что такое удр в логопедии

Основные понятия в логопедии

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами воспитания и специального обучения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, течение, структуру нарушений речевой деятельности и систему коррекционного воздействия.

В Юсуповской больницы логопеды восстанавливают нарушенные речевые функции с помощью инновационных методик.

73e70642250310ca2fb8907a063da719

Принципы и наглядные методы логопедии

Когда обращаться к логопеду? Взрослым необходима логопедическая реабилитация после инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолей мозга. Консультация логопеда нужна детям в следующих случаях:

С трёх лет детям рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если родителям кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у детей продолжается до 6-7 лет. С логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит заранее.

Чем отличается логопед от дефектолога? Дефектолог имеет специализацию «дефектология». Он работает с детьми, имеющими физические и психические дефекты. Логопед занимается с детьми без задержки умственного развития и нарушения работы центральной нервной системы. Он обучает правильному произношению звуков и слогов. Задачи логопеда в школе является это коррекция и профилактика нарушений чтения и письма.

Логопедия опирается на следующие основные принципы:

Методы логопедии условно разделяют на несколько групп:

Широко используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования: интонографы, назометры, спектрографы, видеоречь, фонографы, спирометры и другая современная аппаратура. Рентгенокинофотография, кинематография, электромиография, глоттография позволяют изучать в динамике целостную речевую деятельность и её отдельные компоненты. Неврологические проблемы также изучаются в логопедии.

ОНР в логопедии – что это

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи (лексико-грамматической, звуковой, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Различают различные виды ОНР в логопедии. Их коррекцию проводят, развивая понимание речи, обогащая словарный запас ребёнка, формируя фразовую речь, грамматический строй языка, полноценное звукопроизношение.

Классификация общего недоразвития речи в логопедии

По клиническому составу категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна. Логопеды выделяют следующие формы патологии:

В настоящее время используется следующая классификация речевых нарушений в логопедии:

Некоторые термины, применяемые в логопедии

Просодика в логопедии – это сложный комплекс элементов, которые включают темп, ритм, тембр, логическое ударение. Апраксия является двигательным расстройством речи. У детей возникают проблемы произнесения звуков, слогов и слов из-за мозговых нарушений в планировании движений органов тела (губ, языка, челюсти). Ребёнок знает, что он или она хочет сказать, но его мозг испытывает трудности с координацией движений мышц.

Что такое дизартрия в логопедии? Дизартрия – расстройство произносительной организации речи. Оно связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При дизартрии нарушается речевая моторика, звукопроизношение, речевое дыхание, голос. При подозрении на дизартрию в Юсуповской больнице проводят неврологическую диагностику с помощью новейших методов нейровизуализации, электронейромиографии. Коррекционная работа логопеда при дизартрии включает:

Повышенная саливация в логопедии встречается часто. У детей выделяется много слюны, которая создаёт трудности с речью. Её продукция уменьшается к двум годам.

Сенсорная (импрессивная) речь – восприятие и понимание речи. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла. Моторная (экспрессивная) речь – произнесение звуков речи самим человеком.

Физиологические итерации – повторения детьми некоторых звуков или слогов. Они обусловлены возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте. Дискалькуляция – нарушение развития навыка счёта. Прогнатия и прогения – нарушения прикуса, которые вызывают расстройства речи.

Полтерн – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера (спотыканием, запинками, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики, часто сочетается с другими нарушениями речевой функции.

Контаминация – ошибочное воспроизведение слов. Оно заключается в объединении в одно слово слогов, которые относятся к различным словам. Парафазии – нарушения речевого высказывания, которое проявляется в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах или в замене необходимых слов другими, которые не имеют отношения к смыслу высказывания в устной и письменной речи.

Антиципация – способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение» (преждевременная запись звуков, которые входят в конечные двигательные акты. Ротацизм – это расстройство произношения звуков.

Для того чтобы пройти курс лечения нарушений речи в логопедов звоните по телефону Юсуповской больницы. Ведущие специалисты в области логопедии применяют инновационные технологии коррекции речи – слоговые дорожки, кинезиотейпирование. Индивидуальный подход к лечению каждого ребёнка позволяет добиться знакомых результатов.

Источник

Диагнозы логопеда

75725aaaf9540159ced271a78ee2ea90

В последние годы, к сожалению, нарушения речи у детей встречаются всё чаще и чаще. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах педиатр, невролог, психолог. Логопед проводит диагностику речевого развития, собирает анамнез и на этом основании делает логопедическое заключение. Какие диагнозы может поставить логопед и какие направления в коррекции речевых дефектов важно учитывать для их компенсации расскажу в этой статье.

ЗРР – задержка речевого развития. Это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков. Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо меньше и хуже сверстников. Его речь поздно появляется или медленно развивается и малопонятна. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. На консультации логопед определяет степень задержки речевого развития, рекомендует консультацию невролога (для исключения тяжёлых нарушений органического характера), может также направить на консультацию к ЛОРу (для проверки слуха), педиатра (показатели общего физического здоровья также важны для своевременного развития высших психических функций). Детям с задержками речевого развития рекомендованы занятия логоритмикой, занятия с психологом, логопедом (групповые и/или индивидуальные) на стимуляцию речевой активности.

Читайте также:  кс1 что это такое

Алалия – это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Речь ребёнка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Поставить диагноз поможет всестороннее обследование у невролога, ЛОРа, психиатра, педиатра. Логопед на консультации определяет форму алалии (моторную, сенсорную, смешанную) и рекомендует посещение логопедического детского сада. Занятия при алалии с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, психологом обязательны и должны носить регулярный, системный характер и под наблюдением невролога.

ОНР – общее недоразвитие речи. Это системное нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речи. Ребёнок разговаривает, но речь страдает на звуковом, слоговом, грамматическом уровне, нарушается смысловая составляющая и понимания речи, и самостоятельного речевого высказывания. Может выступать как самостоятельное нарушение, так и в составе других нарушений или являться следствием других речевых патологий. Специалисты выделяют 3 (4) уровня ОНР. Коррекция этого нарушения успешнее всего проходит в логопедическом детском саду или в логопедической группе детского сада. Рекомендуется наблюдение у невролога и, в составе общей коррекционной работы, занятия с нейропсихологом, дефектологом.

ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи. Это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с нарушением восприятия (фонематический слух) и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, соблюдение назначений невролога, массаж, ЛФК, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Дисграфия, дислексия – нарушение письма, нарушение чтения.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем (ребёнок может смешивать буквы во время чтения, может быть нарушение чтения слоговой структуры слова, во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки, с трудом усваивает зрительный образ буквы, нарушение грамматических форм при чтении, чтение по догадке, школьник плохо и длительный период связывает буквы в слоги или долго находится на слоговом типе чтения).

Ошибки имеют разный характер и форму дисграфии и дислексии определит логопед во время диагностики. Для полноты сведений также важна консультация невролога, окулиста, ЛОРа, нейропсихолога. Ставят такой диагноз школьникам, но предпосылки нарушения письма и чтения могут появится в дошкольный период. Родителям стоит обратить внимание, если:

ребёнку долго не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно;

он плохо различает и воспроизводит звуки;

речь развивается медленнее, чем у сверстников или не соответствует возрастным нормам;

имеются проблемы с развитием мелкой моторики;

Источник

Что такое удр в логопедии

oRmnh4wj5G 6sjE7XTzVsvxwX2pzREnLY odtXpty6P70KuXyLFG0uJnRFS0jwkIJfx InLFh7YJjs3T0pJhrOEN

oRmnh4wj5G 6sjE7XTzVsvxwX2pzREnLY odtXpty6P70KuXyLFG0uJnRFS0jwkIJfx InLFh7YJjs3T0pJhrOEN

Центр для детей с нарушениями слуха «Говорун» запись закреплена

ТРЕНИРОВКА УСЛОВНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Хочу поделиться опытом работы по тренировке условно-двигательной реакции на звук (УДР) у детей раннего возраста в нашем Центре для детей с нарушениями слуха и речи «Говорун».
Условно-двигательная реакция на звук позволяет уточнять состояние слуха ребенка и наблюдать за ним в динамике, настраивать и в дальнейшем корректировать режим настройки слуховых аппаратов и речевого процессора кохлеарного импланта. К работе по выработке у ребенка УДР можно приступать уже после 1 года.

Технология выработки УДР подробно описана в книге Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской:
«Взрослый садится за стол напротив малыша, кладет на свою ладонь большую пуговицу, подносит ее к своим губам, привлекает внимание ребенка и произносит голосом разговорной громкости папапапа. Во время произнесения слогосочетания он рукой малыша берет пуговицу и бросает ее в баночку (или надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов машины и т. п.). Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без подсказки и помощи взрослого, выполнять действие в момент произнесения слогов. Если ребенок во время звучания не берет пуговицу, то взрослый выполняет это действие его рукой. Если же малыш тянется за пуговицей вне зависимости от сигнала, то взрослый зажимает пуговицу в кулаке, вновь и вновь привлекая внимание ребенка к своей инструкции. На это обычно требуется 3-5 занятий. Длительность пауз между слогами нужно постоянно менять, иначе ребенок будет ориентироваться не на сигнал, а на временные интервалы. Не надо требовать и ждать от малыша повторения звуков; он отвечает на сигнал определенным действием: бросает пуговицу, надевает кольцо на стержень и т. п. Во время работы нельзя произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных, т.к. каждое произнесенное взрослым слово ребенок в данной ситуации воспринимает как сигнал к действию.
Когда ребенок начинает справляться с данным заданием, взрослый берет экран и начинает произносить слогосочетание уже за ним, тем самым исключая зрительное восприятие ребенка. Это позволяет убедиться, что ребенок перенес условный рефлекс со слухо-зрительного сигнала на слуховой. Если этого переноса не произошло, то необходимо выработать условную двигательную реакцию и на звуковой сигнал. При этом слоги произносятся за экраном, пуговица лежит на ладони.»

В качестве экрана можно использовать лист бумаги, картона, бумажную тарелочку, ткань на пяльцах. Экран должен закрывать лицо говорящего до глаз.
Параллельно, таким же образом можно начинать вырабатывать УДР и на неречевые сигналы, например на звучание музыкальных инструментов разной частотности. Задание выполняется таким же образом, как описано выше, только вместо слогосочетания ребенку предъявляется звучание музыкального инструмента.
Не смотря на доступность инструкции, рекомендую вам, если есть возможность, обратиться к специалисту (сурдопедагогу, дефектологу), который покажет как проводится тренировка УДР у маленького ребенка, подскажет как выстроить работу именно с вашим ребенком, порекомендует варианты этого задания. Желательно и в дальнейшем сочетание занятий дома с занятиями у специалиста (сурдопедагога, дефектолога, логопеда – кто есть в вашем регионе).
Вот некоторые варианты упражнений для тренировки УДР, которые мы используем в нашем центре (разработано Александровой Е.Г., Белоусовой М.В.):

Читайте также:  красная зона в больнице при коронавирусе что это такое

1) «Украшаем полянку». Делаем предварительно из искусственной травы, фетра или бархатной бумаги зеленого цвета «полянку», затем по звуковому сигналу в произвольном порядке выкладываем на полянку цветочки, листочки, грибочки (можно их предварительно сделать самим с ребенком из цветной бумаги и пластилина), мелких зверюшек.
2) Бросаем монетки или пуговицы в копилку (детям очень нравится копилка в виде сундучка – открываем сундучок, а там «сокровища»). Если нет копилки, берем пластиковую баночку, шьем на нее и прикрепляем какую-нибудь мордочку животного, на спинке делаем прорезь.
3) Делаем совместно с ребенком предварительно пластилиновые дорожки на картоне или силуэт какого-либо предмета и украшаем фасолью, горохом, орешками по звуковому сигналу (красота не нужна, важно действие по сигналу).
4) Строим (разбираем) по звуковому сигналу простую башню из кубиков, затем обыгрываем и трансформируем постройку в последующей игре.
5) «Аквариум». Берем стеклянный или пластиковый прозрачный сосуд с водой (банка, ваза) и по звуковому сигналу бросаем в воду стеклянные или морские камешки, маленьких пластиковых рыбок. Затем наблюдаем как красиво все это смотрится и превращаем в «аквариум». И так далее…

Зачастую мы не просто проводим тренировку УДР, но и предварительно совместно с ребенком подготавливаем материал для выполнения этого задания, обыгрываем сделанное. Обыгрывание и подготовка придают дополнительный смысл этому упражнению, обучают игре, тренируют мелкую моторику, делают задание интересным.
Выполняйте эти упражнения ежедневно по несколько минут, но не переутомляйте малыша, будьте изобретательны и эмоциональны – придумывайте новые интересные вариации, трансформируйте предложенные нами, радуйтесь вместе с малышом, когда у него получается и вы обязательно достигнете результата!

Источник

Что делать, если ребенку поставили диагноз «дизартрия»: советы логопеда

24 февраля 2021 года

Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их ребенка — кровного или приемного — наблюдаются проблемы с речью и, услышав слово «дизартрия», чувствуют себя растерянными. Что такое дизартрия, почему она возникает и как ее скорректировать, рассказывает специалист Ресурсного центра «Спутник», учитель-логопед высшей категории, член Российской ассоциации дислексии Галина Орлова.

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. От этого страдает звукопроизношение, — объясняет Галина. — В более легких случаях это искажение определенных звуков. При тяжелых течениях диагноза можно заметить пропуски и замену звуков. Нарушаются темп, выразительность речи.

Дизартрия также может характеризоваться наличием параличей и парезов органов артикуляции. В этом случае малопонятная речь — это следствие диагноза, вплоть до отсутствия речи из-за полного паралича речедвигательных мышц — анартрии.

Причины дизартрии могут быть разными — отклонения от нормы в период внутриутробного развития из-за токсикоза, гипертонии, нефропатии у матери, инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, а также асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды, механическое родовспоможение, длительный безводный период в родах.

С самых первых дней жизни такие дети наблюдаются у невролога. Им нередко назначают медикаментозное лечение, массаж и другие реабилитационные процедуры.

Как распознать дизартрию?

Внимательный родитель может заподозрить ее по необычной мимике ребенка, обильном слюноотделении, по форме и положению языка, способности зафиксировать артикуляционную позицию, звукопроизношению.

− Когда необходимо начинать работать с дизартриками?

Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте. Чем раньше диагностировано заболевание, начаты лечение и коррекционные занятия, тем больше шансов на успех.

− Что делать родителям, если у ребенка диагностирована дизартрия?

— Первый шаг, безусловно, — обследование у невролога. Специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только корректирует некоторые неврологические симптомы. Также важна консультация логопеда, владеющего техникой логопедического массажа, который после полного обследования даст заключение и рекомендации.

Кроме того, специалисты советуют развивать мелкую моторику. Можно собирать пазлы и конструктор «Лего», лепить из пластилина − существует множество игр, развивающих маленькие пальчики. Можно применять нетрадиционные методы воздействия, такие как су-джок-терапия. Самый простой метод су-джок-терапии — занятия со специальными мячиками-массажерами.

− На что направлена работа логопеда на занятиях?

— Специалист занимается развитием просодической стороны речи — ритма, силы, тембра, мелодики, темпа, логического ударения, дикции, а также артикуляции и звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, коррекцией речевого дыхания. Также логопед уделит внимание нормализации мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитию произвольных мимических движений.

Если у вас нет возможности посещать логопеда, то можно самостоятельно заниматься с ребенком дома, предварительно пройдя курс занятий у специалиста.

Приведу примеры некоторых элементов логопедического массажа и самомассажа: по очереди надуваем щеки, втягиваем щеки; закрываем и открываем рот, щелкаем зубами; рассасываем небольшой кусок сахара или леденец; имитируем рассасывание леденца; облизываем губы; зажимаем зубами кусок бинта или марли на длительное время, задача взрослого − пытаться с осторожностью убрать ткань.

Также важно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики — это упражнения «Хоботок» (вытягиваем вперед губы, зубы и губы сомкнуты, держим пять секунд), «Заборчик» (губы в улыбке напряжены с приоткрытым ртом, зубы сжаты, нижняя челюсть в спокойном состоянии, держим пять секунд) и их чередования, «Окно» (с каждым счетом открываем и закрываем рот), «Лопатка» (при улыбке с открытым ртом на расслабленную нижнюю губу кладем язык в плоском состоянии, держим пять секунд), «Иголка» (улыбаемся с открытым ртом, выставляем язык вперед, стараясь не загибать его вверх), «Лопатка-иголка» (чередуем упражнения), «Часы» (улыбаемся с открытым ртом, высовываем язык и производим движения вправо и влево, при этом касаясь языком уголков рта), «Качели» (улыбаемся с открытым ртом, кончиком языка упираемся то в верхние, то в нижние зубы), «Лошадь» (щелкаем кончиком языка, имитируя цоканье копыт).

Читайте также:  котенок перестал есть влажный корм что делать

За годы работы я достаточно часто встречала детей с диагнозом «дизартрия» разной степени выраженности. Этот вид нарушения речи в последние годы становится глобальной проблемой, поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения и обратиться к специалисту. Но родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми-дизартриками не должна ограничиваться занятиями с логопедом. Для наилучшего результата эту работу следует продолжать дома, на прогулке и в любых совместных делах.

342263c99667386bc68e1d0ec8abb605d61b81cb

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

dad89deb6091ebbd2187ffe6ded2299f

Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при которых нарушается исключительно произносительная сторона при достаточной сформированности фонематического слуха, лексики, грамматики. К фонетическим дефектам относят искажение звуков и слоговой структуры слов, просодические нарушения. Произносительные недостатки выявляются в ходе логопедической диагностики. Коррекция фонетических речевых нарушений включает формирование правильных артикуляционных позиций, выработку речевого дыхания, постановку и автоматизацию дефектно произносимых звуков.

МКБ-10

8ea9a36fbe9d7d9149557d4f1ed36447

Общие сведения

О фонетических нарушениях речи (ФНР), или недостатках произношения отдельных звуков (НПОЗ), говорят в тех случаях, когда имеется неточная, не соответствующая языковым нормам фонация или артикуляция при сохранном физическом слухе, интеллектуальном статусе. ФНР относится к категориям психолого-педагогической классификации, наряду с ФФН, ЛГНР и ОНР. Логопедическое заключение ФНР / НПОЗ позволяет выделить категорию детей с однотипными речевыми дефектами, сформировать группу логопатов, нуждающихся в равнозначной логопедической помощи.

8ea9a36fbe9d7d9149557d4f1ed36447

Причины

Фонетические нарушения характерны для целого ряда логопедических нозологий: дислалии, ринолалии, стертой дизартрии, нарушений голоса. Их отличает наличие звукопроизносительных и фонационных дефектов. Непосредственными причинами фонетических недостатков могут являться:

Фонетическое недоразвитие также может выступать частью более сложных речевых нарушений, но тогда говорят о фонетико-фонематическом или общем (системном) речевом недоразвитии.

Механизмы развития

Фонетическая сторона речи включает в себя звуковое (звуки, слоги, звуковые цепочки) и мелодико-интонационное (темп, ритм, тон, ударение) оформление высказывания. Каждый звук обладает определенными артикуляционными и акустическими характеристиками, которые в языке приняты за норму. При фонетических нарушениях изменяются механизмы речепроизводства, что приводит к искаженному звучанию речевого потока.

Плохая подвижность языка при аномалиях строения или нарушенной иннервации делает его движения недостаточно активными, недифференцированными, не позволяет принимать точные артикуляционные позы, из-за чего акустические эффекты произносимых звуков отличаются от нормы. При расщелинах мягкого и твердого неба происходит утечка воздушного потока через носовые ходы, в результате чего голос становится гиперназализованным, монотонным, немодулированным. Патология голосовых связок приводит к их несмыканию и неучастию в фонации ‒ появляется осиплость, хриплость, глухость голоса.

Симптомы ФНР

Фонетические недостатки включают дефекты произнесения звуков, нарушение звуко-слогового ритма слова и диспросодию. Искажения артикуляции могут касаться отдельных звуков, целой группы (например, сигматизм свистящих) или нескольких групп звуков (свистящий и шипящий сигматизм + ротацизм). Искаженное звукопроизношение, как правило, не отражается на письме, поэтому не препятствует овладению грамотой.

Нарушения звуко-слоговой структуры слова могут быть представлены пропусками согласных/гласных или целых слогов, вставкой «лишних» слогов, перестановкой звуков и слогов, персеверациями и др. В младшем дошкольном возрасте такие ошибки в длинных, незнакомых словах являются нормотипичными. К старшему дошкольному возрасту практически все дети овладевают звуко-слоговой структурой многосложных слов (исключение составляют иноязычные, малочастотные слова, узкоспецифичные термины). Ошибки в виде пропусков согласных при их стечении, сокращения количества слогов преимущественно указывают на нарушение артикуляционной моторики.

Диспросодия приводит к изменению ритмического рисунка, снижению эмоциональной окраски высказывания. Существенное влияние на мелодико-интонационный контекст оказывает речевое дыхание, которое обычно нарушается у детей с ринолалией, дизартрией. Поэтому их голос звучит слабо, а речь ‒ недостаточно выразительно.

Осложнения

Оформление произносительной стороны речи в основном заканчивается к 5-6 годам, т. е. в дошкольном детстве. Если возрастное косноязычие не исчезает самостоятельно, могут возникнуть нежелательные последствия. Известно, что простые по артикуляции звуки создают базу для появления артикуляторно более сложных фонем. Если первые произносятся неверно, искаженно, то основа для появления последующих звуков в онтогенезе оказывается несформированной.

Ошибки звуко-слогового состава негативно влияют на развитие лексико-грамматической и фонематической сторон речи, отражаются на письме в виде дисграфии. В целом фонетические трудности «тормозят» психическое развитие ребенка, препятствуют познание окружающего мира, затрудняют коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

Диагностика

Логопедическая диагностика всегда начинается с выяснения общего и речевого анамнеза. Со слов родителей логопед-дефектолог получает информацию о протекании беременности и родов, раннем постнатальном развитии ребенка, перенесенных детских болезнях. Оценивается речевая среда, время появления и активность довербальных реакций. При изучении медкарты уточняется состояние слуха, нервно-психического развития. Специальные методы диагностики фонетических нарушений включают:

Расширенная диагностика фонетических нарушений при необходимости также включает медицинский блок. Перечень исследований определяется врачом-специалистом (детским неврологом, ортодонтом, челюстно-лицевым хирургом):

Коррекция ФФН

Лечение

Медицинская помощь требуется в случаях, когда правильного произношения невозможно достичь одними только логопедическими средствами. Ребенку может назначаться:

Логопедическая коррекция

Организованные дети с фонетическими нарушениями должны зачисляться на логопункт образовательного учреждения для проведения систематических занятий по совершенствованию звукопроизношения. Основные задачи коррекционного обучения сводятся к уточнению акустических и артикуляционных признаков звуков, их постановке и закреплению, развитию речевого выдоха, интонационной выразительности.

Прогноз и профилактика

Фонетические нарушения относятся к самым благоприятным в прогностическом плане. Практически всегда они преодолеваются с помощью медицинских и логопедических усилий. Невнимание к произносительным дефектам и затягивание их коррекции, напротив, ухудшает социальную адаптацию ребенка, порождает комплексы, вызванные плохой дикцией.

Избежать появления фонетических дефектов возможно, если родители будут следить за «чистотой» собственной и детской речи, своевременно обращаться к логопеду по вопросу профилактики речевых нарушений. Необходимо предупреждать и своевременно устранять проблемы, приводящие к произносительным трудностям.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector