что такое угол трекинга в характеристике головки проигрывателя винила

Как настроить проигрыватель винила. Силы от иглы на пластинке. Как прижимная и сила противоскольжения влияют на звук

vinylПластинка – игла на виниловом проигрывателе представляют собой связанную механическую систему. Впрочем, как и весь проигрыватель в целом. Однако именно система игла-пластинка является «первым рубежом» влияющим на звук, на его прохождение, на воспроизведение, на качество, на частоты. Влияние это порой настолько значительно, что используя очень дорогой проигрыватель, высококлассную головку, можно остаться ни с чем, если это все не настроено должным образом. А что такое «должным образом»? Какие силы участвуют в процессе звуковоспроизведения, каковы они должны быть, в частности их направления и значения? Об этом в моей статье.

Для того чтобы понять насколько все не просто, то есть то о чем мы говорим, это не только теория, но и практика, стоит взглянуть на любопытнейшую картинку.

3

Вот так при значительном увеличении выглядит пластинка и иголка, которая скользит по ней. Теперь вы видите, какие горы, перевалы и крутые объезды приходится преодолевать игле на пластинке. А отсюда и возникают силы, бросающие иглу то вверх, то вниз, то в стороны. Начну с описания прижимной силы иглы. Эта сила наиболее важная, так как ее влияние наиболее заметно.

Установка проигрывателя

Первоначально перед настройкой всех сил для иглы выставляем проигрыватель так, чтобы стол проигрывателя находился параллельно плоскости земли. Выставить стол можно при помощи маленького уровня и регулировкой ножек проигрывателя.

Прижимная сила иглы на проигрывателе винила (tracking force)

Прижимная сила, это сила возникающая на конце трубке тонарма, а еще точнее, в точке соприкосновения иглы с пластинкой и действующая по вектору перпендикулярному поверхности пластинки. Значение этой силы можно настроить путем перемещения грузика на «хвосте» тонарма ближе или дальше, относительно точки опоры. Если груз притягиваем ближе к точке опоры, то тем самым увеличиваем силу, если дальше, то уменьшаем. Такая регулировка похожа на случай с детскими качелями во дворе, когда на них качаются дети. Чуть один из детей сдвинется к центру или от него, или вовсе спрыгнет, то тут же это почувствует и другой…

1

Рекомендуемое номинальное значение силы обычно прописано в инструкции к головке. Измеряется сила с точностью до десятых граммов и контролируется с помощью чувствительных и точных весов, обычно специализированных. Вроде того.

4

Если вы потеряли инструкцию от вашей головки, и не знаете какую необходимо выставить прижимную силу, то можно посмотреть характеристики для головки в интернете, в крайнем случае, выставляем силу порядка 1,6-2,0 грамма. Обычно именно в этом диапазоне выставляется прижимная сила для большинства головок виниловых проигрывателей.

Что будет если не настроить силу, то есть если она выбьется из этого диапазона? Здесь все просто и логично. При силе меньшей минимальной, иголка будет стараться чуть подлететь, вырваться из канавки, само собой такое низкое качество контакта скажется и на звуке. В этом случае очень заметно упадут низкие частоты, то есть будут почти отсутствовать. Возможно даже кратковременное пропадание звука или перескакивание иголки из одной дорожки пластинки в другую. Причем это перескакивание не будет связано с чистотой пластинки, то есть с наличием на ней какого-либо мусора или дефектов провоцирующих этот самый перескок с одной дорожки на другую.
А вот при превышении tracking force (прижимной силы) будет заметное снижение высоких частот, кроме того износ пластинки и иголки увеличится в разы. Не буду говорить насколько, но это произойдет наверняка. Так что в превышении этой силы тоже ничего хорошего нет.

Если резюмировать по поводу значения прижимной силы, то она наиболее важная. От нее зависит 95 процентов качества звука, можно условно сказать и так. Поэтому выставлять и контролировать прижимную силу на проигрывателе необходимо регулярно.

Сила противоскольжения (anti skating force) для иглы на проигрывателе винила

Это сила возникающая в точке соприкосновения иглы с пластинкой и действующая по вектору направленному от центра пластинки (оси шпинделя) и проходящему через точку соприкосновения иглы с пластинкой. По сути появление этой силы на игле провоцирует эвольвента звуковоспроизводящих канавок, которая меняет свой радиус от края пластинки к центру. При вращении пластинки, канавка пытается сместить иглу, а вместе с ней весь тонарм. В итоге, если не было бы компенсации этой силы (anti skating force), то игла все время находилась бы в неопределенном состоянии. Ее бы то подталкивало на один бортик канавки, то бы она возвращалась на другой.

1

В этом случае сила противоскольжения пытается найти баланс для положения иглы в канавке, если смотреть на поперечный разрез от центра пластинки к ее краю. Значение этой силы выставляют точно такое же как и для прижимной силы. То есть если поставили 1,5 грамма, то тоже ставим 1,5, если же 2, то ставим 2.
На самом деле значение этой силы не столь явственно влияет на звук, как значение прижимной силы, про которую я рассказывал ранее. Самое страшное, что может быть, так это смещение уровня воспроизведения по каналам. Если это заметно, то соответственно регулируем баланс уменьшением либо увеличением этой силы.

Собственно регулировка силы противоскольжения осложняется еще и тем, что она сама по себе меняется во время проигрывания на пластинке, ведь радиус эвольвенты меняется, а вместе с ним меняется и скорость в точке соприкосновения иглы и сила «утягивания» иглы с тонармом в сторону. Поэтому даже если и выставить все очень точно и верно, по среднему положению на пластинке, то в конце пластинки или начале мы получим все равно некорректные значения для этой силы.

Настройка сил (прижимная и сила противоскольжения) на проигрывателе винила

Настойка сил производится на тонарме, путем перемещения груза по «хвосту» тонарма для прижимной силы и подстройкой с помощью колесика, либо подбора груза (для тонарма на картинке с ниткой) для силы противоскольжения.

5

2

Подводя итог…

noteКонечно, нашу статью нельзя по настоящему назвать статьей о настройке проигрывателя винила. Ведь в ней не было ни о том как выставить проигрыватель, как установить головку на шел… Если быть объективными, то статья более о действующих и рабочих силах, возникающих при проигрывании пластинок и в конструкции тонарма. При этом, такая информации тоже ценная и обязательная к принятию ее во внимание. Так скажем, что написать одну большую статью обо всем и сразу будет не то что сложно, а даже не нужно и невозможно! Ведь в этом случае все свалится на ваши головы скопом и разом, что быть может ни к чему и лишь внесет некую сумятицу. Лучше все же всё постигать постепенно и шагами, а понимание что откуда и зачем, придет само, с опытом и с изучение других статей из нашей рубрики про винил. А здесь все-таки было много полезной и основной информации для начинающего держателя проигрывателя винила.

Источник

Выбираем звукосниматель для проигрывателя винила

Задачей картриджа проигрывателя винила является преобразование механических колебаний этой иглы в электрический сигнал. В дальнейшем, пройдя несколько стадий усиления и преобразования, именно он превратится в звук из колонок. Поэтому к выбору звукоснимателя нужно подойти очень внимательно.

Сохранить и прочитать потом —

Ortofon SPU Century

Тип звукоснимателя

По принципу действия звукосниматели подразделяются на MM (с движущимся магнитом) и MC (с движущейся катушкой). Первые обеспечивают сигнал более высокого уровня, имеют сравнительно скромную стоимость и блок иглы в них, как правило, можно менять. Зато вторые в силу конструктивных особенностях лучше звучат, за что и ценятся аудиофилами. При выборе картриджа нужно учитывать, что MM и MC-модели требуют различных фонокорректоров по коэффициенту усиления и нагрузочным характеристикам. Поэтому нужно определить подходящий для вашей системы тип, в зависимости от имевшегося в системе фонокорректора. Можем сразу подсказать, что для проигрывателей винила начального и среднего уровня предпочтительными будут MM-звукосниматели. Так, одной из самых удачных моделей головок данного типа с очень выгодным соотношением качества и цены является Ortofon 2M-Red.

Ortofon 2M Red

Отдельно стоит упомянуть звукосниматели MC-типа, которые в силу специальных конструктивных решений развивают выходной сигнал, близкий по уровню к ММ-головкам. Хорошим примером такой модели является картридж Sumiko Blue Point Special EVO III H. Однако надо учесть, что при формальной поддержке стандартного для ММ входного импеданса фонокорректора 47 кОм, электрические характеристики (внутренний импеданс и выходное напряжение) подобных моделей немного отличаются от MM-головок. Поэтому такие картриджи желательно использовать с фонокорректорами, позволяющими экспериментировать с настройками входного импеданса.

Sumiko Blue Point Special EVO III H 2.5 mV

На игле

Следующей важной характеристикой, влияющей на выбор картриджа, является тип заточки иглы. Чем меньше ее радиус (и меньше соответствующее пятно контакта), тем точнее игла будет считывать звуковую дорожку виниловой пластинки. Однако и механическая нагрузка слишком «острой» иглы на канавку пластинки будет высокий, так что здесь необходимо соблюдать определенный компромисс. Самыми популярными на сегодня являются сферическая и эллиптическая заточки. Эллиптическая имеет меньшее пятно контакта со звуковой дорожкой при разумном давлении, поэтому считывает ее модуляции точнее, чем сферическая. Особенно это проявляется на высоких частотах, диапазон которых у звукоснимателей с эллиптическими иглами шире. Эллиптическую заточку, например, имеет игла в звукоснимателе Audio-Technica AT-F7.

at f7 3 sq

Существуют и более экзотические типы заточки игл, встречающиеся в дорогих моделях звукоснимателей. Однако для большинства меломанов оптимальным выбором могут стать картриджи именно с эллиптическими иглами.

Удержать и направить

Алмазную иглу удерживает специальный миниатюрный рычажок, называемый кантилевером. Его задача – как можно точнее передать механические колебания с той стороны, где расположена игла, на противоположную, где находятся магниты (в MM-головках), или катушки (в MC). Отсюда следует, что кантилевер должен быть как можно более легким и в то же время жестким, чтобы работать точно, и в то же время не создавать паразитных вибраций. На это влияет материал, размер и форма данного элемента картриджа. Обычно в качественных головках кантилевер представляет собой алюминиевую трубочку, однако в моделях высокого класса он может быть изготовленным из бора, карбона или каких-нибудь металлических сплавов.

head nude

С иглой связана еще одна хитрость. Иногда в названии модели картриджа рядом с обозначением типа заточки может стоять еще одно слово – Nude. Оно означает, что игла полностью выполнена из цельного алмаза и закреплена на кончике кантилевера (на рисунке вариант a). Альтернативным решением является использование металлического стержня с алмазным наконечником (вариант b), что позволяет сэкономить на размерах последнего и сделать картридж дешевле. Однако с точки зрения качества звука иглы Nude предпочтительнее, так как менее склонны к возникновению паразитных резонансов. Игла такого типа установлена, например, в MC-звукоснимателе Ortofon Cadenza Red, который ценится среди меломанов за точный и сбалансированный звук.

Ortofon Cadenza Red

Тонармы бывают разные

По способу монтажа к тонарму звукосниматели можно разделить на два основных типа. Самым популярным является крепление картриджа к держателю (шеллу) тонарма с помощью двух винтов. Расстояние между отверстиями на шелле и корпусе звукоснимателя стандартизовано, и составляет полдюйма. Есть также картриджи, которые стыкуются к торцевой части тонарма, если последний поддерживает именно этот тип подключения. Эти картриджи могут быть или уже установлены на шелл (P-Mount), или иметь конструкцию, аналогичную моделям Ortofon серии SPU.

Законы механики

Важным механическим параметром звукоснимателя, на который нужно обращать внимание – трекинг. Он показывает, с какой максимальной амплитудой может перемещаться игла в дорожке пластинки до того, как в звуке появятся искажения. Эта величина измеряется в микрометрах (мкм), и чем она больше, тем лучше.

Для определения совместимости картриджа и тонарма необходимо обратить внимание на два параметра. Первый называется податливость и измеряется как соотношение микрометр на микроньютон (мкм/мН) либо см/дин х 10-6. Оптимальная податливость картриджа для проигрывателя зависит от эффективной массы установленного на нем тонарма (см. таблицу).

table head 1

Иными словами более жесткие (с малой податливостью) картриджи нуждаются в тяжелых тонармах и наоборот. При невыполнении этого требования в звуке появятся искажения, вызванные резонансами. Самые любознательные могут вычислить резонансную частоту своей системы:

F = 159/√((Mэф + Mг + Mк ) * С), где:

Mэф — эффективная масса тонарма в граммах (см. спецификацию производителя);
— масса головки в граммах (см. спецификацию производителя);
— масса крепежа, примерно 0,5 г, но можно взвесить самостоятельно;
С — податливость кантилевера в см/дин х 10-6 (см. спецификацию производителя).

Желательно, чтобы резонансная частота оказалась в области инфразвука, но не слишком низко, около 10 — 14 Гц, иначе у коробленых пластинок будет страдать устойчивость иглы в канавке. В то же время следует избегать резонанса системы на более высоких частотах, поскольку на 20 Гц официально начинается рабочая область фонограммы.

Вторым параметром, влияющим на совместимость картриджа с тонармом, является вес. Он должен попадать в диапазон регулировки противовеса, иначе тонарм не удастся сбалансировать. И, разумеется, при настройке проигрывателя необходимо убедиться в том, что установленная прижимная сила для головки совпадает с рекомендованной изготовителем.

Источник

Как правильно настроить виниловый проигрыватель

VinilTuneMain

Немного потраченного времени для достижения отменного звучания.

Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и стационарное место в вашей квартире или доме. Винил не любит транспортировки.

Этап 1. Выставляем уровень проигрывателя

После установки винилового проигрывателя необходимо выставить оптимальный уровень устройства. Планшайба (диск на который кладутся пластинки) должна располагаться строго горизонтально. Главным помощником в этом станет строительный уровень типа «крестовина», либо iPhone с запущенным приложением Компас, открытым на вкладке Уровень. В качестве дополнительного аксессуара можно найти и специализированный пузырьковый уровень от таких производителей как AudioTechnica, Clearaudio, Ortofon.

VinilTune1

Регулировку можно произвести с помощью ножек проигрывателя, подкручивая их по высоте. Обратите внимание, что замерять уровень отклонения от «идеального горизонта» следует не только на планшайбе, но и в нескольких точках самой деки проигрывателя:

VinilTune2

Как только уровень покажет строго горизонтальное положение, переходим к следующему этапу.

Этап 2. Настройка картриджа

Каждая головка звукоснимателя, непосредственно перед эксплуатацией должна пройти процедуру предварительной настройки. От того как будет расположена звукоизвлекающая игла зависит площадь и угол ее соприкосновения с дорожками пластинка, а, соответственно, и глубина, насыщенность и частотные характеристики снимаемого звука.

Несмотря на то, что выставление иглы можно выполнить с помощью обычной линейки, для правильной настройки картриджа существует профессиональный транспортир. Оптимальное расстояние от иглы до ножки звукоснимателя составляет 50 мм.

VinilTune4

Для регулировки уровня вылета иглы на головке звукоснимателя предусмотрены два крепежных винта (зависит от конкретной модели). Немного послабив их, вы сможете переместить каретку. Установив иглу на уровне 50 мм, зафиксируйте прижимные винты.

Следующий немаловажный момент заключается в правильном выставлении азимута головки звукоснимателя. Для этой процедуры нам понадобится зеркало.

VinilTune5

Настройка азимута предусмотрена и в некоторых моделях звукоснимающих головок. В таком случае, регулировать азимут с помощью тонарма нет необходимости.

Этап 3. Настройка тонарма

Одним из главнейших элементов любого проигрывателя виниловых дисков является тонарм. Его задача заключается в удержании звукоснимателя над виниловым диском и плавном перемещении головки во время воспроизведения. От правильности настройки тонарма зависит конечное звучание, ведь именно тонарм передает сигнал от звукоснимателя к фонокорректору.

VinilTune3

Для регулировки угла бокового слежения тонарма потребуется распечатать бумажный шаблон, загрузить который вы можете здесь. При распечатке будьте внимательны: проверочная линия должна составлять ровно 180 мм. Значения 60,325 и 117,42 – это фактически необходимое расстояние в миллиметрах от центра шпинделя до ближней и дальней точек установки иглы (крестовина на сетке). По этим значения проводите сверку при распечатке.

VinilTune6

Область черной точки предназначается для установки шаблона на шпиндель проигрывателя. Надев шаблон на шпиндель, приступаем к настройке.

    1. Установите иглу на строго центральную точку пересечения линий сперва на дальней области решетки (та, что ближе к краю пластинки).

2. Обратите внимание на положение головки относительно сетки. Головка должна стоять строго параллельно.

VinilTune7

3. Переместите головку звукоснимателя на ближнюю область решетки (та, что ближе к центру пластинки).

4. Убедитесь, что головка также параллельна линиям шаблона.

В случае, если головка не параллельна линиям разметки шаблона, послабте фиксирующие головку два винта (расположены на картридже) и установите их под правильным углом.

При выставлении тонарма еще одной задачей является определение оптимального уровня его давления (прижимной силы тонарма) на поверхность пластинки. Допустимый диапазон веса всегда указывается либо в инструкции проигрывателя, либо отдельно в паспортных характеристиках головки звукоснимателя. Величина измерения – граммы, которая обычно варьируется в пределах от 1-2,5 грамма. Для установки прижимной силы тонарма необходимо:

Для контроля прижимной силы можно воспользоваться и специальными весами, обеспечивающими точность показаний до сотой доли грамма.

VinilTune8

В соответствии с установленной прижимной силой необходимо установить и величину антискейтинга. Антийскейтинг – это специальная система противовеса, которая позволяет предупредить произвольное перемещение звукоснимателя под действием центробежной силы.

VinylTune9

По умолчанию величина антискетинга равна величине силы прижимной силы. Для более тонкой настройки желательно воспользоваться специальным лазер-диском.

VinylTune10

Установив лазер-диск, запустите проигрыватель и опустите тонарм со звуковой головкой на поверхность диска. Смещение головки корректируется с помощью поворота ручки антискейтинга. Добейтесь такого уровня антискейтинга, при котором во время вращения диска головка звукоснимателя не будет уходить в сторону.

Этап 4. Установка угла отслеживания иглы

Запись всех виниловых пластинок производится строго под определенным углом. Угол резания традиционно составляет 20 градусов (старые пластинки имеют угол в 15 градусов). Для воспроизведения звука с минимальными искажениями необходимо правильно выставить картридж звукоснимателя. Он должен располагаться строго параллельно пластинке.

Для настройки потребуется специальный пузырьковый уровень, которым мы пользовались при выравнивании проигрывателя, но значительно меньшего размера.

1. Установите пластинку и подведите тонарм.

2. Опустите головку звукооснимателя на пластинку.

3. На головку звукоснимателя положите пузырьковый уровень.

VinylTune11

4. С помощью регулировочных винтов опоры тонарма скорректируйте его высоту до «идеальной параллельности» головки.

Некоторые модели проигрывателей виниловых пластинок не предусматривают настройку высоты тонарма. Вместо этого производитель указывает оптимальные картриджи, которые соответствуют параллельной установке тонарма.

На этом настройку винилового проигрывателя можно считать оконченной.

P.S. Если после покупки винилового проигрывателя вы не можете понять за что же, собственно, так хвалят винил, займитесь тонкой настройкой проигрывателя. Потраченное время с лихвой компенсируется отменным качеством звучания.

Удачной настройки и приятного вам прослушивания!

Источник

Как разобраться в техпаспорте головки звукоснимателя и не потратить деньги зря

Сохранить и прочитать потом —

Проигрыватель винила – это не только звучание особого свойства, но и, прямо скажем, мода. При этом не все из желающих пополнить свою систему этим компонентом осознают, что подготовить его к работе – не то же самое, что подладить под себя смартфон.

Конечно, можно купить модель в сборе и даже с уже установленными настройками, а также с фонокорректором на борту и USB-выходом для оцифровки записи на пластинке; последнее удобно, но абсурдно. Когда практически все аудио, окружающее нас, цифровое, аналоговый звук стоит холить и лелеять, а чтобы он не только «ароматом», но и строго научными акустическими характеристиками мог соперничать с повсеместно распространенным, следует осмысленно подходить к его созданию.

audio technica at33sa ASTR1800[1]

«Пятый элемент» проигрывателя винила

Времена граммофонов и патефонов давно прошли, и теперь бугорки и впадинки на дне канавки у пластики требуют своего отображения в электрическом сигнале. Эту операцию выполняет головка звукоснимателя (картридж) – пожалуй, самый главный элемент проигрывателя винила. В настоящее время широко используются модели двух типов: MM – с подвижным магнитом и MC – с подвижной катушкой.

Первые практичнее: они выдают сигнал более высокого уровня; как правило, стоят дешевле; чаще встречаются интегрированные усилители cо встроенным MM-фонокорректором; и даже иглу картриджа можно заменить, хотя ценовая политика их производителей построена так, что проще и ненамного дороже будет купить новый.

Считается, что вторые создают более качественный звук, однако это утверждение – предмет непрекращающегося спора между приверженцами головок того или иного типа. Тем не менее, самые доступные MC-головки стоят примерно столько же, сколько дорогие и технологически продвинутые MM-картриджи. Большинство из них выдают сигнал с напряжением раз в 10-15 меньшим, чем модели с подвижным магнитом, а встроенные MM/MC-фонокорректоры встречаются в усилителях более высокого ценового сегмента. Но раз такое положение вещей сохраняется многие годы, очевидно для превосходства звукоснимателей MC-типа есть разумные основания.

Все остальные элементы конструкции проигрывателя винила лишь обеспечивают оптимальные условия для работы головки. Однако бесполезно использовать дорогую модель, если эти кондиции не соблюдены с теми допусками, которые соответствуют классу и качеству изготовления картриджа. Как показывает опыт, разумное соотношение его стоимости и цены вертушки – не больше единицы, то есть головка не должна быть дороже проигрывателя.

1457903218 J18A4322[1]

Верная рука задает тон

Допустим, вы уже приобрели проигрыватель виниловых дисков и провели за их прослушиванием много часов. Вам могло что-то в итоге не понравиться или просто захотелось освежить впечатления. Источник этого типа тем и привлекателен для многих, что позволяет вносить собственными руками заметные изменения в звучание.

«Что-то поправить в консерватории» всегда можно заменой головки звукоснимателя, однако при этом надо принять в расчет конструкцию и характеристики тонарма, которым оснащен ваш проигрыватель, иначе выбранный картридж просто невозможно будет вывести на оптимальный режим работы.

Встречаются тонармы с высокой и ультранизкой эффективной массой, для которых нужны особые картриджи, однако такие крайности сегодня скорее исключение. Наиболее распространенные на рынке модели вполне успешно согласуются с большинством предлагаемых картриджей, поскольку унификация – один из аспектов глобализации.

Еще один момент требует особого внимания: бывают тонармы с регулируемой высотой основания и без возможности ее изменения. В последнем случае не для всех картриджей удастся установить правильный вертикальный угол следования (VTA), и это обстоятельство следует учитывать при выборе модели.

Однако если современные картридж и тонарм относятся к одному и тому же ценовому уровню в бюджетном и среднем сегментах, то проблем возникать не должно.

Вес – средний

В списке характеристик картриджа обязательно указывается его вес, и это очень важный параметр. Если у запримеченного вами он меньше 5 или больше 12 граммов, то перед покупкой следует проверить совместимость такой головки с тонармом вашего проигрывателя, иначе придется применять некие ухищрения типа дополнительных грузов, устанавливаемых на шелл или противовес, без гарантии успеха. Совместимость картриджа и тонарма определяется по эмпирической формуле или таблицам, но если держаться «золотой середины», как в плане эффективной массы тонарма (от 9 до 17 граммов), так и веса головки, то проблем не должно возникать.

61

Жесткость – не в тренде

Такой же подход можно предложить в отношении динамической податливости подвеса, которая также указывается в технических характеристиках картриджей. Если этот параметр лежит в пределах от 12 до 25 единиц (10-6 см/дин или мкм/мН), то с большинством современных тонармов такая головка нормально согласуется, то есть образует колебательную систему с собственной резонансной частотой в диапазоне 8 – 11 Гц. В случае сомнений можно воспользоваться специальными таблицами или диаграммами, но потребуется знать эффективную массу тонарма. У большинства проигрывателей, уже им оснащенных, она имеет средние значения.

Фигуры высшего пилотажа

Среди характеристик картриджа можно найти профиль заточки алмазной иглы. Наиболее распространенные сферический и эллиптический, однако бывают и более сложные, как можно лучше повторяющие форму канавки, что обеспечивает большую площадь контакта, а значит, более правильное и надежное огибание. Такие иглы к тому же более долговечны, но, как и следовало ожидать, оснащенные ими головки стоят дороже. Крупные компании, тем не менее, могут позволить себе установку алмаза сложной заточки в сравнительно недорогой картридж, но это не гарантирует более высокого качества звука, так как на него влияют и другие факторы. К примеру, дешевый пластиковый корпус способен свести на нет все усилия по точному съему информации на виниле, поэтому не стоит только по этому признаку выбирать недорогой картридж.

Сапфир, бор или алюминий?

При передаче колебаний иглы на магнит или катушку важно, чтобы в системе не возникали паразитные резонансы, а они зависят среди прочего и от механических свойств иглодержателя. Лучшие материалы для него – сапфир или бор, именно они применяются для этих элементов в дорогих картриджах. В более доступных используются трубки из алюминия, хотя были попытки делать кантилеверы из углепластика. Здесь возможность выбора вариантов невелика: чем дороже головка, тем больше усилий разработчики уделяют снижению резонансов, тем менее вероятно использование алюминиевых иглодержателей.

at f7 3 sq

Где найти фонокорректор?

Выбирая картридж, стоит также посмотреть, через какой фонокорректор вертушка подключена к Hi-Fi-системе. Он может быть встроенным в нее или в усилитель, и скорее всего предназначенным для головок с подвижным магнитом. Переключаемыми фонокорректорами MM/MC-типа оснащаются усилители среднего и высокого ценового уровня, но если вы рассчитываете использовать MC-картридж, то разумным будет приобрести компонентный фонокорректор. Предложение этих устройств на рынке весьма широкое, в том числе имеющих на борту усилитель для наушников и/или ЦАП для оцифровки сигнала. Однако от этих дополнительных опций легко можно отказаться в пользу модели MM/MC-типа с возможностью настройки таких параметров, как сопротивление нагрузки, входной импеданс, входная емкость и коэффициент усиления, а некоторые позволяют также выбирать кривую эквализации, соответствующую различным стандартам (RIAA, IEC).

«Золотая середина»

Мода на виниловые проигрыватели породила самый широкий спектр предложений рынка, так что на первый взгляд представляется, будто разобраться, что к чему подойдет, просто невозможно. Однако на деле все не так сложно. Пока вы не освоились с вертушками, лучше держаться середины, будь то бюджетный или среднеценовой сегменты. По механическим параметрам самые критичные элементы их конструкций – картридж и тонарм – будут согласованы, и звучание выйдет на тот уровень качества, который определяется в максимальной мере головкой звукоснимателя, а настройку можно будет произвести самостоятельно.

Если же в вашем распоряжении оказался винтажный или не мейнстримовый проигрыватель, то его запуск в работу или апгрейд могут потребовать более углубленного изучения предмета, чего не стоит пугаться. Доступной информации – море, а результатом потраченных усилий станет звук, созданный вашими собственными руками, что сделает его еще слаще для слуха.

Без суеты

После того, как настройка вертушки с новой головкой завершена, не стоит сразу делать выводы о качестве звучания. Как и любому Hi-Fi-компоненту, ей требуется прогрев, а точнее достаточно много времени для того, чтобы приработался подвес. Кроме того, через несколько дней прослушивания следует еще раз проверить настройки прижимной силы и антискейтинга, а также установленные параметры на фонокорректоре или даже попробовать что-то изменить, особенно если речь идет об MC-головке. И лишь после этого можно делать выводы о том, насколько удачным оказался ваш выбор.

Скупой платит дважды

Возможности перед покупкой прослушать картридж продавцы, как правило, не предусматривают, да и оценить его звучание в отрыве от конкретного проигрывателя и системы в целом затруднительно. Тем не менее, приобретать их стоит в таких торговых точках, где в случае обнаружения брака головку можно будет вернуть.

Источник

Праздники по дням и их значения
Adblock
detector