что такое углубленный уровень

Профильные классы в школах

С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.

gcOSCdYYr0

Что такое профильный класс

В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.

Идти в профильные классы стоит еще и потому, что в них лучше готовят к олимпиадам и ЕГЭ по нужным для поступления предметам. Самые сложные и «дорогие» задания в КИМах Единого госэкзамена рассчитаны как раз на выпускников профильных классов с углубленной подготовкой по предмету экзамена. Так что меньше, а то и вовсе не придется тратиться на занятия с репетиторами и на дополнительных курсах.

Направления профильных классов

Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:

Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.

gcOSCdYYr0

mNPqqBnYD3

У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:

Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.

kVzeREYcUC

Профильные классы открывают не только вузы, но и госкорпорации, например, «Газпром». Будущих нефтяников он начинает готовить со школьной скамьи в 26 профильных классах. Только три из них в Санкт-Петербурге, остальные – в нефтедобывающих регионах.

Предметы

Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:

Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.

В программе класса профильного уровня есть:

OZIZ6bLs8c

Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.

Поступление

Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.

ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.

Источник

Как выбрать профильный класс

%E2%95%A8%E2%96%92%E2%95%A8%E2%95%97%E2%95%A8%E2%95%9B%E2%95%A8%E2%94%82 13.07

Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

Профиль Предметы
Физико-математический Физика, математика
Информационно-технологический Информатика, математика, физика
Химико-биологический Биология, химия
Лингвистический Русский язык, литература, иностранный язык
Филологический Русский язык, литература
Гуманитарный Русский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономический Обществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

На что ориентироваться при выборе профиля

Результаты ОГЭ

В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.

Способности и склонности

Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.

Предметы ЕГЭ

Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.

Читайте также:  семь грехов по библии что значит

Источник

Профили обучения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, он должен выбрать профиль для дальнейшего обучения. Основные цели профильного обучения в рамках СОО:

Cистема профильного образования в России включает следующие типы учебных дисциплин:

Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения. Иными словами это — творческая работа исследовательского характера, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающегося связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарий, собственные выводы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Выполнение индивидуального учебного проекта

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Индивидуальный учебный проект

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Учебный план профиля обучения

Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.

Элективные курсы

Отличие элективных курсов от факультативных

Пункт 5 части 1 статьи 34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

На сайтах платформы Дион.Школа создан специальный раздел Профильное обучение, в котором размещается информация и нормативно-правовые документы школ — клиентов платформы. Подробнее.

Источник

Профильное обучение: вопросы и ответы

В последние годы в печати все чаще появляются материалы о профильном обучении в школе. В школах России проводится эксперимент по введению профильного обучения. Утвержден федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в том числе примерные учебные планы для разных профилей обучения. Ученые и ведущие учителя-практики разрабатывают программы профильных предметов и элективных курсов для профильного обучения.

Читайте также:  коржавин мне без тебя так трудно жить стих

Не остается в стороне от этих проблем и газета «Спорт в школе». Она одной из первых включила вопросы организации профильного обучения в программу педагогического марафона, который проходил в апреле прошлого года. В новом учебном году газета организовала совместно с педагогическим университетом «Первое сентября» курсы повышения квалификации для учителей физической культуры по программе «Физическая культура в профильном обучении».

Но, несмотря на это, оживленный интерес многих учителей физической культуры, завучей и директоров школ, да и некоторых родителей к данной проблеме не ослабевает. Многих из них волнуют вопросы организации профильного обучения, составления учебного плана школы в условиях введения профильного обучения, разработки программ элективных курсов для того или иного профиля, преемственности программ общего среднего, дополнительного и профессионального образования, интеграции школ и учреждений дополнительного образования детей в условиях профильного обучения и многое другое.

На некоторые из этих вопросов вы, конечно, можете найти ответ в материалах лекций курсов повышения квалификации. Но все же многие вопросы, которые не попали в лекции, требуют дополнительного разъяснения.

Во-первых, чем же отличается профильное обучение от существующего в настоящее время углубленного изучения отдельных предметов? Прежде всего, важно понять, что такое профильное обучение. Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В основе процесса углубленного изучения отдельных предметов лежит предметно ориентированный подход, а в основе профильного обучения – профессионально ориентированный подход.

Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивают дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся.

Профильные классы создаются на старшей ступени образования и реализуют двухуровневые образовательные программы среднего (полного) общего образования (базового и профильного) и обеспечивают предметную профильную подготовку учащихся 10–11-х классов.

В связи с этим, хочу также напомнить читателям отличие спортивных классов от профильных классов спортивно-педагогического или же оборонно-спортивного профиля. Само понятие «спортивный класс» немного упрощенное. Оно возникло давно, когда впервые появились специализированные классы по отдельным видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом. Главной целью данных классов является обеспечение условий для рационального сочетания учебы с углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе и осуществление подготовки спортивного резерва.

Комплектование специализированных классов по отдельным видам спорта проводится из числа наиболее перспективных в спортивном отношении учащихся, прошедших спортивную подготовку не менее одного года в учебно-тренировочных группах, с учетом итоговых отметок за предыдущий класс, рекомендаций тренеров ДЮСШ (СДЮШОР) и на основании собеседования. При этом выясняется интерес к избранному виду спорта и сознательность его выбора.

Таким образом, к спортивным классам относятся специализированные классы по отдельным видам спорта, которые реализуют общеобразовательные программы в режиме школы и обеспечивают углубленный учебно-тренировочный процесс.

Профильное обучение в классах спортивно-педагогического и оборонно-спортивного профилей реализуется в гомогенных группах учащихся, сформированных по принципу их профессиональной ориентации. При этом учебный процесс в этих классах строится таким образом:

· углубленно изучаются профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы, к которым есть устойчивый интерес и индивидуальные способности учащихся;

· сосредоточивается внимание на формировании профессионально важных качеств личности в сфере педагогической, физкультурно-спортивной, военно-оборонной деятельности, безопасности жизнедеятельности и др.;

· осуществляется контроль, коррекция профессиональных планов учащихся, выявляется степень их обоснованности;

· намечаются пути подготовки к будущей профессиональной деятельности, способы диагностики мотивационно-ориентационной сферы учащихся, оценки результатов, достижений;

· формируются основы для социально-профессиональной адаптации учащихся: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессионально-педагогическая направленность;

· формируются профессиональные интересы учащихся.

Таким образом, в спортивно-педагогических классах общеобразовательных школ наряду с физической подготовкой учащихся происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии в области физической культуры.

Одной из приоритетных задач образования в современных условиях является интеграция основного и дополнительного образования. В связи с этим возникает другой немаловажный вопрос: как рационально сочетать общее и дополнительное образование школьников в области физической культуры? Как при этом должны взаимодействовать школа и спортивная школа?

Прежде всего, необходимо раскрыть значение понятия «образование в области физической культуры». Образование в области физической культуры – процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического развития человека, а также развития способности передавать усвоенное окружающим.

В ДЮСШ, специализированных классах по видам спорта создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в избранных видах физкультурно-спортивной деятельности сообразно с их ценностными ориентациями, интересами и потребностями. И если эти условия совмещаются с устойчивой мотивацией личности к занятиям тем или иным видом физической культуры, то данная личность попадает в новую структуру образования – дополнительное физкультурное образование на основе индивидуальных потребностей и интересов. Это образование имеет довольно широкий диапазон педагогического воздействия на человека и осуществляется на различных уровнях физкультурно-спортивной подготовки.

Специфика дополнительного образования в области физической культуры состоит в том, что, не подменяя целостную систему построения среднего общего образования, оно должно служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе.

Главная же его цель заключается в удовлетворении интересов и запросов личности в конкретном виде физкультурно-спортивной деятельности. Данное физкультурное образование отличается от базового тем, что осуществляется в условиях высокой мотивации занимающихся, их стремления достичь определенных результатов. Очень часто интересы личности к тому или иному виду спорта не угасают на протяжении многих лет жизни и фактически являются источником ее постоянной двигательной активности, физкультурного самообразования и ведения здорового образа жизни. Именно через направленное формирование мотивации человека к регулярным занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности можно успешно решить задачу непрерывного физкультурного образования личности на протяжении всей ее жизни. Поэтому одним из важнейших условий перехода личности в систему непрерывного физкультурного образования является формирование устойчивой и осознанной мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом.

Читайте также:  с чем можно делать чебуреки

Отсюда становится очевидной необходимость объединения усилий общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования спортивной направленности не только в привлечении школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом и укреплении их здоровья, но также в профессиональной ориентации учащихся и формировании профессионального самоопределения на педагогическую профессию в сфере физической культуры и спорта.

В последнее время широкое распространение получает организация дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. Специфика дополнительного образования заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения школьник получает возможность не только подключиться к занятиям по интересам, но и познать новый способ существования – без оценок, но обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по базовым учебным предметам.

По сути, дополнительное образование в области физической культуры расширяет пространство, в котором учащиеся могут развивать свою познавательную и двигательную активность, реализовывать свои двигательные способности и личностные качества, часто остающиеся невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании школьник сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, позитивно отражается и на учебной деятельности.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение модели его организации. В этом случае наиболее подходящим является модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.

В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, основанного на паритетной кооперации школы с учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования.

В числе таких образовательных учреждений могут быть:

общеобразовательные школы с профильными классами (оборонно-спортивного, спортивно-педагогического профиля и т.д.);

физкультурно-педагогические лицеи, школы оборонно-спортивного и спортивно-педагогического профилей и др.;

ДЮСШ, ДЮКФП, центры детского творчества и др.;

физкультурно-педагогические колледжи, техникумы, училища олимпийского резерва;

вузы физкультурного профиля, педагогические вузы.

В своей совокупности они составят образовательную сеть, ресурсный потенциал которых можно будет в той или иной мере использовать для последующего введения профильного обучения в школе. Данная образовательная модель особенно актуальна в условиях создания университетских комплексов.

Острой проблемой остается отсутствие необходимой преемственности средней и высшей школы. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки. В связи с различиями и отсутствием преемственности в системе обучения в средних и высших учебных заведениях студенты младших курсов проходят длительный период адаптации к вузовской системе обучения.

Вместе с тем, сеть общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п.

Введение профильного обучения в школе должно внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем. Система непрерывного профессионального образования, особенно в условиях перехода к профильному обучению, обязана кардинально измениться. Поэтому основное внимание должно уделяться, прежде всего, профильному обучению в общеобразовательной школе, так как именно там готовятся будущие студенты.

Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность создания профильных школ. Миссия профильной школы состоит в обеспечении условий для развития личности учащихся и их самореализации в соответствии с профессиональной направленностью.

Профильное общеобразовательное учреждение наиболее удалено по времени от конечного результата профессионального образования и является подготовительной ступенью профессионального образования.

Подробно о проектировании профильных школ в условиях профильного обучения читайте в лекции № 7.

В то же время, физическая культура является также составной частью содержания подготовки работников силовых структур, МЧС, будущих педагогов, врачей, инженеров и т.д. как профессионально-прикладной компонент их профессиональной подготовки.

Прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах Российской армии.

Прикладная физическая подготовка направлена на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие специальных физических качеств, укрепление здоровья и повышение работоспособности человека.

Содержанием прикладной физической подготовки являются не только специально подобранные физические упражнения, выполняемые в необычных условиях, но и учебный материал, обеспечивающий психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях.

Основными задачами прикладной физической подготовки учащихся 10–11-х классов являются:

целенаправленное развитие физических качеств, отвечающих специфической деятельности того или иного специалиста;

совершенствование умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и на военной службе;

повышение функциональной устойчивости организма человека к необычным и экстремальным условиям.

Реализация программного материала по прикладной физической подготовке может осуществляться на уроках физической культуры и ОБЖ, на дополнительных занятиях по программе элективных курсов, на внеклассных мероприятиях спортивно-прикладного характера, а также в процессе самостоятельных тренировочных занятий по заданию учителя. При этом необходимо максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям.

Все это требует разработки программно-нормативных документов, новых педагогических технологий в реализации профильного содержания физической культуры в старших классах. Каждая школа в соответствии с выбранным профилем обучения может создать свою программу по прикладной физической подготовке для учащихся 10–11-х классов.

Этот новый компонент как раз и призван, с одной стороны, учесть интересы и склонности учащихся, а с другой – определяет возросшие требования к профессионализму учителей физической культуры. Поэтому учитель физической культуры профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечивать вариативность, личностную и практическую ориентацию образовательного процесса, а также завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование индивидуальных способностей и компетентностей, необходимых для достижения профессионального образования.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector