Написание двойных согласных в корне слов
Двойные согласные в корне пишутся в некоторых исконно русских и многих заимствованных словах. Рассмотрим подробнее, когда в корне слов пишутся двойные согласные.
Двойные согласные в исконно русских словах
В русском языке в исконно русских словах встречаются одинаковые согласные буквы. В корне ряда лексем и производных от них слов пишутся двойные согласные «жж»:
Следует отличать эти написания от слов, в которых пишется сочетание согласных «зж», звучащее как длинное [ж‘]:
В корне этих слов происходит чередование сочетаний согласных «зг» и «зж»:
Двойное «сс» пишется в корнях слов « сс ора», « сс ориться», «Ро сс ия», «ро сс ийский», «ро сс иянин» и других родственных словах.
Написание двойных согласные в сложных словах
Двойные согласные пишутся в сложных словах на стыке корней, если первая часть слова заканчивается, а вторая начинается одной и той же согласной, например:
ро дд ом, гла вв рач
Если основа слова заканчивается написанием двойных согласных, то в корне производного слова тоже пишутся две буквы перед суффиксом, например:
Исключения
В русской орфографии существуют слова—исключения из правила написания двойных согласных в корне слова.
Слово «кристалл» и все его производные имеют двойные написание согласного «л»:
криста лл ик, криста лл ический, криста лл изироваться,
криста л ьный, криста л ьно, криста л ьчик, криста л ьность.
Продолжим этот список слов-исключений:
Двойные согласные в заимствованных словах
В словах, заимствованных из других языков, написание двойных согласных в корне запоминаем, например:
дре сс ировщик, ко мм ерсант, а сс истент, а пп арат, те рр аса, ба лл ада, э фф ект, а нн улировать, о пп озиция, си мм етрия, пе рр он, сте лл аж, ре сс ора, те нн ис, тро лл ейбус.
В случае затруднения справляемся об их написании в орфографическом словаре.
Следует помнить, что в следующих заимствованных словах пишется только один согласный в корне слова:
Видеоурок «Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с двойными согласными»
Источник
Удвоенные согласные: примеры
При затруднении написания удвоенных согласных примеры легко можно найти в словаре.
Там имеется большой выбор всего необходимого:
Это лишь небольшая часть. В словарях есть множество примеров (нежелательно использовать сомнительные из интернета).
Правописание двойных согласных
Все слова в русском языке состоят из морфем — самых важных частей, которые делятся на приставки, корни, суффиксы и окончания.
При этом корни, как правило, считаются отдельной морфемой, заключающей в себе смысл целого слова.
А вот с помощью окончания, как формообразующей части, его можно не только склонять (у существительного), но и спрягать (у глагола).
В то же время бывают ситуации, когда двойные части речи во время написания отражаются в виде двойных букв.
По правилам, их необходимо сдвоить (основной признак):
Примеры можно увидеть на стыке морфем:
Также они могут находиться в слове:
Таким образом, правописание таких согласных обязательно надо помнить, а в случае возникновения каких-либо сомнений следует тут же брать в руки словарь орфографии для проверки.
Вдобавок следует знать, что там, где слышен долгий звук, записываются двойные согласные. Но даже в таких случаях имеются некоторые исключения, о которых тоже никогда не следует забывать. Хоть и слышится длинное звучание, однако пишется всего лишь одна буква: имитация, галерея.
Еще важно обращать внимание на то, что все двойные согласные чаще всего стоят в одном слоге: кон — гресс, а — ппе — тит, а при переносе делятся: ап — петит, колон — на.
В заимствованных словах
Слова, которые имеют иноязычное происхождение, как правило, записываются таким образом, что парные согласные сохраняются не только в собственных языках, но и во время перехода в русский: koloss (франц.) — колосс (рус), antenna (лат) — антенна (рус).
Однако, если не знать морфем того языка, откуда первоначально все произошло, просто невозможно пояснить, почему пишется удвоенная согласная.
Следовательно, правописание подобных слов, как и тех, что считаются непроверяемыми, требуется постоянно заучивать.
Для этого как минимум стоит составить специальный список, помогающий быстро выучить нужное:
В корне заимствованных слов, которые во многих случаях можно без каких-либо усилий определить в словарном порядке:
Тем не менее в нескольких словах (бакалавр, волейбол, тротуар), а также уменьшительно-ласкательном значении собственных имен возможно написание только одной согласной.
Примеры для запоминания:
В корне русских слов
В большинстве случаев удвоенные согласные в корне слов встречаются крайне редко. Причем используются в основном только такие как «жж» и «сс».
Написание парных букв «жж» можно увидеть:
В случае звукового чередования зд — зж и зг — зж пишут не два раза «ж», а именно «зж»: приезжать (приезд), брюзжать (брюзга).
Однако в таких словах, как брыжи и брыжейка, прописывают всего одно «ж». Потому как все это связано с историческим формированием.
Буквы «сс» чаще записываются:
В других ситуациях сдвоение согласных происходит на стыке приставки с корнем: рассказать, поддержать, либо корня с суффиксом: черкесский, туманный. И только в таком случае написание слов повинуется морфологическому правилу — происходит сохранение одинакового написания каждой морфемы. Следовательно, нужно как можно тщательней проводить анализ состава слова, когда приставка заканчивается, а корень начинается с одной и той же согласной: рассвет, воззрение.
Двойная согласная пишется в сложносокращенных словах, когда одна часть завершается, а следующая берет свое начало с одной согласной, то есть одно и та же буква идет подряд: юннат (юный натуралист), главврач (главный врач).
Однако если первая часть сложносокращенного слова представляет собой основу, оканчивающаяся двойной согласной, тогда прописывается лишь одна единственная согласная: юнкор (юный корреспондент), грампластинка (граммофонная пластинка)
Правописание двойных согласных перестает выглядеть трудным, когда хорошо известны все правила. При этом постоянно следует помнить о примерах, которые вообще никогда не поддаются проверке. И в случае потребности, можно просто взять себе в помощь орфографический словарь, в котором показывается верное написание слова, а также его производные.
Закрепить материал помогут некоторые упражнения.
1. Чтение таблицы, в которой указаны слова с двойными согласными, и последующее употребление их в словосочетании.
Например, антенна — телевизионная антенна.
агрессор | коллектив | пессимизм |
колосс | программа | территория |
миссия | сумма | шоссе |
2. Составление предложений, в которых были бы слова с двойными согласными:
Такие простые упражнения помогут разобраться в правилах и научить правильно писать слова.
Источник
Удвоенные согласные в словах
Удвоенные согласные пишутся в корне слов, в суффиксах разных частей речи, на стыке приставки и корня, корня и суффикса.
Рассмотрим правила написания удвоенных согласных в разных морфемах слов.
Чтобы понять, в каких случаях следует написать удвоенные согласные, важно определить часть речи, грамматическую форму слова и морфемный состав.
Удвоенные согласные в корне слова
Во многих заимствованных словах написание двойных согласных следует запомнить:
Удвоенные согласные пишутся в сочетании корней сложносокращённых слов:
Но при сокращении прилагательного с основой на двойные согласные и существительного пишется одна согласная буква:
Удвоенные согласные в сочетании морфем
Часто приставка заканчивается согласным и с того же согласного начинается корень слова:
Удвоенные согласные пишутся в сочетании корня, заканчивающегося буквой «с», и суффикса -ск- прилагательных:
Написание «нн» в словах
Двойные буквы«нн» пишутся у прилагательных и причастий в сочетании согласного корня и суффикса или в суффиксе. Рассмотрим случаи написания «нн».
1. Две буквы «н» пишутся на стыке корня и суффикса -н- прилагательных, если основа производящего существительного заканчивается этим же согласным:
2. Прилагательные образуются от однокоренных существительных с помощью суффиксов -енн-/-онн-:
3. В суффиксах прилагательных, образованных от разносклоняемых существительных, пишутся двойные согласные «н»:
5. Удвоенное «н» отметим в составе слов с конечным сочетанием -ованный/-ёванный:
Отличаем отглагольные бесприставочные прилагательные, не имеющие сочетаний -ованный/-ёванный, которые пишутся с одной буквой «н»:
5. В суффиксе полной формы причастия пишется «нн»:
Краткие формы причастий пишутся с «н» в отличие от кратких форм прилагательных с «нн».
Сравним:
Технические материалы изысканы на складе. — Её манеры весьма изысканны.
Врачи озабочены состоянием больного. — Лица шахтёров озабоченны.
Медаль вполне заслужена спортсменом. — Победа команды бесспорна и заслуженна.
6. Наречия с суффиксом -о и однокоренные существительные пишутся с «нн», если образованы от причастий и прилагательных с удвоенными согласными:
Имеем в виду, что производные слова пишутся с буквой «н», если образованы от прилагательных с одной согласной «н» в суффиксе:
Видеоурок
Источник
Конспект занятия «Двойные гласные звуки. Мягкость согласных звуков. Работа с предложением»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Южный»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
на тему: «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»
(из учебно-тематического плана 2 года обучения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Основы грамоты. Развитие речи»)
Автор: педагог дополнительного образования,
Бычкова Екатерина Сергеевна
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.
Цель занятия:
Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю, Е, Ё.
Формировать представление детей о воздухе и его свойствах.
Задачи занятия
Формирование четкого представления о том, что буквы Я, Ю, Е, Ё в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков дают два звука, а после согласных букв дают один звук и смягчают его,
закрепление навыка звукового анализа,
закрепление в подборе схем звукового анализа к словам,
определение количества слов в предложении, их место (первое, второе, третье).
закрепление и уточнение знаний детей о воздухе и его свойствах,
формирование представлений о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
Развитие фонематического слуха,
развитие мелкой моторики,
развитие слухового и зрительного внимания, памяти,
развитие у детей способности находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
развитие мышления, воображения, любознательности, наблюдательности.
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, желания говорить красиво, правильно,
формирование эмоционального положительного отношения к окружающему миру и природе.
Тип занятия: обобщающее
Форма организации работы: групповая
Форма обучения: занятие
словесный — беседа, вопросы, ответы детей.
игровой- использование сюрпризных моментов.
наглядный — использование карточек, иллюстраций, компьютера.
Оборудование:Пять снежинок для букв, буквы.
Лист бумаги со словами для чтения.
Изображения: яблоко, юла, енот, ёлка.
Карточки с напечатанными словами: ЯБЛОКО, ЮЛА, ЕНОТ, ЁЛКА. Звуковые схемы.
Карточки со словами песня, клюква, мёд, маяк, поют, поезд, пляшет, месяц, моет.
«Волшебный клубочек», снеговик.
Снежинки на ниточке.
Этапы организации занятия (общее время):
I. Организационный момент. (7 мин.)
II. Основная часть. (40 минут)
III. Итог занятия. (10 мин.)
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К занятию готовы?
Тогда за работу
Удачи желаю всем нам!
— Какое сейчас время года (Зима)
—А что было до зимы, а что будет после (Осень, весна)
—Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)
— Дорогие ребята! Сегодня к нам пришло интересное письмо. Послушайте.
«Мои дорогие юные друзья! Я Снежная Королева. Сегодня я приглашаю вас в гости, в мою Снежную страну! Мне так хочется узнать, про какие такие «волшебные» буквы вы говорили на занятиях по Обучению грамоте. В Снежной стране вас ожидают интересные задания. И если вы справитесь со всеми, то вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
— Ну, что вы готовы отправиться в Снежную страну? Рассказать Снежной Королеве про Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ, про мягкость согласных звуков.
— Но прежде вспомним, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).
На какие две группы делятся звуки и буквы? (гласные и согласные)
Что любят гласные? (петь)
Каким цветом мы обозначаем гласные (красным)
Закрепление гласных Я, Ю, Е, Ё.
— Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный клубочек который поможет нам оказаться в Снежной стране. Закрываем глазки. Один-два-три в Снежную страну нас веди! (На экране фотография Снежной королевы)
— Итак, мы в Снежной стране.Вот и первое задание:
—У Снежной Королевы очень много помощниц-снежинок. Так случилось, что некоторые снежинки забыли, как их зовут. Давайте поможем им. Для этого нужно отгадать загадки.
(К каждой отгадке демонстрируется картинка).
(На доске 5 вырезанных снежинок).
А. Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко).
Вывешивается слово ЯБЛОКО на доске.
— На какую букву начинается слово Яблоко? (Я). Мы вернули снежинке её имя. Подберите звуковую схему к этому слову.
Б. Кручусь, верчусь, и мне не лень крутиться даже целый день. (Юла).
Вывешивается слово ЮЛА на доске.
— На какую букву начинается слово Юла? (Ю). Мы и второй снежинке вернули ее имя. Звуковая схема.
Ни за что не возьмёт.
Слово ЕНОТ на доске.
— На какую букву начинается слово Енот? (Е). Четвертая снежинка получила свое имя. Звуковая схема
Г. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
На Новый год я главная (Ёлка).
На доске слово ЁЛКА.
— Какая первая буква в слове Ёлка? (Ё). Подберите звуковую схему.
—Все снежинки теперь с именами-буквами.
—Давайте еще раз прочитаем их. (Я, Ю, Е, Ё)
Я-я-я Все умею делать Я
Ё-ё-ё глажу с бабушкой бельё
Ю-ю-ю с папой песни я пою
Е-е-е люблю помогать семье
Какие эти буквы? (гласные, хитрые). Почему? (Мы слышим у них два звука).
А когда мы слышали два звука?
(когда буква стоит в начале слова) Посчитайте, сколько букв в словах и сколько звуков мы произнесли?
— после гласной –найдите карточки с такими словами (карточки со словами: маяк, поют, поезд, пляшет, месяц, моет)
Фонематическая игра «Составь и прочитай слово».
—Морозный ветер принес мне из снежной страны следующее задание для вас.
— Я сейчас буду называть слова, а на доске вы вывешиваете первые буквы каждого слова.
— СНЕГ, НОВОСТЬ, ЕЛЬ, ГОЛОЛЁД, ОБЛАКО, ВЕТЕР, ИНЕЙ, КОНФЕТЫ = СНЕГОВИК
— Какое слово получилось? СНЕГОВИК
Выполняем звуковой анализ.
У Снежной Королевы помощников не счесть,
Средь них один забавный снеговичок такой вот есть.
(Вывешивается картинка со снеговиком)
Он предлагает отдохнуть.
Физкультминутка по тв.
Какая волшебная буква есть в слове снеговик?
Какая у неё роль в этом слове? (смягчает согласную)
Наш снеговичок любит песни, любит клюкву, любит мёд,
А может, всё наоборот?
(выставляются карточки со словами, читают)
В словах снеговик, песня, клюква, мёд тоже есть хитрые буквы.
Вспомните, какой приказ в этих слова отдают хитрые буквы? (Буква, звучи мягко).
А давайте подразним снеговика.
Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упр-ие «Иголочка»)
И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упр-ие «Варенье»)
Взял лопату язычок (упр-ие «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок (упр-ие «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал (упр-ие «Лошадка»)
И на горку забежал (упр-ие «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселился (упр-ие «Улыбка» показываем зубы)
Улыбался (упр-ие «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)
А потом лепил снежки (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Превратил снежки в комки (сильно надуть щёки)
Друг на друга положил (надуваем щеки поочередно)
Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)
Другим (мигаем левым глазом)
И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)
«Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо-влево)
Упражнение на развитие дыхания «Сдуй снежинку».
— Пока мы с вами разминались и дразнились, на улице прошел снег, и к нам тоже прилетели снежинки. Посмотрите, какие они?
(Раздаю каждому ребенку снежинку на ниточке).
Снежинки – это волшебные спутницы зимы, всегда разные и неповторимые, они неизменно сопровождают нас зимой.
—Попробуем заставить наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, положите язык на нижнюю губу и дуйте на снежинки. (Следить, чтобы дети не поднимали плечи и не надували щеки).
С помощью чего мы заставили снежинки кружиться?
Правильно, с помощь воздуха. Что такое воздух?
А можно увидеть воздух?
(Сначала всем телом, потом только глазами)
Вправо смотрим – ничего,
Влево смотрим – ничего. (переводят взгляд вправо-влево)
Раз-два, раз-два – посмотри (моргают)
Глазки шире распахни (широко открыть глаза)
Вверх глаза ты подними (посмотреть наверх)
Вниз скорее посмотри (опустить взгляд вниз)
Воздух в комнате найди (круговые движения глаз)
(Воздух увидеть нельзя)
Каким бывает воздух в дождливую погоду? (Во время дождя самый чистый воздух.) в морозную погоду (Морозный воздух тоже приятный)При пожаре (Воздух от пожара вредный, им тяжело дышать.)
Правильно, воздух прозрачный, он не видим, но он находится везде, даже сейчас вокруг нас.
Молодцы, мы узнали, что воздух прозрачен, и он есть везде. А как вы думаете, как ещё мы можем узнать про воздух?
(Из книг, из телевизора, спросить у взрослых, из энциклопедии)
Снежная королева предлагает нам посмотреть научный мультфильм про воздух.
Игра «Посчитай снежинки». Составь предложение со словом снежинка.
— А теперь посчитаем снежинки.Но считать будем так: Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок.
Составьте предложение со словом снежинка. Нарисовать на доске схему. Сколько слов в предложении, с какой буквы начало предложения, что в конце.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать пошли.
Работа в тетради.
III. Итог занятия.
«Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас вновь в моей Снежной Стране. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»
— Ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Снежную страну, пора возвращаться. Давайте опять закроем глазки!
— один, два, три домой нас веди!
— Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии? (Дети получают сувениры от снежной королевы)
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Работа с предложением «Сима и Соня играли» Конспект НОД в подготовительной группе. Воспитатель: Аферкина В. П. Организационная информация Примечание 1. Доминирующая образовательная.
Школа будущего первоклассника. Конспект ООД «Гласные звуки» 1 Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить.
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Гласные звуки» Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”. Задачи: • коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам.
Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки» Задачи обучающие: 1) Закрепить навык различия гласных и согласных звуков (а, о, к, м) 2) Формировать навык звукового анализа слов, деления.
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) «Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы]» Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И,.
Лэпбук «Гласные буквы и звуки» Автор: Гашева Елена Борисовна. Цель: Закрепление знаний по гласным звукам и буквам. Задачи: 1) Закреплять понятия «гласные звуки и буквы»;.
Источник