что такое угол крестовины

Стрелочные переводы: схема, типы, элементы. Неисправности стрелочного перевода

Пересечения и соединения рельсов чаще всего снабжены специальными устройствами, которые лежат на железобетонных или деревянных переводных брусьях, отличающихся по длине от любых шпал, а в остальном им аналогичных. Это стрелочные переводы, существующие для того, чтобы изменять путь поезда, переведя его ход с одной железнодорожной ветки на другую.

30282

Классификация

Места переводов при пересечении или соединении рельсов можно классифицировать по расположению и по количеству, по типу рельсов, по конструкции и маркам крестовин. Это могут быть одиночные стрелочные переводы, а также перекрёстные, глухие пересечения, съезды, стрелочные улицы и сплетения путей, если рассматривать с точки зрения количества и расположения. Обыкновенные стрелки состоят из двух рельсов (рамных), двух комплектов корневого устройства, двух остряков, одного комплекта самого переводного механизма, стрелочных тяг, упорных и опорных устройств, а также более мелких деталей.

Стрелочные переводы отличаются друг от друга и рамными рельсами, и остряками, и конструкциями переводных устройств, и креплениями рамных рельсов. Могут быть и разнообразные второстепенные отличия: поперечные связи между рамными рельсами и остряками, конструкция упорного устройства, также различными могут быть и специальные стрелочные подкладки. Устройство стрелочного перевода теснейшим образом связано с размерами колёсных пар и конструкцией подвижного состава.

Стальная ось колёсной пары наглухо держит колёса с направляющими гребнями, чтобы исключить сход вагона с рельсов. Все элементы стрелочного перевода рассчитаны на взаимодействие с определённых размеров колёсными парами.

30283

Подразделения

Переходит на другой путь подвижной состав посредством специального устройства, которое пересекает и соединяет пути по верхнему их строению. Пересечение путей осуществляется глухими пересечениями, а соединить их помогают стрелочные переводы. Таким образом создаются соединения, которые называются стрелочными съездами и улицами. Типы стрелочных переводов:

Одиночные подразделяются, в свою очередь, на:

Также соединяющий два пути перевод может быть лево- и правосторонним, и применяется в том случае, если боковой путь отклоняется в какую-либо сторону от прямолинейного. Это самый распространённый вид перевода.

Состав

Основные стрелочные переводы состоят из собственно стрелки, крестовины с контррельсами, соединительной части, которая расположена между ними, и переводных брусьев. Стрелку составляют два рамных рельса, переводной механизм и два остряка, с помощью которых подвижной состав меняет направление на боковой или на прямой путь.

Остряки соединяются поперечными тягами, которые подводят нужный плотно к рамному рельсу, а другой одновременно отодвигается от параллельного рамного рельса как раз на то расстояние, которое необходимо для прохода гребней колёс. Неисправности стрелочного перевода практически всегда приводят к аварии. Например, при изломе сердечника, повреждении усовика или контррельса пользоваться стрелкой категорически воспрещено.

30284

Функции

Терминология

Крестовину составляют два усовика, сердечник и желоба, именно она отвечает за пересечение рельсовых головок гребнем колёс, а контррельсы одновременно направляют эти гребни в нужные желоба, чтобы колёсная пара гладко прошла крестовину.

30285

Крестовина

Съезды

Это тоже весьма распространённое устройство соединения путей. Съезды различаются в зависимости от расположения путей:

30286

Стрелочная улица

Последовательно расположенные стрелочные переводы с одного пути на параллельные делают этот тернистый путь стрелочной улицей. Так, подвижной состав можно переместить на любой из этих соединённых путей. Если группа путей имеет одно назначение, то стрелочные улицы объединены в парки. Они тоже бывают разных видов, это зависит от расположения их самих и основного пути, а также от угла наклона.

30287

Песок

Возможные неисправности

Запрещается эксплуатация стрелочных переводов при следующих неисправностях:

Если крестовина стрелочного перевода без подвижного сердечника, для неё характерны и другие неисправности, при которых эксплуатация механизма запрещена:

30288

Переводной механизм

Источник

Содержание материала

Основные части обыкновенного стрелочного перевода (рис. 64): I — стрелка с переводным механизмом; II — соединительные пути; III — крестовина с контррельсами; все части уложены на переводные брусья или железобетонные плиты.

Стрелка и переводной механизм.

Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, соединительных и переводных тяг, скреплений и переводного механизма, части комплекта переводных брусьев.
Рамные рельсы являются продолжением путевых рельсов разветвляемого пути; изготовляют их из путевых рельсов стандартных длин или более коротких.
В типовых стрелочных переводах (кроме стрелочного перевода типа Р65 марки 1/11 для скоростного движения) рамные рельсы и рельсы соединительных путей укладывают без подуклонки. Разгонку подуклонки выполняют перед стрелочным переводом и за ним на протяжении 12,5 м на пути с деревянными шпалами, а при железобетонных шпалах с каждой стороны перевода укладывают по звену на деревянных шпалах, затеской которых под подкладками и осуществляют разгонку подуклонки.
В шейках рамных рельсов сверлят отверстия для болтов упорных накладок и для болтов, которыми рамный рельс прикрепляют к башмакам-упоркам. Кроме того, в них сверлят отверстия для монтажа запорного и переводного механизмов.
По прямому направлению рамный рельс укладывают прямой, ведущий на боковое направление — изогнутый.
Между рамными рельсами устанавливают поперечные связи в виде металлических полос для обеспечения постоянства ширины колеи. Одну связную полосу укладывают перед началом остряков, а остальные — на протяжении стрелки в количестве до 6 шт. в зависимости от типа стрелочного перевода. Каждая связная полоса состоит из двух частей: короткой и длинной. Длинные части связных полос одинаковы по длине, а короткие — различны. Короткие части по мере приближения их к корням остряков удлиняются.
Остряки изготовляют из специальных остряковых рельсов высокого и низкого, симметричного и несимметричного профилей (рис. 65). На отечественных дорогах в современных стрелочных переводах для остряков типов ОР65 и ОР52 применяют стандартные низкие несимметричные профили остряковых рельсов, а для остряков типа ОР43 — низкий симметричный профиль. Для возможности соединения корневой части остряков с путевыми рельсами при помощи стыковых накладок остряки для стрелок типов Р65, Р50 и Р43 изготовляют только с выпрессовкой корневой части под профиль нормального путевого рельса (рис. 65, г).
По очертанию в плане остряки изготовляют криволинейными для бокового и прямолинейными для прямого направлений.

Читайте также:  что такое софиста твиста

put 70
Рис. 64. Схема обыкновенного стрелочного перевода

put 71
Рис. 65. Поперечные профили остряков:
а — низкий несимметричный типа ОР65; б — низкий несимметричный типа ОР50; в — низкий симметричный типа ОР43; г — выпрессованная часть остряка низкого несимметричного профиля стрелки типа Р65

В начале длины остряка его головку обрабатывают боковой и вертикальной строжкой. Боковой строжкой остряку придается клинообразная форма в месте касания с рамным рельсом, а вертикальная делается для того, чтобы не допустить опирания колеса на ослабленную часть остряка. Начинается вертикальное понижение с сечения, в котором ширина головки равна 50 мм. Понижение остряка относительно поверхности головки рамного рельса составляет в начале остряка 25 мм, в сечении 20 мм — 2 мм, в сечении 5 мм — 15 мм.
Остряки конструктивно выполняют в двух вариантах: без укрытия и с укрытием острия под головку рамного рельса. У стрелок типов Р65, Р50 и Р43 для укрытия острия остряков производится косая строжка головки рамных рельсов. Устройство укрытия улучшает вход подвижного состава на стрелочный перевод.
В большей части стрелочных переводов остряки переводятся за счет поворота их в корне без изгиба самого остряка. В стрелочных же переводах марок 1/22, 1/18 и типа Р65 марки 1/11 с подуклонкой для скоростного движения по прямому пути применяются гибкие остряки с более прочным и устойчивым корневым креплением, при котором остряк упруго изгибается без поворота в корне в пределах участка с остроганными кромками подошвы с обеих сторон на протяжении 900 мм. Ослабленную острожкой часть гибких остряков устанавливают на мостике, который прикрепляют к корневому лафету.
Практика показала, что гибкость остряков обеспечивается и при отсутствии острожки краев подошвы остряка, поэтому вновь острожка их подошвы не делается.
Корневое крепление остряков в современных конструкциях стрелочных переводов бывает двух типов:
вкладышно-накладочное, применяемое в стрелках с остряками длиной не более 8300 мм;
обычное накладочное, применяемое в стрелках с гибкими остряками.

Конструктивное оформление вкладышно-накладочного крепления (рис. 66) заключается в следующем.
Стык в корне принят на весу и смонтирован на мостике. В корне остряка между рамным рельсом и остряком с примыкающим к нему рельсом соединительных путей поставлен четырехдырный стальной вкладыш. Со стороны оси пути остряк и примыкающий к нему рельс перекрывают четырехдырной двухголовой накладкой. Эта накладка, остряк с примыкающим к нему рельсом соединительных путей, вкладыш и рамный рельс соединены четырьмя болтами. Для того чтобы при переводе остряка не было препятствия повороту его в корне, переднюю, обращенную в сторону острия половину накладки отгибают в стрелках Р65 на 8 мм, Р50 — на 7 мм, Р43 — на 6 мм. Вертикальную полку отогнутого конца накладки во избежание наезда на нее гребня колеса косо срезают. Для того чтобы изогнутая накладка при стягивании болтами не разгибалась, между накладкой и вкладышем на первый болт со стороны острия надевают распорную втулку.
Рамный рельс, корень остряка и конец примыкающего к нему рельса прикрепляют к стальному мостику при помощи пяти клемм с закладными болтами и одной ребристой упорки. Корневой мостик прикрепляют к брусьям шурупами.
Корневое устройство гибких остряков монтируют на стальном лафете. В стрелочных переводах типа Р65 марки 1/22 и Р50 марки 1/18 на лафете располагают гибкую часть остряка и корневой стык.
put 72
Рис. 66. Вкладышно-накладочное корневое крепление остряка:
1 — рельс, примыкающий к корню остряка; 2 — накладка; 3 — распорная втулка; 4— остряк; 5 — рамный рельс; 6 — корневой мостик; 7 — упорка; 8 — лапка-удержка; 9 — вкладыш

put 73
Рис. 67. Гибкая часть остряка:
1 — корневой лафет; 2 — мостик; 3 — остряк
В более поздних конструкциях переводов, например типа Р65 марки 1/18 и типа Р65 марки 1/11, для скоростного движения по прямому пути корневой стык устраивают как типо­вой, а на лафете размещают только гибкую часть остряка, которую монтируют непосредствен­но на специальном мостике (рис. 67).

put 73
Рис. 68. Упорная накладка:
1 — рамный рельс; 2 — упорная накладка; 3 — остряк; 4 — горизонтальные болты

Упорные устройства для остряков обеспечивают их вертикальную и горизонтальную устойчивость. Вертикальная устойчивость обеспечивается плотным опиранием подошвы на стрелочные подушки и за счет запорных устройств тяг и корневого крепления. Горизонтальная устойчивость обеспечивается прилеганием его в пределах строжки непосредственно к рамному рельсу, а за строжкой — прилеганием шейки остряка к упорным накладкам, установленным на рамном рельсе (рис. 68). Количество упорных накладок бывает различным: в переводах марок 1/9 и 1/11 — от трех до четырех пар, в переводе марки 1/18 — 11 пар, в переводе типа Р65 марки 1/22 — 14 пар. Поперечные связи между остряками осуществляются при помощи стрелочных тяг, количество которых в зависимости от длины остряков достигает восьми. Тяги бывают постоянной длины и регулируемые. По своему назначению они подразделяются на рабочие и соединительные. При помощи рабочих тяг к острякам передаются переводные усилия, а соединительные тяги обеспечивают устойчивое положение остряков под движущимся поездом. Рабочих тяг в стрелке может быть одна, две и даже три. Первая, основная рабочая тяга соединяет остряки на расстоянии 400 мм от острия. Вторую и третью рабочие тяги применяют в стрелках с длинными гибкими остряками при наличии специальных рычажных переводных устройств, причем третья рабочая тяга имеется только тогда, когда переводное устройство расположено в середине стрелки. Первая тяга жесткая, вторая и третья — регулируемые.

Читайте также:  класс у линолеума что это такое

Соединительные стрелочные тяги в стрелочных переводах обычных марок — жесткие, в переводах для скоростного движения и с крестовинами пологих марок, как правило, — регулируемые.
put 74
Рис. 69. Деталь соединения тяги с остряком:
1 — серьга; 2 — гайка: 3 — прокладка; 4 — тяга; 5 — вертикальный болт; 6 — горизонтальный болт; 7 — контргайка; 8 — остряк

В стрелочных переводах обычных марок первую соединительную тягу устанавливают в конце строжки остряков. В стрелках с гибкими остряками первую соединительную тягу устанавливают там, где ширина остряка на уровне 12,5 мм ниже поверхности катания равна 35— 40 мм, остальные тяги размещают через определенные интервалы по направлению к корню остряков.
Регулируемые тяги в стрелках с гибкими остряками являются основными устройствами для обеспечения правильной установки ширины колеи, прилегания остряков к рамным рельсам и к упорным накладкам, а также для регулировки ширины желоба между отведенным остряком и рамным рельсом в месте их наибольшего сближения.
По первой тяге устанавливают так называемый шаг остряка, т. е. горизонтальное расстояние между боковой рабочей гранью рамного рельса и нерабочей боковой поверхностью остряка в положении, когда один остряк полностью отведен, а другой прижат к рамному рельсу.
Величина шага определяется из того условия, чтобы колесная пара с узкой насадкой и изношенным гребнем проходила стрелку свободно, не нажимая ребордой на нерабочую грань отведенного остряка.
Стрелочные тяги заканчиваются специальными вилками, посредством которых их шарнирно присоединяют к серьгам, последние при помощи горизонтальных болтов соединяют с остряками (рис. 69).
Рабочие тяги присоединяются к аппаратным тягам или тягам переводного устройства.
При электрической централизации стрелок и автоблокировке стрелочные переводы изолируют постановкой изолирующих деталей в серьговых узлах.
Стрелочные скрепления состоят из стрелочных башмаков, специальных стрелочных подкладок, плоских подкладок или подкладок с подуклонкой для стрелочных переводов типа Р65 марка 1/11 для скоростного движения по прямому направлению.
Стрелочный башмак (рис. 70) состоит из подкладки, стрелочной подушки со специальной пазухой для подошвы рамного рельса и упорки с деталями для ее крепления. Подушку прикрепляют к подкладке башмака заклепками, а упорка имеет съемное крепление.
put 75
Рис. 70. Стрелочный башмак:
а — с тонкостенной упоркой; б — с клиновой упоркой; 1 — рамный рельс; 2 — остряк;
3 — стрелочная подушка; 4 — подкладка; 5 — упорка; 6 — планка приварная под упорку; 7 — уголок; 8 — клин

Применяют упорки двух разновидностей: литые тонкостенные с упором в шейку рамного рельса к стрелочным переводам типов Р50 и Р43 марки 1/11 и круче (рис. 70, а) и литые клиновые с приварной задней стенкой и распорным клином с упором в подошву и головку рельса (рис. 70, б) к стрелочным переводам типа Р65 всех марок, а также типа Р50 марки 1/18.
Независимо от указанных особенностей конструкции стрелочных башмаков рамные рельсы прикрепляют к ним с внутренней стороны при помощи подушек, а с наружной — упорками, вертикальные стенки которых жестко соединяются с шейкой рамного рельса болтами.
Специальные стрелочные подкладки укладывают за корнем остряков, где рельсовые нити еще не разошлись настолько, что под каждую из них можно подвести отдельную подкладку. Специальная подкладка состоит из плоской полосы, к которой приварены в качестве реборд планки, образующие желоба для размещения в них двух расходящихся рельсовых нитей. Двойные подкладки изготавливают универсальными для правых и левых стрелок.
Переводные механизмы служат для перевода остряков из одного положения в другое. Они могут быть с ручным и электрическим управлением.
Типовой ручной рычажный переводной механизм состоит из деталей переводного устройства, обеспечивающих перевод остряков из одного положения в другое, и деталей сигнального устройства, служащих для поворота сигнального фонаря или указателя, показывающих по прямому или по боковому направлению поставлена стрелка.
Электрические приводы приводятся в действие с централизованного пульта управления стрелками и сигналами станции.
Запорные приспособления применяют для запирания стрелок в нужном положении. Стрелки ручного управления оборудуют контрольными замками, например замками системы Мелентьева, а также откидными закладками, запираемыми на висячий замок. В централизованных стрелках остряки запирают электроприводом.

Крестовина и контррельсы.

put 77
Рис. 72. Профиль высокого контр­рельса и положение контррельса в сборе с путевым рельсом:
1 — шайба-накладка; 2 — вкладыш; 3 — контррельс; 4 — упорка

Читайте также:  сильные боли в животе и понос у ребенка что делать

put 77
Рис. 73. Крестовина с литым сердечником в общей отливке с изнашиваемой частью усовиков

put 78
Рис. 74. Цельнолитая крестовина

Контррельс прикрепляют к путевому рельсу посредством вкладышей и горизонтальных болтов с гайками.
Одной из характеристик стрелочного перевода является угол крестовины, под которым пересекаются рабочие грани ее сердечника. Тангенс этого угла называют маркой крестовины. Марку крестовины практически можно определить по отношению ширины сердечника к его длине до математического центра. Например, если длина больше ширины в 9 раз, то марка крестовины 1/9, если в 11 раз — 1/11.
По конструкции крестовины стрелочных переводов типов Р65, Р50, Р43 могут быть сборные с литым односторонним сердечником типа общей отливки с изнашиваемой частью усовиков (рис. 73), цельнолитые (рис. 74), сборные из рельсов. Наибольшее распространение получили крестовины, у которых литой сердечник изготовлен в одной общей отливке с изнашиваемой частью усовиков (см. рис. 73).
В такой конструкции усовики изготавливают из рельсов; на определенной длине в их головках делают вырезы, в которые при сборке крестовины входят приливы литой, наиболее изнашиваемой, части усовиков.
Очертанию сердечника и усовиков придана форма, наиболее благоприятствующая перекатыванию колес с сердечника на усовик и обратно. Так как поверхность колеса имеет коничность 1/20 (и далее к наружному краю 1/7), то усовики в месте перехода колес с них на сердечник и обратно располагают выше сердечника.
Это постепенное повышение, начинаясь от горла крестовины, достигает 5,7 мм в математическом центре крестовины и сохраняется на всем протяжении до сечения сердечника шириной 20 мм, а затем постепенно убывает; в сечении сердечника шириной 35 мм усовики и сердечник находятся на одном уровне.

Соединительные пути.

В обыкновенных стрелочных переводах к соединительным путям относят рельсы наружных нитей со скреплениями, укладываемые от задних стыков рамных рельсов до конца стрелочного перевода, и внутренние нити от корневых стыков до крестовины.
В обыкновенных стрелочных переводах один из соединительных путей прямой, другой — криволинейный, в симметричных — оба криволинейные. Криволинейный соединительный путь называют переводной кривой.
Переводная кривая, как правило, начинается непосредственно за корнем остряка. Но в стрелочных переводах типа Р65 марки 1/11 переводная кривая распространяется и на остряк.
Для придания переводной кривой плавного направления наружную нить ее ставят по ординатам, а внутреннюю — по шаблону.
Рельсы соединительных путей всех современных стрелочных переводов, за исключением переводов для скоростного движения, укладывают без подуклонки на плоские подкладки, которые входят в комплект перевода и поставляются стрелочными заводами.
Как правило, стрелочные переводы укладывают без возвышения наружного рельса на переводной кривой. Для переводов, уложенных на главном пути в кривой, где поезда проходят с большими скоростями, в случае ответвления бокового пути внутрь кривой наружный рельс основного пути должен иметь возвышение по расчету в зависимости от радиуса и скорости, но не более 75 мм.

§ 26. Подрельсовое основание в пределах стрелочного перевода

В качестве подрельсового основания для стрелочных переводов широкое распространение получили деревянные переводные брусья (рис. 75), которые изготовляют трех типов (табл. 7). Для использования на дорогах МПС предназначены только два типа брусьев: I и II. Брусья III типа предназначены для укладки в подъездные пути промышленных предприятий.

Таблица 7
Размеры переводных брусьев (ГОСТ 8816—70)

Источник

Геометрические элементы стрелочного перевода

При проектировании и укладке соединений путей необходимо знать размеры геометрических элементов стрелочного перевода, определяемые расчетом (рис. 14.4).

image072

Рисунок 14.4 – Геометрические элементы стрелочного перевода

Основными геометрическими элементами стрелочного перевода являются:

· Математический центр (МЦ) – условная точка пересечения рабочих граней сердечника крестовины.

· Практическая или полная длина – расстояние от переднего стыка рамного рельса до конца крестовины.

· Теоретическая длина – расстояние от начала остряка до математического центра.

· Центр перевода (ЦП) – точка пересечения осей соединяющихся путей.

· Переводная кривая (Rн) – как правило равен радиусу остряка (1440 м. – 1/22, 980 м. – 1/18. 300 м. – 1/11, 200 м. – 1/9)

· Закрестовинные кривые (Rзк) – расположены на боковом пути за крестовиной (1/9, 1/11 ≥ 300 м., 1/18 ≥ 960 м., 1/22 ≥ 1440 м.)

· Предельный столбик – устанавливается за крестовиной и указывает на предельное положение стоящего экипажа, при котором по условиям габарита возможно движение по другому пути.

На схемах стрелочные переводы обозначают для удобства в осях путей с пересечением осей в центре перевода.

Центр перевода наносится на план станции с указанием координат. Начало координат находится на пересечении оси пассажирского здания (вокзала) и оси первого главного пути.

image074

Рисунок 14.4 – Схемы взаимного расположения стрелочных переводов

Прямая вставка между переводами определяется из условия вписывания подвижного состава:

Стрелочные переводы маркируются либо клеймо, либо несмываемая краска.

ДСЗ – Днепропетровский стрелочный завод;

НСЗ 240 99 право (№ 240, год 1999, правосторонний)

Все эти переводы обеспечивают безопасное движение поездов по прямому направлению со скоростями до 160 км/ч.

Таблица 14.3 – Основные размеры стрелочных переводов

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector