что такое угнетение женщин

История угнетения женщин

1*EGoWEdFKg

Jan 16, 2020 · 4 min read

1*ZzwMwpXIdT9TJTc2kAlkww

Угнетение — это чрезмерное использование власти, закона или физической силы, при котором другие теряют свободу или равенство. Угнетение — одно из проявлений несправедливости. Глагол «угнетать» может означать подавление кого-то в социальном смысле, например, как авторитарные государства могут угнетать общество. Это также может проявиться в виде психологического давления, которое загружает человека тяжестью угнетающих идей.

Феминистки борются с угнетением женщин. Женщин несправедливо не допускали к равным правам большую часть истории человечества в любом общественном строе по всему миру.

Феминистские т е оретикини 1960–1970-х годов искали новые способы проанализировать это угнетение, часто приходя к тому, что существуют очевидные и неочевидные силы, которые угнетают женщин.

Эти феминистки также опирались на работы предыдущих авторок, которые также анализировали угнетение женщин, в том числе на «Второй пол» Симоны де Бовуар, а также «В защиту прав женщин» Мэри Уолстонкрафт. Многие распространенные виды угнетения имеют окончание «изм»: сексизм, расизм и так далее.

Противоположностью угнетения было бы движение за равноправие (освобождение) или равноправие (отсутствие угнетения).

Повсеместность угнетения женщин

Во многих письменных источниках Античности и Средневековья есть доказательства угнетения женщин мужчинами в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. У женщин не было таких же законных и политических прав, как у мужчин. Они также находились под контролем отцов и мужей практически при всех видах общественного строя того времени.

При некоторых видах общественного строя, в которых у женщин были некоторые варианты для обеспечения своей жизни, если их не поддерживал муж, существовала практика ритуального самоубийства или убийства вдовы. (В Азии это продолжалось до 20 века, такие случаи происходят до сих пор).

В Греции, которую часто приводят как пример демократической модели, у женщин не было базовых прав: они не могли владеть имуществом, а также принимать участие в политической жизни общества. И в Риме, и в Греции свобода передвижения женщин на публике была ограничена. До сих пор существуют культуры, в которых женщинам нельзя часто покидать собственные дома.

Сексуальное насилие

Использование силы или принуждения, физического или культурного, для совершения нежеланного сексуального контакта или изнасилования, — это физическое проявление угнетения. Оно является как результатом угнетения, так и способом его поддержания.

Религии и культуры

Многие культуры и религии оправдывают угнетение женщин, приписывая им сексуальное влияние, которое мужчины должны жестко контролировать для поддержания собственной чистоты и силы.

Репродуктивные функции, в том числе деторождение и менструация, а иногда кормление грудью и беременность, считаются отвратительными. Из этого следует, что в таких культурах женщины часто должны закрывать свои тела и лица, чтобы не соблазнять мужчин, которые, как предполагается, не могут контролировать свои сексуальные действия.

Во многих религиях и культурах к женщинам относятся либо как к детям, либо как к имуществу. Например, в некоторых культурах существует такое наказание за изнасилование: жена насильника отдается для изнасилования мужу или отцу пострадавшей — таким образом вершится месть.

Либо женщина, которая изменила мужу или совершила другие сексуальные действия, которые не предполагает моногамный брак, наказывается еще жестче, чем мужчина в такой же ситуации. При этом рассказ женщины об изнасиловании не воспринимается всерьез, как если бы мужчина сообщил о краже. Статус женщины как кого-то менее авторитетного, в отличие от мужчины, используется для оправдания власти мужчин над женщинами.

Марксистский взгляд на угнетение женщин

В марксизме угнетение женщин — ключевой вопрос. Фридрих Энгельс назвал работающую женщину «рабыней раба», и, согласно его анализу, угнетение женщин выросло вместе с классовым обществом, что произошло около 6 тысяч лет назад.

Рассуждения Энгельса о том, как развивалось угнетение женщин, — первостепенная тема в “Происхождении семьи, частной собственности и государства”. В работе он опирался на труды антрополога Льюиса Моргана и писателя Иоганна Якоба Бакофена. Энгельс пишет о «всемирно-историческом поражении женского пола», при котором материнская линия была свергнута мужчинами для контроля наследования имущества. Исходя из этого, он выдвинул аргумент, что принципы собственности привели к угнетению женщин.

Критики этого мнения указывают на то, что существует много антропологических доказательств ослабления материнской роли в первобытном обществе, что не равно матриархату или равенству женщин [с мужчинами]. В марксистской теории, угнетение женщин — это порождение культуры.

Другие культурные взгляды

Культурное угнетение женщин может принимать разные формы, в том числе посрамление или высмеивание ради подчеркивания их «второсортного» происхождения. Оно также может проявляться и в физическом насилии, и в распространенных способах угнетения: выделении меньших политических, общественных и экономических прав.

Угнетение с точки зрения психологии

В психологии высказываются точки зрения о том, что угнетение женщин — результат более агрессивной и соревновательной натуры мужчин из-за уровня тестостерона. Другие связывают это с самоусиливающимся циклом, в котором мужчины сражаются за власть и контроль.

Психология часто используется для оправдания мнений о том, что мышление женщин отличается или хуже, чем мужское. Хотя такие исследования не выдерживают критики.

Интерсекциональность

( Интерсекциональность — это исследование пересечения различных форм или систем угнетения, доминирования или дискриминации — прим.пер)

Другие формы угнетения могут пересекаться с угнетением женщин. Расизм, классизм, гетеросексизм, эйблизм, эйджизм и другие формы общественного насилия означают, что женщины, которые испытывают другие формы угнетения, могут не испытать то же угнетение, что и другие женщины с другими «интерсекциями».

Источник

Что такое феминизм — в пяти терминах

756252237090849

Феминизм

Это политическое движение, цель которого — борьба женщин за равные с мужчинами права.

Термин возник в начале XIX века. Изначально под ним понимали совокупность традиционно женских, феминных черт и противопоставляли мужественности. Ближе к концу XIX столетия появилось слово «феминистка» — так начали называть активисток суфражистского движения, а слово «феминизм» постепенно приобрело привычное нам значение.

В истории феминизма выделяют несколько периодов:

Гендер

Важно различать понятия «пола» и «гендера». Пол — набор врожденных биологических характеристик, которые отличают мужчин от женщин. Биологический пол определяют по первичным и вторичным половым признакам — в основном к ним относятся видимые отличия в гениталиях.

Гендер же — это набор социальных норм, которые не являются врожденными и существуют только в рамках культуры. Например, женщина — «хранительница очага», а мужчина — «добытчик», которому к тому же нельзя плакать. Вокруг гендера сформировалось множество стереотипов. Некоторые считают, что женщины хуже мужчин справляются с решением логических задач, а мужчины с рождения интересуются техникой. На самом деле это не так, и нейробиологи давно опровергли популярные гендерные стереотипы.

756212559154449

Если биологический пол совпадает с внутренним самоощущением и человек принимает предписываемую гендерную роль, его называют цисгендером (то есть, «по эту сторону» гендера). Но это не единственный вариант. Например, есть интерсекс-люди — те, чьи первичные или вторичные половые признаки не вписываются в стандартные представления о мужском или женском теле. Например, форма гениталий может быть мужской, а репродуктивная система — женской. Кроме того набор хромосом у интерсекс-человека может отличаться от типичных XY для мужчин и ХХ для женщин. В норме возможны вариации XХY, XХYY и другие. Из-за этого «генитальный пол», который определяют акушеры по внешним признакам, может отличаться от хромосомного или гормонального.

Читайте также:  карта памяти и системный диск находятся на одном разделе что это значит

Интерсекциональный феминизм

Это направление феминизма, в основе которого лежит интерсекциональность. Эта социологическая теория предполагает, что человек может подвергаться дискриминации по нескольким критериям одновременно и такая дискриминация будет более сильной. Например, белую цисгендерную женщину будут угнетать только на основе пола. А чернокожая транс-персона вдобавок столкнется с расизмом и трансфобией. Поэтому невозможно добиться равноправия, если отстаивать только права женщин. Необходимо также бороться с другими проявлениями дискриминации — гомофобией, расизмом, экономической дискриминацией.

Создательницей интерсекциональной теории считают Кимберли Креншоу — юристку, защитницу гражданских прав, философа. Хотя интерсекциональные идеи обсуждались еще с конца XIX века, именно Креншоу первой занялась научным обоснованием концепции и дала ей название в 1989 году.

755912814383453

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм (часто используют сокращенный вариант — радфем) рассматривает общество как патриархальную систему, где мужчины систематически угнетают женщин.

По мнению радфем, в патриархате мужчинам по умолчанию принадлежат власть и экономические привилегии. С помощью социальных институтов мужчины держат женщин в подчиненном положении и контролируют их сексуальность.

Поскольку патриархат основан на общности мужчин, радфем видит женское единство наиболее эффективным способом борьбы с угнетением. Некоторые радикальные представительницы движения считают, что освобождение возможно только в изоляции от мужчин.

Также в отличие от интерсекциональных, радикальные феминистки считают, что поскольку ребенок неизбежно проходит гендерную социализацию, то в одной культуре все люди одного пола сталкиваются с похожими проблемами в процессе взросления. Девочек одевают в розовое, хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию. Поэтому, пока существует сексизм как наиболее фундаментальная форма угнетения, радфем концентрируются только на женщинах, оставляя прочие проблемы с равенством другим активистам — например ЛГБТ+ или Black Lives Matter.

Стеклянный потолок

756235157425619

Источник

Существует ли обратный сексизм? И в чем здесь логическая ошибка

Споры вокруг громких феминистских рекламных кампаний или новые проекты фемактивисток (например, кафе только для женщин) часто заставляют их критиков использовать понятие «обратный сексизм». Так называют отдельные случаи ущемления или оскорбления мужчин, видимо, в противовес обычному сексизму, при котором ущемляют женщин. The Village узнал у специалистов по гендерной социологии, почему у сексизма не может быть никакого обратного направления.

Сексизм — это идеология дискриминации одного пола другим. Само это слово придумали представители второй волны феминизма в США, и они имели в виду конкретно дискриминацию женщин, которая наблюдалась и наблюдается социологами в огромном количестве примеров — это делает сексизм масштабным социальным явлением. Потом из социологии этот термин постепенно перешел в популярную психологию и стал использоваться в литературе как синоним гендерных стереотипов вообще. Но важно помнить, что сколько-нибудь существенного социального явления дискриминации мужчин женщинами социологи попросту никогда не наблюдали.

mvZskSU72mZfGfaI FtTqg

Ирина Костерина

Иногда говорят, мол, мужчин тоже дискриминируют, потому что для них армия и война — принудительные вещи. Если бы это был обратный сексизм, по логике, злые женщины должны были бы собраться и решить, что нужно мужчин угнетать, и поэтому давайте их отправим в армию. Или эти же злые женщины решили бы: «Давайте придумаем, что главная мужская роль — это роль отца и мужа, а иначе он неудачник, и мы будем его презирать». Но нет, в армию людей отправляют не женщины — это государство, которым преимущественно управляют мужчины. Я не могу вспомнить ни одного примера, когда именно женщины сознательно ограничивали бы ресурсы для мужчин. Пример одного питерского кафе только для женщин не подходит, потому что есть множество мужских клубов, барбершопов, а также раздельные бани и фитнес.

Никакого обратного сексизма нет. Есть просто сексизм — это дискриминация по гендерному признаку. Такая дискриминация — порождение именно патриархатных установок и практик, которые сложились за много веков. Некоторые из них изменились или почти исчезли, а некоторые вполне себе живут.

Россию сейчас относят к неопатриархату: у женщин вроде бы есть власть и права, но почему-то они все равно на разных уровнях ограничиваются — как структурно (например, список запрещенных профессий), так и культурно (стереотипы о женской логике или влиянии ПМС на вождение). Исследовательница Дениз Кандиоти еще в 1988 году написала вечно актуальную статью про «патриархатную сделку»: систему патриархата создали и поддерживают мужчины, но он не только дает им привилегии (в виде контроля, роли главного, более широкого доступа к ресурсам), но и заставляет их же платить издержки (в виде той же самой принудительной армии, роли кормильца, необходимости доказывать окружающим, что ты настоящий мужик и крутой).

Женские тактики сопротивления патриархату исследователи сейчас называют термином «женская власть». Это когда женщины вынуждены применять манипуляции для достижения своих целей, потому что они не могут реализовывать свою власть так же открыто, как мужчины. Но такие манипуляции нельзя назвать сексизмом.

Дарья Серенко

художница, активная феминистка

Когда я только начинала вникать в фемтеорию, я никак не могла понять, почему обратного сексизма не существует. Ведь очевидно, что мужчины тоже от многого страдают и что женщины тоже имеют свои предрассудки в отношении мужчин. Но тут все дело в терминах. Обратность сексизма была бы возможна при равных изначальных данных и возможностях, равных стартовых капиталах. А тогда и сам сексизм бы исчез — потому что так называют именно систему дискриминации, то есть когда у одной группы изначально больше ресурсов и возможностей, чем у другой.

Сексизм можно разделить на несколько видов:

Межличностный сексизм проявляется в оскорблениях. Чаще всего это трансляция какого-нибудь гендерного стереотипа. И вот здесь фразы вроде «все мужики — козлы» иногда называют обратным сексизом. Конечно, ничего хорошего в оскорблениях нет, с любой стороны. Но когда люди употребляют слово «обратный», они подразумевают, что в адрес мужчин якобы транслируется точно такой же объем угнетения. Но никакой симметрии нет. И это вдруг обесценивает контекст, то есть институциональное угнетение женщин, делает его невидимым, сводя все к межличностным (конечно, тоже важным) штукам. Межличностный сексизм и в адрес женщин, и в адрес мужчин проистекает из одной и той же патриархальной системы, из истории угнетения женщин, из институциональной дискриминации. Именно поэтому этот термин некорректен, и я призываю использовать вместо него что-то вроде «взаимные гендерные стереотипы».

Источник

«А ты какая феминистка?». Гид по основным направлениям движения

photo 2021 04 23 16 25 56

03ACD3E0 4066 4724 99C0 0E2E9C56F9EA

Феминизм стремится к равенству, но есть направления, которые по-разному смотрят на методы его достижения. Одни активистки считают, что нужно менять государственные законы, другие — свергать капитализм. Разбираемся в основных направлениях феминизма и рассказываем, какие они продвигают идеи.

Марксистский феминизм

IMG 4971

Появился во второй половине XIX века вместе с работами философов Августа Бебеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Самыми известными представительницами были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Александра Коллонтай. Они противопоставляли себя буржуазному феминизму, так как считали, что у женщин рабочего и буржуазного классов слишком разные интересы. Буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения. Марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме.

Читайте также:  крюинг что это такое

Основные идеи

Марксистский феминизм сегодня

Что почитать

Социалистический феминизм

IMG 4972

Направление выросло из марксистского феминизма и развилось в 70‑х годах XX века с работами Зиллы Айзенштайн и Джулиет Митчелл. В отличие от марксистских феминисток, социалистические верят, что гендерное равенство не менее важно, чем классовое.

Основные идеи

Социалистический феминизм сегодня

В прошлом году издание Teen Vogue выпустило статью «Социалистический феминизм: что это такое и как он может заменить корпоративный феминизм». В ней журналистка Сара Леонард рассказала о процветании этого движения в США. Молодые женщины стали чаще поддерживать социал-демократов на выборах. Появились новые лидеры движения, например, Сара Нельсон и Александрия Окасио-Кортес. Журналистка пишет, что идеи социализма набирают популярность у миллениалов и поколения Z. Они считают, что капитализм сделал феминизм товаром, при этом положение женщин не становится лучше.

Что почитать

Радикальный феминизм

IMG 4969

Направление появилось в 1960‑х годах. Главными фигурами движения были Шуламит Файрстоун, Кэти Сарачайлд, Ти-Грейс Аткинсон и Кэрол Ханиш.

Основательница радикально-феминистской группы «Красные чулки» Эллен Уиллис считала, что направление сильно помогло всему движению. Например, активистки стали публично обсуждать вопросы сексуальности, разработали «язык» второй волны (например, именно они ввели термин «патриархат» в феминистскую теорию) и легализовали аборты в США. Сегодня радикальный феминизм — скорее идейная основа.

Основные идеи

Поднаправления

Культурный феминизм

Активистки считают, что мужчины и женщины различаются с точки зрения не только биологии, но и культуры, истории и психологии. Они разделяют мужское и женское поведение, поощряют второе за эмпатию, чувственность, склонность отдавать, стремление к миру. Культурные феминистки мечтают о матриархате, потому что женщины могут построить гармоничное и ненасильственное общество.

Сепаратистский феминизм

Сторонницы поднаправления считают, что от мужчин нужно отстраниться. Только так можно сопротивляться патриархату. Сепаратистка принципиально не вступает в рабочие или личные отношения с мужчиной. К формам сепаратистского феминизма относится также позитивная дискриминация, когда женщин предпочитают мужчинам при равных критериях отбора, например при найме на работу.

Далее речь пойдёт SWERF и TERF, которые часть сообщества признаёт течением радикального феминизма. Но тут есть разногласия, и многие критикуют поднаправления за антифеминизм. Другие находят определения оскорбительными для представительниц радикального течения.

С английского trans-exclu­sion­ary rad­i­cal fem­i­nist — радикальная феминистка, которая исключает трансгендеров. Активистки считают, что мужчина всегда остаётся мужчиной и угнетателем, а женское тело — не оболочка, которую можно «примерить».

SWERF

Что почитать

Большая часть произведений не переведена на русский язык.

Либеральный феминизм

IMG 4970

Течение разделилось на две волны. Первая возникла в середине XIX века и продлилась до начала XX. Феминистки в то время боролись за избирательное право. Среди них были активистки и писательницы Мэри Уолстонкрафт, Джудит Сарджент Мюррей и Фрэнсис Райт.

В 1960‑х годах либеральное фем-движение снова набрало популярность благодаря книге Бетти Фридан «Загадка женственности». Она описала, как домашний быт ограничивает женщину и не даёт ей самореализоваться. Либфеминистки «второй волны» выступали за доступ женщин к высшему образованию, поддержку государства в воспитании детей и равное распределение домашних обязанностей.

Основные идеи

Поднаправления

Помадный феминизм

Активистки защищают право женщины быть сексуальной и женственной. Она может носить макияж, платья и каблуки, оставаясь феминисткой. Это свободный выбор, а не угода патриархату.

Сексуально-позитивный феминизм

Активистки считают, что осознание собственной сексуальности поможет женщинам добиться раскрепощения и независимости. Сексуально активная женщина заявляет о своей свободе, а не «облегчает жизнь» мужчинам и не расширяет их привилегии. Например, сексуально-позитивные феминистки считают обнажённые снимки актом женской эмансипации.

Что почитать

Большая часть произведений не переведена на русский язык.

Интерсекциональный феминизм

IMG 4968

Интерсекциональность — теория пересечений разных форм угнетения, которые не просто складываются, а усиливают друг друга. Термин появился благодаря профессору Кимберли Креншоу. В конце 80‑х она отстаивала права темнокожих женщин. Интерсекциональность стала популярна среди феминисток четвёртой волны начиная с 2010‑х годов.

Основные идеи

Поднаправления

Чёрный феминизм

Выступает за права темнокожих женщин, которые сталкиваются с тройной дискриминацией: гендерной, классовой и расовой. Представительницы критикуют господствующий западный феминизм за то, что он исключает расу из анализа угнетения.

Трансфеминизм

Противоположность TERF. Активистки защищают права трансгендерных женщин. Они считают, что гендерное равенство достигается через защиту всех людей, которые идентифицируют себя как женщин.

Постколониальный феминизм

Направление возникло благодаря теоретикам из «третьего мира». Они критикуют западных феминисток за игнорирование опыта женщин из колониальных стран, которые испытывают на себе двойное давление — имперское и патриархальное. То есть страдают от «двойной колонизации».

Что почитать:

Произведения не переведены на русский язык.

Источник

ЖизньОт суфражисток
до радфем: Ключевые направления феминизма

NFaHfRQQo3T0Mno8xksClg default

Рассказываем, какие направления феминистской мысли существуют

BOMomJVGTUbjZWbt7YdGQ article

феминистская идеология менялась и расширялась на протяжении всего своего существования: в её рамках возникло множество течений, как знаменитых, так и малоизвестных. Первая волна феминизма пришлась на середину XIX — начало XX века: она была направлена на борьбу за избирательные и другие права женщин, за их эмансипацию. В конце 1960-х — 1970-е годы возникла вторая волна феминистского движения — борьба против дискриминации по половому признаку, затронувшая вопросы семьи, репродуктивных прав, сексуальных, политических и экономических отношений. Третья волна феминизма возникла в 1990-е и, по мнению некоторых исследователей, продолжается и сейчас: помимо вопросов равноправия она также поднимает проблемы, связанные с расой, классом, сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью.

Нередко феминистские течения, как, например, экофеминизм, поднимают вопросы и из других сфер. Рассказываем о различных течениях и движениях феминизма, а также их целях.

Антирасистский
феминизм

Несмотря на то что феминистское движение стремится говорить от лица всех женщин, его нередко обвиняют в игнорировании проблем меньшинств. Движение антирасистского феминизма ставит во главу угла идею о том, что феминизм не должен ограничиваться борьбой за права белых представительниц среднего класса и должен обращать внимание на проблему угнетения женщин разных рас. Антирасистский феминизм включает в себя борьбу с сексизмом, расизмом и классовым угнетением.

Писательница и поэтесса Элис Уокер впервые употребила термин «womanism» — альтернативу термину «феминизм», который подразумевает также защиту женщин разных рас и разного происхождения.

Интерсекциональный
феминизм

Интерсекциональный феминизм возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. Название этой феминистской социологической теории дала профессор Кимберли Креншоу в 1989 году, хотя сама концепция, безусловно, существовала и раньше. Представители интерсекционального феминизма говорят о том, что не существует единого и универсального женского опыта, а борьба за права женщин неотделима от борьбы за права представителей ЛГБТ-сообщества и борьбы с расизмом и эйблизмом.

Культурный
феминизм

Культурный феминизм — направление внутри радикального феминизма, сторонницы которого говорят, что женщины, благодаря своей природе или особенному женскому историческому опыту обладают особыми женскими (феминными) качествами, которые, в свою очередь, противоположны мужским (маскулинным) качествам. Женскими качествами является связь с другими людьми (как биологическая — через беременность, так и моральная), сопереживание, единение — все эти качества способствуют формированию идеи «сестринства».

Теоретики культурного феминизма по-разному оценивают, как связанность с другими людьми влияет на жизнь женщин: одни считают, что способность к беременности и деторождению стала причиной угнетения женщин, другие считают, что эта способность помогла сформировать особую женскую культуру, такую же богатую, как политика или наука. Но все они сходятся в том, что в мире, свободном от патриархата, все люди смогут свободно проявлять заботу друг о друге.

Читайте также:  как странно мне что он такой на английском текст

7eQ4lOdNLXbUIFvtfxgkRQ article

Либеральный
феминизм

Либеральный феминизм возник раньше других направлений феминизма; исторически он связан с суфражистским движением. Его цель — обеспечить женщинам равные права и возможности с мужчинами: дать им возможность получать образование, иметь оплачиваемую работу и участвовать в политической жизни наравне с мужчинами, добиться того, чтобы их роль в обществе не ограничивалась ролью домохозяйки и жены. Основным средством для достижения этой цели либеральный феминизм считает реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин.

Сейчас основными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с конкретными проблемами. Идеи либерального феминизма получили наибольшее распространение в современном обществе.

Марксистский
феминизм

В основе идеологии марксистского феминизма лежат работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Он рассматривает угнетение женщин как частный случай капиталистического и классового угнетения и считает мужчин господствующим классом, который эксплуатирует женщин. Угнетение женщин идеология марксистского феминизма связывает с институтами частной собственности, а освобождение женщин считает частью классовой борьбы пролетариата.

Самый важный механизм мужского господства — контроль над женской сексуальностью («Сексуальность для феминизма то же самое, что труд для марксизма», — считает феминистка Кэтрин Маккиннон). Большой вклад в развитие идеологии марксистского феминизма внесла Россия — во многом благодаря деятельности Александры Коллонтай. В 1960–1970-е годы теоретики марксистского феминизма подняли важную проблему бесплатного домашнего женского труда.

К марксистскому феминизму близок социалистический феминизм. Он выдвигает идею двойного угнетения женщин — структурами патриархата и капитализма. Саму систему подавления женщин в социалистическом феминизме называют «капиталистическим патриархатом».

Поп-феминизм

Поп-феминизмом называют проникновение феминистских идей в поп-культуру и трансляцию их в доступном широкой аудитории виде: будь то Бейонсе, использующая в песне сэмпл из лекции TED нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи «We should all be feminists», Эмма Уотсон, являющаяся послом доброй воли ООН и открывшая феминистский книжный клуб, или Дженнифер Лоуренс, написавшая эссе о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин. Поп-феминизм затрагивает самые разные вопросы и проблемы — от дискриминации по половому признаку до вопросов гендерной идентичности.

Поп-феминизм часто подвергается критике со стороны феминисток, но в нём видят и положительные моменты: он может привлечь аудиторию, которой феминистские идеи поначалу не были близки.

Постмодернистский
феминизм

Постмодернистский феминизм критикует бинарную систему «женщина»/«мужчина», деконструирует эти понятия и стремится размыть границы и отказаться от строгой гендерной системы ради более сложной и многогранной реальности.

Для этого направления очень большое значение имеют работы американского философа Джудит Батлер: она анализирует, как гендер становится культурным знаком, приказывающим телу вести себя в соответствии с биологическим полом. Она говорит о том, что общество гетеронормативно и оно отказывается признавать полноценным любого члена общества, который не соответствует гендерным нормам.

Постколониальный
феминизм

(феминизм постколониальной волны)

Постколониальный феминизм возник в противовес мейнстримовым западным феминистским идеям, которые в основном защищают права белых женщин среднего класса. Он обращает внимание на проблемы женщин, живущих в странах третьего мира, на опыт женщин, живущих в постколониальных культурах.

Эта теория проводит параллели между патриархальным и колониальным угнетением: опыт женщин в патриархальном обществе во многом схож с опытом жителей колониальных стран. Женщины, жившие в колониальных странах, сталкивались и с угнетением по признаку пола, и с колониальным угнетением. Постколониальный феминизм обращает внимание на уникальный опыт и уникальные проблемы женщин разных рас и разного происхождения.

Психоаналитический феминизм

Психоаналитический феминизм утверждает, что равноправие не может установиться исключительно благодаря реформам, поскольку неравенство скрыто в глубинных слоях человеческой психики. Психоаналитический феминизм развивает теорию бессознательного и критикует те её части, которые откровенно дискриминируют женщин — например, представление о женской зависти к пенису и о том, что женщины ощущают свою неполноценность. Задача психоаналитического феминизма — анализ патриархальных структур бессознательного.

Психоаналитический феминизм часто выступал не как самостоятельная ветвь феминистического движения, а в сочетании с другими направлениями, в особенности с движениями второй волны.

luTOpcSwsWhZiqRNzdLKxg article

Радикальный
феминизм

Ключевым понятием для радикального феминизма является патриархат — система социальных структур и практик, которая подчиняет и угнетает женщин, пронизывающая все сферы человеческих отношений. Радикальные феминистки считают причиной угнетения женщин патриархальные гендерные отношения. Радикальный феминизм борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав.

Радикальные феминистки известны благодаря своему активизму. Они говорят о необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата. При этом радикальный феминизм нередко критикуют за слишком обобщённый взгляд на женщин, не учитывающий расовых и классовых различий.

Сепаратистский
феминизм

Сепаратистский феминизм — форма радикального феминизма, получившая наибольшее развитие в 1970-е. Он продвигает идею физического, психологического, эмоционального и духовного отделения от мужчин. Сепаратистские феминистки выступают против гетеросексуальных отношений, а также против рабочих и личных отношений с мужчинами в принципе: они считают, что мужчины не могут принести никакой пользы феминистскому движению и только способствуют утверждению патриархальных отношений.

Начало движению положила организация «Ячейка 16», основанная Роксанной Данбар. Программа организации подразумевала целибат, сепарацию и тренировки по самообороне. Лесбийские отношения никогда не были частью программы «Ячейки 16», но именно она заложила основы лесбийского сепаратизма. Сепаратистские коммуны возникают и в наши дни.

Сексуально позитивный феминизм

Между этими двумя противоположными на первый взгляд точками зрения есть и общее: представительницы обоих течений выступают против сексуального насилия и эксплуатации женской сексуальности, но выбирают для решения этих проблем разные методы.

Суфражизм

Либеральный феминизм зародился из идей движения суфражисток, получившего наибольшее распространение в Великобритании и США. Их целью было достижение юридического и политического равенства женщин с мужчинами; они требовали предоставить женщинам избирательные права, а также выступали против дискриминации женщин в экономической и политической сферах.

Изначально движение суфражисток было мирным (например, они рассылали письма членам парламента и организовывали комитеты), но после того как эти действия не принесли должного результата, им пришлось прибегнуть к более жестоким методам. Они разбивали окна, бросали камни, поджигали почтовые отделения и резали телефонные провода, а также участвовали в столкновениях с полицией и устраивали голодовки. Основное достижение суфражисток — всеобщее избирательное право (в США оно было принято в 1920 году, а в Великобритании — в 1928-м).

Трансфеминизм

Трансфеминизм — направление феминизма, борющееся за права трансгендерных женщин и поднимающее вопросы гендерной идентичности, которыми занимаются не все феминистские течения. Трансфеминистсткое движение борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам дискриминации — трансфобии и мизогинии; такой вид угнетения описывают общим термином «трансмизогиния». В среде радикальных феминисток достаточно высок уровень трансфобии.

Источник

Праздники по дням и их значения
Adblock
detector