что такое уголовное преследование в справке о несудимости

Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них

Какой способ подачи заявления на справку о наличии (отсутствии) судимости позволит получить готовую справку в максимально короткие сроки?

Ответ: Наиболее удобный способ подачи заявления – в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru.

Вместо установленных Регламентом 30 дней срок предоставления гос.услуги значительно сокращается до 10-14.

В случае подачи заявления в электронном виде количество посещений ведомства сокращается:

Судимость давно погашена, однако в справке она отражена. С такой справкой не могу никуда устроиться на работу. Как мне быть в такой ситуации?

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее – банки данных).

Согласно пунктам 1 и 2, части 3 статьи 17 Закона о полиции внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления.

В соответствии с частью 8 статьи 17 Закона о полиции персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Необходимость в обработке, хранении и предоставлении указанных сведений обусловлена требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе при приеме на государственную гражданскую службу, в органы и учреждения прокуратуры, в органы внутренних дел, при назначении на должности судей, при занятии преподавательской деятельностью и других, предусматривающих соответствующие ограничения независимо от снятия либо погашения судимостей.

При этом, погашение судимости наступает автоматически по истечении сроков, определенных в части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, без принятия дополнительных процессуальных решений.

Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 27 сентября 2019 г. № 660 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.01.2020 № 57322) (далее – Административный регламент), определена форма справки и отражаемая в ней информация. Согласно пункту 76.3 Административного регламента в справке о наличии (отсутствии) судимости в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации» при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, основания снятия судимости.

Содержание и объем информации, подлежащих внесению в справку согласно пункту 76 Административного регламента, соответствует целям обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение предоставления неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве или занятии предпринимательской деятельностью в соответствующих сферах, и предусматривает включение в справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости для их последующей передачи работодателю или органу, принимающему решение о допуске к осуществлению предпринимательской или иной деятельности определенного вида.

Включение в справку о судимости сведений о снятой (погашенной) судимости правомерно, поскольку обработка персональных данных заявителя по его письменному заявлению осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, а в связи с его профессиональной деятельностью и в соответствии с целями обработки, определенными Трудовым кодексом Российской Федерации, которым предусмотрено включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости.

Наличие судимости или факта привлечения к уголовной ответственности не является препятствием при трудоустройстве в учреждения или организации, где для осуществления трудовой деятельности отсутствуют соответствующие законодательные ограничения. Трудовым кодексом Российской Федерации установлены гарантии при заключении трудового договора согласно которым запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, а также не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав при заключении трудового договора в зависимости, в том числе, от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. За исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суде (часть 1,2 и 6 статьи 64 ТК РФ).

Мне необходима справка в ином формате, и чтобы в ней отразили сведения о снятии с меня судимости, однако в выданной справке данная информация отсутствует, это нарушает закон о рассмотрении обращений граждан

Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» содержит в себе общие нормы права, регулирующие порядок рассмотрения любых обращений, поступающих в государственные органы.

Вместе с тем выдача сведений о судимости физического лица по заявлению такого лица отнесена к категории государственных услуг, что следует из статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые оказываются в установленном порядке, при этом результат оказания государственной услуги может быть только таким, который предусмотрен административным регламентом. Таким образом, положения Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ, которые регулируют общие вопросы, не могут быть применены в условиях, когда имеется специальная норма права.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости установлен Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 27 сентября 2019 года № 660 (далее – Административный регламент) (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.01.2020 № 57322).

Читайте также:  что такое собачья преданность

Указанный Административный регламент установил стандарт предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, которые предоставляет МВД России.

Пунктом 9 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования; письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.

В приложение № 4 к Административному регламенту приведен образец заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.

В соответствии с подпунктом 76.3 Административного регламента отражению в справке подлежат следующие сведения: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, сведения о переквалификации деяния, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости.

Таким образом, форма результата предоставления государственной услуги, по содержанию отличная от установленной Административным регламентом, противоречит положениям Административного регламента. Результатом оказания государственной услуги может быть только выдача справки установленного образца. Иного результата оказания государственной услуги не предусмотрено законом.

Гражданин постоянно проживает (зарегистрирован) в Саратовской области, но в данный момент временно находится (работает, учится) в другом регионе РФ и там ему требуется справка о наличии (отсутствии судимости). Обязательно ли ему ехать в город Саратов для получения справки?

Ответ : Нет, не обязательно. Государственная услуга может быть получена по экстерриториальному принципу в ФКУ «ГИАЦ МВД России», любом ИЦ или МФЦ (в том числе посредством комплексного запроса) по выбору заявителя, а также через ЕПГУ.

В течение какого времени можно забрать справку о наличии (отсутствии) после её готовности?

Ответ : Срок хранения справки о наличии (отсутствии) судимости на бумажном носителе составляет 3 месяца с даты регистрации заявления в ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ.

Срок действия справок о наличии (отсутствии) судимости?

Ответ: Нормативными документами МВД России срок действия справок о судимости не установлен.

Каким способом я могу получить справку о наличии (отсутствии) судимости?

Ответ : Государственную услугу по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования предоставляет МВД России. На территории Саратовской области заявление по указанному вопросу можно подать:

Источник

Была свидетелем по уголовному делу и теперь не могу устроиться на работу. Законно ли это?

Я в молодости проходила свидетелем по уголовному делу. Но не была ни в судах, ни где-либо еще — просто дала свидетельские показания. Сейчас при приеме на работу не могу пройти проверку службы безопасности: говорят, есть запись по уголовному делу. Но я не судима и была всего лишь свидетелем.

Почему эта запись где-то фигурирует? Как восстановить справедливость? Как это аннулировать и куда обратиться?

Данные о свидетелях в информационные базы МВД не передаются. Это делается только в отношении подозреваемых и обвиняемых, и то не всегда. Поэтому в вашей ситуации возможны три варианта:

В любом случае нужно разбираться. Вот что вам стоит предпринять.

Проверьте себя на судимость

В первую очередь нужно выяснить, какая информация о вас есть в базе данных МВД. Речь идет о проверке на судимость. В справке будет информация не только о судимости или ее отсутствии, но и о фактах уголовного преследования в статусе подозреваемого или обвиняемого. А также о фактах прекращения дел по так называемым нереабилитирующим основаниям, когда дело закрыто, но человек считается виновным, — например, в связи с примирением сторон или после амнистии.

Если никаких сведений о вас в базе данных МВД нет, об этом будет прямо указано в справке.

Справку о несудимости можно заказать на портале госуслуг. Получить документ возможно в электронном или бумажном виде. За бумажной справкой нужно идти лично в информационный центр управления МВД. Электронный документ придет в личный кабинет на госуслугах.

Если нет возможности сделать онлайн-запрос, придется записаться на прием в информационный центр вашего регионального управления МВД и получить справку там. Запросить и получить справку по почте нельзя.

Если в справке есть информация о судимости, вы сможете оценить, правдивая это информация или ошибочная, и поймете, что делать дальше. Кроме того, вы увидите статью, по которой квалифицировано преступление, и сможете соотнести, насколько судимость мешает трудоустройству на ту или иную должность. Есть перечень работ и должностей, куда с судимостью устроиться нельзя. Во всех остальных случаях отказ в трудоустройстве можно оспорить. Правда, это сложно, и, вероятно, придется судиться.

Примеры работы, куда сложно устроиться, если есть судимость

Если в справке нет информации о судимости, то, похоже, ваш потенциальный работодатель просто не хочет брать вас на работу. Возможно, он придумал такую отговорку или вы не прошли проверку по другим критериям, которые служба безопасности не хочет разглашать.

Уточните, что имеет в виду работодатель

Вы пишете, что представитель работодателя говорит: «Есть запись по уголовному делу». Но из такой формулировки невозможно понять, что он имеет в виду. Попробуйте уточнить этот момент и выяснить, с чем конкретно связан отказ в трудоустройстве.

Учтите, что служба безопасности помимо закона руководствуется и внутренними критериями проверки, о которых никто ничего не скажет. Зачастую сотрудники СБ негласно пользуются связями в правоохранительных органах и даже могут получить доступ к уголовным делам, хотя это и незаконно. Не исключаю, что вас проверяли именно так. Возможно, пусть вы и были просто свидетелем, но в материалах дела есть сведения о вас, которые не понравились службе безопасности и стали причиной отказа в приеме на работу.

Читайте также:  какая есть такую и любите картинки с надписями

Курс о больших делах

Проверьте совпадения с другими людьми

Возможно, ваши данные совпали с данными другого человека. Ситуация крайне редкая, но все-таки вероятная. Совпасть должны ФИО, дата и место рождения.

Узнать о совпадении вы также сможете из справки о несудимости. Но изменить данные не получится: они касаются другого человека, а не вас.

Можно попытаться разъяснить ситуацию работодателю, но решение о приеме на работу останется за ним.

Если есть ошибки в справке или базе МВД, попросите их исправить

Возможно, в базе МВД есть ошибка или опечатка — и вы значитесь как судимый человек, хотя даже суда не было.

Признать запись недействительной, исключить ее или внести изменения можно только через суд. Для этого необходимо подать административный иск с соответствующим требованием в районный или городской суд по месту жительства. Это можно сделать в течение трех месяцев с момента, когда вы узнали о нарушении своих прав, — например, получили справку о судимости с недостоверными сведениями.

Однако нужно учитывать, что если запись верная, но истец хочет ее убрать, например, потому, что данные мешают поступить в вуз или устроиться работу, то в требованиях суд откажет.

Ошибка может быть не в базе данных, а в самой справке. В этом случае, чтобы ее исправить, нужно обращаться в управление МВД вашего региона или ФКУ «ГИАЦ МВД России». Подать заявление можно через госуслуги. Срок рассмотрения — 5 рабочих дней с момента регистрации обращения.

пп. 93—98 административного регламента МВД, утв. приказом от 27.09.2019 № 660DOCX, 60,9 КБ

По заявлению должны провести проверку и, если ошибка подтвердится, изменить сведения. Об отрицательном решении сообщат письменно, при положительном — пришлют новую справку о наличии или отсутствии судимости.

Что делать, если вы не знали о судимости

Может быть так, что вы ошибочно считаете себя свидетелем, а на самом деле фигурировали в деле как подозреваемая. Кажется, что это невозможно, но вот как все происходит.

Подозреваемым считается человек:

Если возбуждают уголовное дело или задерживают подозреваемого, то его допрашивают в присутствии защитника и объясняют, что происходит. В таком случае сложно не понять, что вы именно подозреваемый.

Но вот избрание меры пресечения может применяться и к свидетелю, и это сразу переводит его в статус подозреваемого, о чем он может и не знать. То есть человека допрашивают в качестве свидетеля, берут с него подписку о невыезде и больше никуда не вызывают. Если по итогам расследования обвинение не предъявляется, мера пресечения автоматически аннулируется. Человек считает себя свидетелем, а по факту он подозреваемый.

Поскольку дело до суда не дошло, при таком развитии событий дознавателю или следователю все равно пришлось бы выносить решение о прекращении преследования. Здесь все зависит от основания закрытия дела:

Если вы все-таки были подозреваемой и дело прекратили по нереабилитирующим основаниям, то в справке о судимости такая информация будет. Исправить ее или удалить нельзя.

Что в итоге

Стоит учесть, что службы безопасности организаций проверяют кандидатов комплексно, по своим критериям. Возможно, причина отказа вовсе не в том, что вы были свидетелем по уголовному делу, а в каких-то сведениях о вас из материалов этого дела. Если все так, то это вовсе не означает, что у вас будут проблемы с трудоустройством в другие компании. Но отношения с этим работодателем у вас вряд ли сложатся.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Источник

КС не разграничил понятия судимости и уголовного преследования

vibori lori big

vibori lori big

Конституционный Суд признал не подлежащей рассмотрению жалобу гражданина Алия Тоторкулова, которая, в частности, касалась несоответствия Конституции РФ ряда норм избирательного законодательства в части, в какой они устанавливают обязанность лиц, в отношении которых обвинительный приговор был отменен после вступления в силу, а при новом рассмотрении уголовное дело было прекращено вследствие изменения обстановки, указывать сведения о судимости.

В 2016 г. Тоторкулов выдвинул свою кандидатуру на выборах депутатов Государственной Думы, не указав при этом сведений о факте уголовного преследования, прекращенного по нереабилитирующему основанию. После поступления в Избирательную комиссию писем и справок из МВД России, в которых сообщалось о факте уголовного преследования Тоторкулова и о его прекращении, ему было отказано в регистрации кандидатом в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей и наличием счета в иностранном банке.

Однако другой кандидат по тому же избирательному округу оспорил постановление Избирательной комиссии, утверждая, что отсутствие в нем ссылки на сокрытие Тоторкуловым сведений о судимости и указания на то, что в связи с этим представленные им подписные листы признаны недействительными, нарушают его право на честные выборы.

Суды согласились с заявителем, обязав Избирательную комиссию дополнить основания отказа в регистрации его кандидатом словами «сокрытие кандидатом сведений об имевшейся судимости».

Повторно рассмотрев вопрос о возможности регистрации заявителя кандидатом, Избирательная комиссия, руководствуясь решением суда, отказала ему в регистрации кандидатом.

Изучив представленные материалы, Конституционный Суд отметил, что в соответствии с действующим правовым регулированием наличие у кандидата судимости само по себе не является препятствием для реализации пассивного избирательного права, однако сокрытие кандидатом сведений о судимости является основанием для отказа в его регистрации.

КС РФ напомнил, что за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые последствия, которые устанавливаются не УК РФ, а иными федеральными законами, исходя из природы и специфики соответствующих отношений. Так, для целей избирательного законодательства факт совершения кандидатом преступления, установленный приговором суда, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, в связи с чем исполнение обязанности сообщить сведения о вынесении в отношении кандидата обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.

Читайте также:  синовита что это такое тазобедренного сустава

Особое мнение высказал судья Гадис Гаджиев. Он отметил, что неопределенность в установлении конституционно обусловленных пределов обязанности гражданина, регистрирующегося кандидатом на выборах в законодательный орган, сообщать сведения об осуществлявшемся в отношении него уголовном преследовании была изначально порождена законодателем. По его мнению, правовая категория «сведения о судимости кандидата» оказалась не подходящей для целей наиболее полного информирования избирателей о личности кандидата, с одной стороны, при уважении доброго имени и деловой репутации кандидата – с другой.

В связи с этим, напомнил судья, КС РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой уголовно-правовому понятию «судимость» для целей избирательного права придавалось автономное значение, более близкое по содержанию к уголовно-процессуальному понятию «осуждение». При этом, подчеркнул судья, на стыке смежных категорий уголовного и уголовно-процессуального права (наличие судимости и осуществление уголовного преследования; освобождение от ответственности и освобождение от наказания) и конституционного права вновь обнаружилась неопределенность, которая, однако, не свидетельствует, что в отношении заявителя избирательный закон был применен в неконституционной интерпретации.

По мнению Гадиса Гаджиева, целесообразным является законодательно урегулировать случаи, когда отсутствует обвинительный приговор суда, но имеется постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, или дать им полноценное конституционно-правовое толкование. «Законодатель, в частности, мог бы предусмотреть такой организационно-правовой механизм, который позволял бы отражать в избирательных документах или иным образом доводить до сведения избирателей наиболее полно и в корректной форме обстоятельства имевшегося уголовного преследования кандидата», – отметил судья.

У адвоката АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Михаила Кириенко определение КС РФ вызвало двоякие ощущения. «С одной стороны, Суд подтвердил ранее сформированный подход определения общеправовых последствий судимости, с другой – ушел от толкования положений избирательного законодательства, требующего для реализации пассивного избирательного права уведомлять о наличии судимостей», – пояснил он. По его мнению, фактически КС РФ создал предпосылки для расширительного понимания требований рассматриваемых норм, которое используют государственные органы и суды.

При этом он выразил полное согласие с особым мнением судьи Гаджиева, который «хоть и в мягкой форме, но обратил внимание на нетождественность категорий “сведения о судимости” и “информация о фактах уголовного преследования”».

Он напомнил, что судимость возникает после установления по определенной процедуре факта совершения преступления, что с учетом положений ст. 49 Конституции РФ возможно только в форме приговора. Таким образом, полагает адвокат, хотя дело было прекращено по нереабилитирующим основаниям, само его наличие недопустимо считать основанием установления виновности и возникновения судимости.

При этом он обратил внимание, что иные федеральные законы четко разделяют сведения о судимостях и преследовании. Например, ст. 331 ТК РФ определяет запрет занятия педагогической деятельностью лицам, имеющим или имевшим судимость, а также подвергавшимся уголовному преследованию.

Руководитель конституционной практики адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА Дмитрий Кравченко также считает, что в подобных рассмотренной ситуациях не следует отходить от максимального следования презумпции невиновности. «В общественном сознании нередко есть уверенность, что дыма без огня не бывает, и многие бы согласились, что о факте уголовного преследования и прекращении дела по нереабилитирующим основаниям нужно сообщать избирателю. Но я сторонник того, чтобы считать людей, уголовное преследование которых прекращено, в том числе по нереабилитирующим основаниям, невиновными, – это важный принцип, у которого вряд ли должно быть избирательное исключение», – отметил он.

Адвокат АБ «Мусаев и партнеры» Надежда Ермолаева добавила, что разделение оснований прекращения уголовного преследования на реабилитирующие и нереабилитирующие является не основанным на законе изобретением правоприменителей – участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Она полагает, что и Конституционный Суд, и судья Гаджиев упускают значимые правовые категории при выстраивании баланса между правом лица сохранить свою честь и доброе имя и конституционным принципом народовластия. И упускают они не только принцип недопустимости расширительного толкования терминов уголовного закона и принцип презумпции невиновности, на которые указали и другие эксперты. По мнению Надежды Ермолаевой, КС РФ и судья ограниченно понимают право граждан на получение информации о кандидатах, упуская из внимания право каждого свободно искать информацию, в том числе о судимостях кандидата и о фактах привлечения его к участию в уголовном деле. Кроме того, факт уголовного преследования кандидата в прошлом может быть выявлен Избирательной комиссией при рассмотрении заявления будущего кандидата о регистрации, что и произошло в деле заявителя по жалобе.

С точки зрения Надежды Ермолаевой, Конституционный Суд сослужил бы обществу более существенную службу, если бы в своем определении четко разграничил категории судимости и привлечения к участию в уголовном деле, в том числе для целей избирательного закона, с учетом базового права любого гражданина считаться невиновным в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда. Также адвокат считает необходимым внести ясность в действующее законодательство в этом вопросе, в том числе и в части невозможности отказа в регистрации кандидата в связи с тем, что им не были предоставлены какие-либо сведения, предписав избирательным комиссиям выявлять подобные факты и доводить их до сведения избирателей.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector