что такое угол тангажа

Кабрирование

180px flight dynamics

Тангаж (фр. tangage — килевая качка), угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной поперечной оси инерции. Угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью. В авиации различают тангаж с увеличением угла (кабрирование) и с уменьшением угла (пикирование); вызывается отклонением руля высоты.

Это один из трёх углов (крен, тангаж и рыскание), соответствующих трём самолетным углам, которые задают наклон летательного средства относительно его центра. По отношению к морским судам используется термин «дифферент» с таким же значением.

Примечания

Смотреть что такое «Кабрирование» в других словарях:

Кабрирование — (французское cabrage, от cabrer поднимать на дыбы) движение летательного аппарат в вёртикальной плоскости вокруг поперечной (горизонтальной) оси в сторону увеличения угла атаки (нос летательного аппарата поднимается вверх относительно местного… … Энциклопедия техники

КАБРИРОВАНИЕ — задирание самолета в полете носом вверх. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

кабрирование — сущ., кол во синонимов: 1 • поворот (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

кабрирование — я, ср. cabrer. Поворот летящего самолета вокруг поперечной оси, при котором поднимается нос самолета. СИС 1985. Такое положение или маневр самолета, когда у него виснет хвост (самолет кабрирует, летчик скабрировал). 1925. Вейгенлин Сл. авиа.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

кабрирование — rus кабрирование (с), дыбление (с) eng rearing (tractor), rear upsetting fra cabrage (m) deu Aufbäumen (n) spa vuelco (m) hacia atrás, encabritamiento (m) … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

Кабрирование — ср. Поворот летящего самолета вокруг поперечной оси, при котором поднимается нос самолета. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

КАБРИРОВАНИЕ — (франц. cabrage, от cabrer поднимать на дыбы) движение ЛА в вертик. плоскости с вращением корпуса относительно поперечной (горизонтальной) оси в сторону увеличения атаки угла (нос ЛА поднимается вверх выше местного горизонта) … Большой энциклопедический политехнический словарь

Кабрирование — вид манёвра боевых самолётов (вертолётов) в вертикальной плоскости с набором высоты. Применяется при бомбометании (как правило, с малых высот). Обеспечивает безопасность ЛА от воздействия сброшенных средств поражения … Словарь военных терминов

кабрирование — кабр ирование, я … Русский орфографический словарь

Источник

Что такое угол тангажа

Vj0PYZu2RtddChsNBNIdGXVeoO3wmYlg7RJ39oYmrBpWoGTTxTTNjMV 9YCa8SzECGsG4uII

Vj0PYZu2RtddChsNBNIdGXVeoO3wmYlg7RJ39oYmrBpWoGTTxTTNjMV 9YCa8SzECGsG4uII

Авиапроект «Крылья Советов» запись закреплена

ЧТО ТАКОЕ КРЕН, ТАНГАЖ И РЫСКАНИЕ
#авиасловарик

Это три угла поворота, соответствующие трём углам Эйлера, которые задают ориентацию летательного аппарата (ЛА) относительно нормальной системы координат (относительно его центра инерции по трём осям).

e29c85КРЕН (Roll) — отклонение плоскости симметрии ЛА от вертикального положения (от местной вертикали к земной поверхности). Другими словами: поворот ЛА или судомодели вокруг её продольной оси.
Характеризуется углом крена и скоростью крена.

Манёвры крена используются, например, при разворотах, при выполнении фигур пилотажа, при заходе на посадку для парирования смещения траектории летательного аппарата относительно оси взлётно-посадочной полосы.

Управление креном осуществляется органами поперечного управления: элеронами — элементами механизации крыла. Самопроизвольный крен летательного аппарата называют валёжкой.

e29c85ТАНГАЖ (Pitch) — угловое движение ЛА, при котором его продольная ось изменяет своё направление относительно горизонтальной плоскости. Другими словами: угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции. Характеризуется углом тангажа и скоростью тангажа.

Угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью.

Манёвры авиамодели с увеличением угла тангажа называются кабрированием, а с уменьшением — пикированием. Эти манёвры осуществляются созданием момента тангажа за счёт отклонения органов управления: руля высоты или элевонов.

e29c85РЫСКАНИЕ (Yaw) — угловые движения ЛА вокруг вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судомоделям. Управляет этим вращением руль направления (англ. rudder).

В динамике полёта рыскание (вернее, угол рыскания) также означает угол поворота корпуса самолёта в горизонтальной плоскости, отсчитываемый от направления на север. Этот угол сходен с курсом, но отсчитывается строго в соответствии с выбранной системой координат. В традиции российской школы это означает отсчёт положительных углов против часовой стрелки, если смотреть сверху. Кроме того, обычный рассматриваемый диапазон углов рыскания ±180°.

Курс судна — угол, в плоскости истинного горизонта, между истинным N (север) и диаметральной плоскостью судна. Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° (т. н. «чистый норд») до 359°.

Нашли неточность или есть что добавить? Пишите в комментариях, буду рад!

Источник

Значение слова «тангаж»

android bar znachenije

положительный тангаж, с увеличением угла (подъём носа) — кабрирование, штурвал на себя;

отрицательный, с уменьшением угла (опускание носа) — пикирование, штурвал от себя.

Вызывается отклонением руля высоты.

Это один из трёх углов (крена, тангажа и рыскания), которые задают наклон летательного средства относительно его центра инерции по трём осям. По отношению к морским судам используется термин «дифферент» с таким же значением. Примечательно, что дифферент имеет обратные представления о положительности/отрицательности.

танга́ж

1. авиац. угловое движение летательного аппарата относительно главной поперечной оси инерции; наклон «с носа на хвост» или наоборот ◆ Первая ступень отделилась нормально; тангаж, рыскание, вращение — в норме. ◆ При применении термина к конкретным видам органов управления тангажом следует заменять слова «органа управления тангажом» на термин конкретного вида органа управления, например, «угол отклонения руля высоты», «угол отклонения стабилизатора». «ГОСТ 20058-80 «Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения»», 1980 г.

2. авиац. разг. то же, что угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата и горизонтальной плоскостью ◆ Три угла Эйлера для летательного аппарата соответствуют крену, тангажу и рысканию.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: иконный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое угол тангажа

cropped %D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%802

Пилота́ж — пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью поражение противника или выполнение фигур в воздухе.

Тангаж, крен и рыскание – три угла которые задают наклон самолета относительно его центра инерции по трём осям.

3

Тангаж – поворот%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%B6 самолета относительно горизонтальной поперечной оси, вверх и вниз

положительный тангаж — кабрирование, штурвал на себя, нос самолета вверх

отрицательный тангаж — пикирование, штурвал от себя, нос самолета вниз

Крен — поворот%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BD самолета вокруг его продольной оси, влево или вправо.

Штурвал влево или вправо

Рыскание — поворот%D1%80%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B5 самолета относительно вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево. Управляет этим вращением руль направления.

Dust

AmMZv85R6wQ

8 САМЫХ СЛОЖНЫХ ФИГУР ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА

Бочка

Как: Самолет поворачивается вокруг своей 004горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.

Когда: впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь

Зачем: трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед, и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту.

Колокол Квочура

Как: Самолет поднимает 003нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.

Когда: Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.

Зачем: Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».

Иммельман

Когда: впервые фигура выполнена на моноплане «Фоккер Е.III» 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики, лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.

Зачем: фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.

Плоский штопор

Как: Самолет006 снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.

Когда: В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете «Ньюпор-XXI» на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения.

Зачем: В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.

Чакра Фролова

Как: Фигура, 007при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.

Когда: Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже.

Хаммерхед

Как:008Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.

Когда: Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.

Зачем: Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.

Читайте также:  слово змееед есть такое или нет

Фигура Пугачева

Как: Фигура,009 при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов на Су-27, (на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.

Когда: Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле-Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.

Зачем: Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.

Ранверсман

Как: Фигура010 делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона).

Когда: Предположительно, опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку.

Зачем: Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.

Источник

Что такое угол тангажа

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В АТМОСФЕРЕ

Термины, определения и обозначения

Aircraft dynamics in atmosphere. Terms, definitions and symbols

Дата введения 1981-07-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 июля 1980 г. N 3913 срок введения установлен с 01.07.1981 г.

ВЗАМЕН ГОСТ 20058-74, кроме пп.45-67

ВНЕСЕНЫ поправки, опубликованные в ИУС N 3, 1982 год, ИУС N 12, 1986 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

Настоящий стандарт распространяется на летательные аппараты тяжелее воздуха, в основном самолеты.

Стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины, определения, обозначения осей координат и буквенные обозначения величин, относящиеся к динамике летательных аппаратов в атмосфере Земли и других планет.

Стандарт следует применять совместно с ГОСТ 22833-77 и ГОСТ 23281-78

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять, если исключена возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

Если необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и, соответственно, в графе «Определение» поставлен прочерк.

Для отдельных понятий стандартизованные термины отсутствуют и, соответственно, в графе «Термин» поставлен прочерк.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

1. Динамика летательных аппаратов в атмосфере

Раздел механики, в котором изучается движение летательных аппаратов в атмосфере

Термин «летательный аппарат» в данном стандарте относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха, оснащенным, как правило, установкой для создания тяги (п.53) например, самолет, ракета, вертолет

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ И ЗЕМНЫЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ

2. Инерциальная система координат

P000A000D

Правая прямоугольная декартова система координат, начало которой помещено в некоторой точке пространства, либо перемещается с постоянной скоростью, а направление осей относительно звезд неизменно

3. Земная система координат

P000A0011

Правая прямоугольная декартова система координат, начало и оси которой фиксированы по отношению к Земле и выбираются в соответствии с задачей

4. Нормальная земная система координат

P000A0015

Земная система координат, ось которой направлена вверх по местной вертикали, а направление осей P000A00160001и выбирается в соответствии с задачей

Под местной вертикалью понимают прямую, совпадающую с направлением силы тяжести в рассматриваемой точке

5. Стартовая система координат

P000A0019

Земная система координат, начало которой совпадает с характерной точкой летательного аппарата в начальный момент движения, ось направлена вверх по местной вертикали, а направление осей и выбирается в соответствии с задачей

ПОДВИЖНЫЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ

6. Подвижная система координат

Правая прямоугольная декартова система координат, начало которой помещено на летательном аппарате, обычно в центре масс, а направление осей выбирается в соответствии с задачей

7. Ориентированная подвижная система координат

P000A0023

Подвижная система координат, направление осей которой относительно звезд неизменно

8. Земная подвижная система координат

P000A0027

Подвижная система координат, оси которой направлены так же, как и соответствующие оси земной системы координат

9. Нормальная система координат

P000A002B

Подвижная система координат, ось которой направлена вверх по местной вертикали, а направление осей и выбирается в соответствии с задачей

10. Связанная система координат

P000A002F0000

Подвижная система координат, осями которой являются продольная ось (п.11), нормальная ось (п.12) и поперечная ось (п.13), фиксированные относительно летательного аппарата

Ось связанной системы координат, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направленная от хвостовой к носовой части летательного аппарата

1. Направление продольной оси может быть выбрано как по базовым осям самолета, крыла или фюзеляжа, так и по главным осям инерции. Выбор продольной оси должен быть указан.

2. Для осесимметричных летательных аппаратов продольная ось располагается вдоль оси симметрии

Ось связанной системы координат, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направленная к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей

Ось связанной системы координат, перпендикулярная плоскости симметрии летательного аппарата и направленная к правой части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей

14. Полусвязанная система координат

P000A003F

15. Связанная с пространственным углом атаки система координат

P000A0043

Подвижная система координат, ось которой совпадает с продольной осью, а ось лежит в плоскости, образованной продольной осью и направлением скорости летательного аппарата (п.35), и направлена противоположно проекции скорости на плоскость, перпендикулярную продольной оси

16. Скоростная система координат

P000A0047

Подвижная система координат, ось которой совпадает с направлением скорости летательного аппарата (п.35), а ось лежит в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направлена к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей

Ось скоростной системы координат, совпадающая с направлением скорости летательного аппарата (п.35)

18. Ось подъемной силы

Ось скоростной системы координат в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направленная к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей

Ось, которая в совокупности со скоростной осью и осью подъемной силы составляет скоростную систему координат

20. Траекторная система координат

P000A0057

УГЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СВЯЗАННОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ И В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ, СВЯЗАННОЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ УГЛОМ АТАКИ

(Справочное приложение 1, черт.1)

Угол между продольной осью и проекцией скорости летательного аппарата (п.35) на плоскость связанной системы координат

Угол атаки следует считать положительным, если проекция скорости летательного аппарата на нормальную ось отрицательна

22. Угол скольжения

Угол между направлением скорости летательного аппарата (п.35) и плоскостью связанной системы координат

Угол скольжения следует считать положительным, если проекция скорости летательного аппарата на поперечную ось положительна

23. Пространственный угол атаки

Угол между продольной осью и направлением скорости летательного аппарата (п.35)

Пространственный угол атаки всегда является положительным

24. Аэродинамический угол крена

P000A006A0000

Угол между нормальной осью и осью системы координат, связанной с пространственным углом атаки

Аэродинамический угол крена следует считать положительным, когда ось совмещается с нормальной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении продольной оси

УГЛЫ МЕЖДУ ОСЯМИ СВЯЗАННОЙ И НОРМАЛЬНОЙ СИСТЕМ КООРДИНАТ

(Справочное приложение 1, черт.2)

Угол между осью нормальной системы координат и проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость P000A00720002нормальной системы координат

Угол рыскания следует считать положительным, когда ось совмещается с проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

Угол между продольной осью и горизонтальной плоскостью P000A00760001нормальной системы координат

Угол тангажа следует считать положительным, когда продольная ось находится выше горизонтальной плоскости P000A00770000

Угол между поперечной осью и осью нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором угол рыскания равен нулю

Угол крена следует считать положительным, когда смещенная ось совмещается с поперечной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

УГЛЫ МЕЖДУ ОСЯМИ СКОРОСТНОЙ И НОРМАЛЬНОЙ СИСТЕМ КООРДИНАТ

(Справочное приложение 1, черт.3)

28. Скоростной угол рыскания

Угол между осью нормальной системы координат и проекцией скоростной оси на горизонтальную плоскость P000A00810002нормальной системы координат

Скоростной угол рыскания следует считать положительным, когда ось совмещается с проекцией скоростной оси на горизонтальную плоскость P000A00820001поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

29. Скоростной угол тангажа

Угол между скоростной осью и горизонтальной плоскостью P000A00850001нормальной системы координат

Скоростной угол тангажа следует считать положительным, когда скоростная ось находится выше горизонтальной плоскости P000A00860000

30. Скоростной угол крена

Угол между боковой осью и осью нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором скоростной угол рыскания равен нулю

Скоростной угол крена следует считать положительным, когда смещенная ось совмещается с боковой осью поворотом вокруг скоростной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

(Справочное приложение 1, черт.4)

Угол между осью нормальной системы координат и направлением путевой скорости (п.38)

Угол пути следует считать положительным, когда ось совмещается с направлением путевой скорости поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

32. Угол наклона траектории

Угол между направлением земной скорости (п.37) и горизонтальной плоскостью P000A00940001нормальной системы координат

Угол наклона траектории следует считать положительным, когда проекция земной скорости на ось положительна

УГЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА

(Справочное приложение 1, черт.5)

Угол между осью нормальной системы координат и проекцией скорости ветра (п.39) на горизонтальную плоскость P000A009B0002нормальной системы координат

Угол ветра следует считать положительным, когда ось совмещается с проекцией скорости ветра на горизонтальную плоскость P000A009C0001поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

Читайте также:  что такое справочно кодификационная работа

Угол между направлением скорости ветра (п.39) и горизонтальной плоскостью

Наклон ветра следует считать положительным, когда проекция скорости ветра на ось нормальной системы координат положительна

35. Скорость летательного аппарата

Скорость начала связанной системы координат относительно среды, не возмущенной летательным аппаратом

1. При применении термина к конкретному виду летательного аппарата следует заменять слова «летательного аппарата» на термин конкретного вида летательного аппарата, например, «скорость самолета».

Модуль скорости летательного аппарата

37. Земная скорость

Скорость начала связанной системы координат относительно какой-либо из земных систем координат

См. примечание 2 к п.35

38. Путевая скорость

Проекция земной скорости на

горизонтальную плоскость P000A00B10000нормальной системы координат

Скорость среды, не возмущенной летательным аппаратом, относительно какой-либо из земных систем координат

40. Абсолютная угловая скорость летательного аппарата

Абсолютная угловая скорость

Угловая скорость связанной системы координат относительно инерциальной системы координат

2. Составляющие абсолютной угловой скорости летательного аппарата и угловой скорости летательного аппарата следует считать положительными при вращении летательного аппарата вокруг соответствующей оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

41. Угловая скорость летательного аппарата

Угловая скорость связанной системы координат относительно какой-либо из земных систем координат

См. примечания к п.40

Составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси связанной системы координат

См. примечание 2 к п.40

43. Скорость рыскания

Составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси связанной системы координат

44. Скорость тангажа

Составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси связанной системы координат

МАССОВЫЕ И ИНЕРЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

45. Масса летательного аппарата

46. Момент инерции летательного аппарата относительно оси

P000A00D60000
P000A00D60001
P000A00D60002

47. Центробежный момент инерции летательного аппарата

Центробежный момент инерции

P000A00DA0000
P000A00DA0001
P000A00DA0002

48. Радиус инерции летательного аппарата относительно оси

P000A00DE0000
P000A00DE0001
P000A00DE0002

УГЛЫ ОТКЛОНЕНИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

49. Угол отклонения органа управления тангажом

Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента тангажа (п.75), или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонений нескольких органов управления

1. При применении термина к конкретным видам органов управления тангажом следует заменять слова «органа управления тангажом» на термин конкретного вида органа управления, например, «угол отклонения руля высоты» ( ), «угол отклонения стабилизатора» ( ).

4. Для винтокрылых летательных аппаратов допустимо иное правило определения знака углов отклонения органов управления

50. Угол отклонения органа управления креном

Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента крена (п.73), или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонения нескольких органов управления

1. При применении термина к конкретным видам органов управления креном следует заменять слова «органа управления креном» на термин конкретного вида органа управления, например, «угол отклонения элеронов» ( ) «угол отклонения дифференциального стабилизатора» ( ).

3. См. примечания 3 и 4 к п.49

51. Угол отклонения органа управления рысканием

Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента рыскания (п.74) или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонения нескольких органов управления

1. При применении термина к конкретным видам органов управления рысканием следует заменять слова «органа управления рысканием» на термин конкретного вида органа управления, например, «угол отклонения руля направления» ( ).

3. См. примечания 3 и 4 к п.49

СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

52. Результирующая сила

Главный вектор системы сил, действующих на летательный аппарат, без учета инерционных, гравитационных сил и сил, возникающих при контакте летательного аппарата с землей

Результирующая сила складывается из тяги (п.53) и аэродинамической силы планера (п.54).

Разложение результирующей силы на эти составляющие в каждом частном случае зависит от принятых условий

Главный вектор системы сил, действующих на летательный аппарат со стороны двигателя в результате его функционирования

54. Аэродинамическая сила планера

Главный вектор системы сил, действующих на летательный аппарат со стороны окружающей среды при его движении

В случаях, исключающих возможность различного толкования, индекс в обозначении может быть опущен

55. Продольная сила

Составляющая результирующей силы по оси связанной системы координат

56. Нормальная сила

Составляющая результирующей силы по оси связанной системы координат

57. Поперечная сила

Составляющая результирующей силы по оси связанной системы координат

58. Тангенциальная сила

Составляющая результирующей силы по оси скоростной системы координат

Составляющая результирующей силы по оси скоростной системы координат

Составляющая результирующей силы по оси скоростной системы координат

61. Аэродинамическая продольная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси связанной системы координат, взятая с противоположным знаком

62. Аэродинамическая нормальная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси связанной системы координат

63. Аэродинамическая поперечная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси связанной системы координат

64. Сила лобового сопротивления

Составляющая аэродинамической силы планера по оси скоростной системы координат, взятая с противоположным знаком

65. Аэродинамическая подъемная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси скоростной системы координат

66. Аэродинамическая боковая сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси скоростной системы координат

Составляющая аэродинамической силы планера по оси системы координат, связанной с пространственным углом атаки, взятая с противоположным знаком

Составляющая аэродинамической силы планера по оси системы координат, связанной с пространственным углом атаки

Составляющая аэродинамической силы планера по оси системы координат, связанной с пространственным углом атаки

МОМЕНТЫ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

70. Результирующий момент

Главный момент системы сил, образующих результирующую силу, относительно характерной точки летательного аппарата

Результирующий момент обычно определяется относительно центра масс

Главный момент сил, составляющих тягу, относительно характерной точки летательного аппарата

1. Момент тяги обычно определяется относительно центра масс.

72. Аэродинамический момент

Момент, определяемый по формуле P000A01430000

Составляющая результирующего момента по оси связанной системы координат

1. Момент относительно рассматриваемой оси следует считать положительным, когда его вектор совпадает с направлением этой оси.

2. В случаях, исключающих различное толкование, в обозначениях составляющих результирующего момента индекс может быть опущен.

3. Термины для составляющих результирующего момента в других системах координат следует образовывать добавлением к данному термину терминов соответствующих систем координат, например, «момент крена в скоростной системе координат», соответственно буквенные обозначения следует образовывать добавлением к индекса соответствующей оси, например, P000A01480002

74. Момент рыскания

Составляющая результирующего момента по оси связанной системы координат

См. примечания к п.73

Составляющая результирующего момента по оси связанной системы координат

См. примечания к п.73

76. Аэродинамический момент крена

Составляющая аэродинамического момента

по оси связанной системы координат

1. См. примечание 1 к п.73.

2. Термины для составляющих аэродинамического момента в других системах координат следует образовывать добавлением к данному термину терминов соответствующих систем координат, например, «аэродинамический момент крена в скоростной системе координат»; соответственно буквенные обозначения следует образовывать добавлением к индекса соответствующей оси, например,

77. Аэродинамический момент рыскания

Составляющая аэродинамического момента

по оси связанной системы координат

См. примечания к п.76

78. Аэродинамический момент тангажа

Составляющая аэродинамического момента

по оси связанной системы координат

ПЕРЕГРУЗКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Отношение результирующей силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

При определении перегрузки для условий разбега при взлете и приземления следует дополнительно учитывать силы реакции Земли

80. Продольная перегрузка

Отношение продольной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

P000A0166

81. Нормальная перегрузка

Отношение нормальной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

P000A016A

82. Поперечная перегрузка

Отношение поперечной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

P000A016E

83. Тангенциальная перегрузка

Отношение тангенциальной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

P000A0172

84. Нормальная скоростная перегрузка

Отношение подъемной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

P000A0176

85. Боковая перегрузка

Отношение боковой силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

P000A017A

86. Коэффициент аэродинамической продольной силы

Коэффициент продольной силы

Отношение аэродинамической продольной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01800000.

2. Для самолета обычно за характерную площадь принимается площадь крыла.

P000A01820000

частная производная коэффициента аэродинамической подъемной силы (п.90) по углу атаки;

P000A0184

— частная производная коэффициента аэродинамического момента рыскания (п.97) по углу отклонения элеронов

87. Коэффициент аэродинамической нормальной силы

Коэффициент нормальной силы

Отношение аэродинамической нормальной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01890000.

2. См. примечания 2 и 3 к п.86

88. Коэффициент аэродинамической поперечной силы

Коэффициент поперечной силы

Отношение аэродинамической поперечной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. P000A018E0000.

2. См. примечания 2 и 3 к п.86

89. Коэффициент лобового сопротивления

Отношение силы лобового сопротивления к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01930000.

2. См. примечания 2 и 3 к п.86

90. Коэффициент аэродинамической подъемной силы

Коэффициент подъемной силы

Отношение аэродинамической подъемной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01980000.

2. См. примечания 2 и 3 к п.86

91. Коэффициент аэродинамической боковой силы

Коэффициент боковой силы

Отношение аэродинамической боковой силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. P000A019D0000.

2. См. примечания 2 и 3 к п.86

Отношение составляющей аэродинамической силы планера к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01A20000.

2. См. примечания 2 и 3 к п.86

Отношение составляющей аэродинамической силы планера к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01A70000.

2. См. примечания 2 и 3 к п.86

Отношение составляющей аэродинамической силы планера к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01AC0000.

2. См. примечания 2 и 3 к п.86

95. Коэффициент тяги

Отношение тяги к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01B10000.

2. См. примечания 2 и 3 к п.86

96. Коэффициент аэродинамического момента крена

Коэффициент момента крена

Отношение аэродинамического момента крена к произведению скоростного напора на характерный линейный размер и характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01B80000.

2. Для самолета обычно за характерный линейный размер и характерную площадь принимают соответственно размах крыла и площадь крыла

3. См. примечание 3 к п.86

97. Коэффициент аэродинамического момента рыскания

Коэффициент момента рыскания

Отношение аэродинамического момента рыскания к произведению скоростного напора на характерный линейный размер и характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01BD0000.

2. См. примечания 2 и 3 к п.96

98. Коэффициент аэродинамического момента тангажа

Коэффициент момента тангажа

Отношение аэродинамического момента тангажа к произведению скоростного напора на характерный линейный размер и характерную площадь летательного аппарата

1. P000A01C20000.

2. Для самолета обычно за характерный линейный размер и характерную площадь принимают соответственно среднюю аэродинамическую хорду крыла и площадь крыла

Читайте также:  что такое точка безубыточности тест

3. См. примечание 3 к п.86

ХАРАКТЕРНЫЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ТОЧКИ

99. Фокус по углу атаки

Точка, расположенная на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа остается постоянным при малых изменениях только угла атаки

1. P000A01C90000.

2. Направление оси связанной системы координат выбрано таким образом, что при нулевом значении угла атаки подъемная сила летательного аппарата близка к нулю.

3. Это определение применимо к летательному аппарату при учете и без учета функционирования его двигателей, аэроупругих деформаций конструкции, а также к части летательного аппарата и к комбинации нескольких его элементов

100. Фокус по углу скольжения

Точка, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата, относительно которой моменты рыскания и крена остаются постоянными при малых изменениях только угла скольжения

1. P000A01CE0000и P000A01CE0001.

2. См. примечание 2 к п.99

101. Фокус по отклонению органа управления тангажом

Точка, расположенная на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой аэродинамический момент тангажа остается постоянным при малых изменениях только угла отклонения органа управления тангажом

1. P000A01D30000.

2. См. примечание 2 к п.99

102. Фокус по отклонению органа управления рысканием

Точка, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата, относительно которой моменты рыскания и крена остаются постоянными при малых изменениях только угла отклонения органа управления рысканием

1. P000A01D80000и P000A01D80001.

2. См. примечание 2 к п.99

103. Нейтральная центровка по перегрузке при фиксированном руле высоты

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при фиксированном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

При нейтральной центровке по перегрузке при фиксированном руле высоты одному и тому же значению угла отклонения руля высоты в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки

104. Нейтральная центровка по перегрузке при свободном руле высоты

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при свободном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

1. При нейтральной центровке по перегрузке при свободном руле высоты одному и тому же значению шарнирного момента руля высоты в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки.

2. Предполагается, что сила трения равна нулю.

3. Под шарнирным моментом руля высоты понимают главный момент системы всех сил, действующих на руль высоты, кроме сил, действующих со стороны привода, относительно оси вращения руля высоты

105. Нейтральная центровка по скорости при фиксированном руле высоты

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при фиксированном руле высоты

1. При нейтральной центровке по скорости при фиксированном руле высоты одному и тому же положению руля высоты могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении.

2. Нейтральная центровка по скорости при фиксированном руле высоты совпадает с фокусом по углу атаки, если влияние скорости на коэффициент момента тангажа пренебрежимо мало

106. Нейтральная центровка по скорости при свободном руле высоты

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при свободном руле высоты

1. При нейтральной центровке по скорости при свободном руле высоты одному и тому же значению шарнирного момента руля высоты могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении.

2. См. примечания 2 и 3 к п.104

107. Нейтральная центровка по перегрузке при фиксированном рычаге управления

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при фиксированном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

При нейтральной центровке по перегрузке при фиксированном рычаге управления одному и тому же положению рычага управления тангажом в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки

108. Нейтральная центровка по перегрузке при свободном рычаге управления

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересесчения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при свободном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

1. При нейтральной центровке по перегрузке при свободном рычаге управления одному и тому же значению усилия на рычаге управления тангажом в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки.

2. См. примечание 2 к п.104

109. Нейтральная центровка по скорости при фиксированном рычаге управления

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной нa линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при фиксированном рычаге управления тангажом

При нейтральной центровке по скорости при фиксированном рычаге управления одному и тому же положению рычага управления тангажом могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении

110. Нейтральная центровка по скорости при свободном рычаге управления

Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при свободном рычаге управления тангажом

1. При нейтральной центровке по скорости при свободном рычаге управления одному и тому же усилию на рычаге управления тангажом могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении.

2. См. примечание 2 к п.104

ПАРАМЕТРЫ УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ

111. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при фиксированном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при фиксированном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

112. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при свободном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при свободном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

Предполагается, что сила трения равна нулю

113. Степень продольной статической устойчивости по скорости при фиксированном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при фиксированном руле высоты

114. Степень продольной статической устойчивости по скорости при свободном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при свободном руле высоты

См. примечание к п.112

115. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при фиксированном рычаге управления

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при фиксированном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

116. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при свободном рычаге управления

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при свободном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

См. примечание к п.112

117. Степень продольной статической устойчивости по скорости при фиксированном рычаге управления

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при фиксированном рычаге управления тангажом

118. Степень продольной статической устойчивости по скорости при свободном рычаге управления

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при свободном рычаге управления тангажом

См. примечание к п.112

119. Эффективность органа управления тангажом

Приращение коэффициента момента тангажа, обусловленное полным отклонением органа управления тангажом от нейтрального положения

При применении термина к конкретным видам органов управления тангажом следует заменять слова «органа управления тангажом» на термин конкретного вида органа управления, например, «эффективность руля высоты» ( )

120. Эффективность органа управления креном

Приращение коэффициента момента крена, обусловленное полным отклонением органа управления креном от нейтрального положения

При применении термина к конкретным видам органов управления креном следует заменять слова «органа управления креном» на термин конкретного вида органа управления, например, «эффективность элеронов» ( )

121. Эффективность органа управления рысканием

Приращение коэффициента момента рыскания, обусловленное полным отклонением органа управления рысканием от нейтрального положения

При применении термина к конкретным видам органов управления рысканием следует заменять слова «органа управления рысканием» на термин конкретного вида органа управления, например, «эффективность руля направления» ( )

122. Коэффициент эффективности органа управления тангажом

Частная производная коэффициента момента тангажа по углу отклонения opганa управления тангажом

При применении термина к конкретным видам органа управления тангажом следует заменять слова «органа управления тангажом» на термин конкретного вида органа управления, например, «коэффициент эффективности руля высоты» ( )

123. Коэффициент эффективности органа управления креном

Частная производная коэффициента момента крена по углу отклонения органа управления креном

При применении термина к конкретным видам органа управления креном следует заменять слова «органа управления креном» на термин конкретного вида органа управления, например, «коэффициент эффективности элеронов» ( )

124. Коэффициент эффективности органа управления рысканием

Частная производная коэффициента момента рыскания по углу отклонения органа управления рысканием

При применении термина к конкретным видам органа управления рысканием следует заменять слова «органа управления рысканием» на термин конкретного вида органа управления, например, «коэффициент эффективности руля направления» ( )

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector