих, — это показатель твоей выдержки. Эти качества определенно заслуживают уважения. Они помогают решить многие конфликты мирно, улучшить отношения с окружающими и создать о тебе нужное впечатление.
3. Сведи ругань к минимуму
Ругаться — это не круто, ведь так делать может каждый. Зато не каждый сможет удержаться от мата, заменив его на что-то обыденное или использовав литературные слова. Конечно, в некоторых обстоятельствах своевременное ругательство эффективно и для резюмирования ситуации, и для наиболее емкого и точного выражения чувств.
Тем не менее сокращение количества ругательств, которые ты используешь ежедневно, положительно скажется на тебе и окружающих людях. Проявляй уважение к другим, не обрушай на них шквал матов, когда ты злишься. Сдержанность — это признак зрелости, спокойствия и уверенности в себе.
4. Уважительно относить ко всем людям
Уважение и уважительное отношение — это немного разные вещи. Уважать ты можешь только родителей, своего наставника, друзей или любимого человека. Уважительно относиться ты должен ко всем, вне зависимости от того, кто перед тобой — твой босс или уборщик в вашем офисе.
Абсолютно все достойны твоего уважительного отношения, поэтому относись к людям соответственно, не позволяя твоему личному мнению о них или их положении в обществе определять тон разговора.
5. Будь добрым
Доброта — один из наименее признанных атрибутов в современном мире, но доброта и вежливость гарантируют, что окружающие так или иначе будут уважать тебя и твои принципы.
Всегда делай всё возможное, чтобы помочь другу, коллеге или соседу; часто звони своим близким, отправляй подарки, если можешь. Просто будь порядочным парнем, который заботится о тех, кто присутствует в его жизни. Если ты позволишь себе стать добрым, это принесет тебе только пользу и обеспечит репутацию джентльмена.
6. Всегда будь внимательным
Быть внимательным — значит осознавать свое окружение и то, как ты влияешь на него. Человек, который заслуживает уважения, всегда принимает во внимание мнения и чувства других людей, прежде чем что-либо делать.
Например, никогда не шути, если знаешь, что после твоей шутки человек, которому она адресована, может обидеться или потерять веру в себя. Уступай место в общественном транспорте тем, кто выглядит старше тебя или просто не совсем здоровым. Ну ты понял логическую цепочку.
7. Всегда держи свои эмоции под контролем
Ты не можешь контролировать окружающий мир и обстоятельства, но ты способен взять под контроль то, как ты реагируешь на ситуации. Старайся сохранять хладнокровие и спокойствие и тихо уходи из ситуации, если боишься, что не совладаешь с негативными эмоциями.
8. Всегда будь лучшей версией себя
Человек не может быть идеальным, но стремление к основам человечности и порядочности делает из мужчины настоящего джентльмена, заслуживающего уважения окружающих. Найди свои лучшие качества и работай над ними. Найди свои худшие качества и постарайся избавиться от них.
Настоящий секрет того, как заслужить любовь и уважение окружающих, заключается в том, чтобы быть самим собой, но ежедневно совершать работу над своими ошибками, меняясь в лучшую сторону.
9. Всегда соблюдай правила личной гигиены
Вряд ли ты ожидал увидеть что-то про гигиену среди этих пунктов. Но быть всегда приятно пахнущим, чистым и выбритым — это важно ничуть не меньше, чем уметь контролировать свои эмоции или речь.
Соблюдать правила личной гигиены — это основное требование к каждому человеку. Если ты по каким-либо причинам выделяешься из общей массы, не жди ничего хорошего. Даже если ты встретишь человека с немытой головой или неприятным запахом всего лишь раз, ты хорошо запомнишь эту встречу, и она определенно повлияет на твое восприятие собеседника в дальнейшем. Соотноси это с собой.
10. Всегда будь опрятным
Одевайся со вкусом, следи за тем, чтобы вещи были тебе как раз, проверяй чистоту одежды, всегда выглаживай те вещи, которые мнутся после стирки или после пребывания в шкафу. Одежда — это лицо человека. По ней легко можно судить о твоем характере.
Источник
КАК ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К ЛЮДЯМ,
ТАК ОТНОСИТЬСЯ БУДУТ И К ТЕБЕ
Вселенскую мудрость Богословских Мудрецов:
КАК ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К ЛЮДЯМ, ТАК ОТНОСИТЬСЯ БУДУТ И К ТЕБЕ, люди начинают, к сожалению, ощущать на себе с только с возрастом.
Когда человек, в силу возраста уходит от дел, он внезапно начинает ощущать вокруг себя пустоту.
Как только производственные связи оборваны, тихо начинают пропадать друзья, отношения с окружением упрощается до элементарных походов в магазины за продуктами и обсуждением болезней.
Человек остаётся один на один со своими воспоминаниями, анализом прожитой жизни и сделанными ошибками.
В каждом случае есть этому масса объяснений.
Одно из них – виноват сам человек. За суетой бедней предыдущей жизни, он уделял мало внимания, ласке и любви. Так и вырастают возле него НЕДОЛЮБЛЕННЫЕ,
НЕДОЛАСКАННЫЕ, НЕДОЦЕЛОВАННЫЕ дети.
Если раньше отец или мать, удерживали возле себя родных, как источник финансирования и других полезных благ, то в старости, материалистические интересы окружающих уходят, и родные с удивлением понимают, что суховатые на ласку отец или мать им стали не интересны.
Сухость и равнодушие в прошлом, дают право детям, также относится к родителям и в старости.
Да, материально родителей они может быть и поддерживают, но вызвать в своих душах тёплые отношения, для таких детей просто НЕПРИВЫЧНО!
И мелькают на экранах ТВ, фильмах, газетах и журналах, несчастные старики, обделённые любовью своих детей.
Особенно часто можно услышать и увидеть рассказы о жалкой старости актеров и актрис, не родивших детей или равнодушно ими покинутых или представленных самим себе.
Их жалкие рассказы о том, что «посвятили» всю свою жизнь искусству и у них не оставалось времени на детей, сочувствия у слушателей, как правило, не вызывают.
Череда разводов, заброшенных детей у людей с фамилиями «на слуху», вызывают только жалость к «загубленной» их собственной жизни.
Про такую судьбу огромного количества несчастных стариков, мы просто не знаем. Но они есть, в том числе, и в Домах для престарелых.
Хорошо если супруги всё ещё живы. Поддерживая друг-друга, они «оживляют» совместную жизнь. Потеря одного из супругов, превращают жизнь, оставшегося жить на Земле, в череду душевных страданий от одиночества.
Всё сказанное, подтверждает Вселенскую Мудрость
КАК ТЫ ОТНОСИЛСЯ К ЛЮДЯМ, ТАК БУДУТ ОТНОСИТЬСЯ И К ТЕБЕ, в старости.
Источник
Как ты будешь относиться к людям так и они к тебе
Засунь свою доброту и искренность куда подальше и относись к людям так, как они относятся к тебе.
Засунь свою доброту и искренность куда подальше и относись к людям так, как они относятся к тебе.
В двух случаях людям нечего сказать друг другу: когда они расставались так ненадолго, что ничего не успело произойти, — и когда разлука так затянулась, что изменилось все, в том числе и они сами, — и говорить уже не о чем.
В двух случаях людям нечего сказать друг другу: когда они расставались так ненадолго, что ничего не успело произойти, — и когда разлука так затянулась, что изменилось все, в том числе и они сами, — и говорить уже не о чем.
Не верьте на слово людям, рассказывающим, как они несчастны. Спросите у них только, могут ли они спать. Да — значит, все в порядке. Этого достаточно.
Луи Фердинанд Селин
Не верьте на слово людям, рассказывающим, как они несчастны. Спросите у них только, могут ли они спать. Да — значит, все в порядке. Этого достаточно.
Луи Фердинанд Селин
Лучше позволить людям быть тем, что они есть, чем принимать их за тех, кем они не являются.
Ирвин Ялом «Шопенгауэр как лекарство»
Самые лучшие люди, они такие, да. Они не пристают к тебе, как липучки для мух.
Самые лучшие люди, они такие, да. Они не пристают к тебе, как липучки для мух.
Алан Брэдли «Копчёная селёдка без горчицы»
Ты пускаешь людей в свой космос, а они сбивают твои планеты с орбиты. Ты пускаешь людей в своё море, а они убивают твоих рыб. Ты учишь людей летать, а они улетают от тебя. Не доверяйте людям.
Самые лучшие люди, они такие, да. Они не пристают к тебе, как липучки для мух.
Алан Брэдли «Копчёная селёдка без горчицы»
Животные более настоящие, чем люди. Они не хотят тебе льстить, не хотят производить на тебя какое-то впечатление. Ничего показного. Какие они есть, такие и есть, как камни и цветы или как звезды на небе.
Лучше позволить людям быть тем, что они есть, чем принимать их за тех, кем они не являются.
Источник
Золотое правило нравственности
Оригинал взят у moshekam в Золотое правило нравственности
Самые известные формулировки золотого правила ЗП:
Новый Завет- Мф 7:12 «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».
Лк, 6,31 «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними»
Наиболее раннее упоминание ЗП встречается в ветхозаветной «Книге Товита», где Товит, поучает своего сына Товия: «… будь благоразумен во всем поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов., 4, 15). Большинство современных библеистов, относят «Книгу Товита» к периоду между V и III веками до н.э.
Примерно к тому же времени или даже более раннему относится сочинение Конфуция «Лунь Юй»: «Цзы Гун спросил: существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь? Учитель ответил: Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»
Аналогичные формулировки встречаются и в древнеиндийских текстах: Одно из изречений Будды гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам» (Дхаммапада, XII, 159) и в мусульманских: Один из хадисов пророка Мухаммеда (тринадцатый в выборке 40 хадисов Нанави) гласит: «Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя».
Ну и конечно современные формулировки от «Ты мне, я тебе» до «реципрокный (взаимный) альтруизм». Современные этологи считают, что взаимный альтруизм появился у человека в процессе эволюции как следствие природного эгоизма.
Не вдаваясь в подробности о времени, месте и способе появления ЗП, хочу обратить внимание на принципиальную разницу формулировок в Новом и Ветхом Завете. Многие считают эти формулировки идентичными, и даже считают, что в Новом Завете ЗП появилась из Ветхого. Имея внешнюю схожесть, эти два правила несут разный, даже, можно сказать, противоположный смысл…
Формулировка же Ветхого Завета носит негативный характер – не делайте другим то, что Вам плохо. Следуя этому принципу, Вы не причините зла другому человеку, даже незнакомому. Такой принцип более универсален и оправдан по отношению и к близким людям, и к незнакомым. Иудеи, никогда не занимались прозелитизмом, вовлечением иноверцев в свою веру, не старались прививать другим то, что им казалось хорошо.
Возможно, вот такой принципиально разный нравственный императив у сторонников Ветхого и Нового Завета и определяет их разные культурные традиции, и как следствие, разный уровень развития общества.
Источник