что такое удобные флаги

Удобные флаги

«Удобный» флаг («дешёвый» флаг) — экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам — владельцам иностранных судов, готовых ходить под флагом страны, которая предоставляет эти условия.

«Удобный» флаг, как правило, обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой удобный флаг, не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.

Содержание

Открытая регистрация судов

Нестабильность национального фрахтового рынка и высокие налоговые ставки способствует уходу флота в страны открытой регистрации судов, которые учитывают интересы судовладельцев в своем законодательстве. Масштабы регистрации морских судов под «удобные» флаги стали наиболее значительными после Второй мировой войны.

Преимущества регистрации «удобного» флага

Страны с «удобным» флагом

Монголия и Боливия предоставляют услуги регистрации судов несмотря на то, что сами не имеют выхода к морю.

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Удобные флаги» в других словарях:

Удобные флаги — флаги государств, под которые судовладельцы некоторых государств переводят свои суда с целью снижения расходов по налогам, на заработную плату, социальное страхование и т.д. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

удобные флаги — Термин, употребляемый в связи с практикой регистрации судовладельцами своих судов в зарубежных странах с либеральным налоговым режимом во избежание высокого налогового обложения в своей стране [[Англо русский словарь сокращений транспортно… … Справочник технического переводчика

ФЛАГИ, УДОБНЫЕ — флаги некоторых государств, под которые судовладельцы различных стран переводят свои суда с целью снижения своих налоговых обязательств и уменьшения расходов на заработную плату и социальное страхование. Практикуется также наименование подставные … Большой экономический словарь

«дешёвые» флаги — («удобные» флаги), флаги на морских судах, зарегистрированных в судовых реестрах стран, в которых низкие государственные налоги на содержание судов и экипажа, облегчены и упрощены правила регистрации и эксплуатации судов, снижен контроль за… … Географическая энциклопедия

«дешёвые» флаги — («удобные» флаги), флаги на морских судах, зарегистрированных в судовых реестрах стран, в которых низкие государственные налоги на содержание судов и экипажа, облегчены и упрощены правила регистрации и эксплуатации судов, снижен контроль за… … Географическая энциклопедия

ТОРГОВЫЙ ФЛОТ — совокупность судов страны вместе с их личным составом, занятых коммерческой деятельностью. Морские грузовые суда всегда были важнейшей составной частью торгового флота и главной его опорой в финансовом смысле. Пассажирские лайнеры не прекращали… … Энциклопедия Кольера

ТОРГОВЫЙ ФЛОТ — совокупность судов страны вместе с их личным составом, занятых коммерческой деятельностью. Морские грузовые суда всегда были важнейшей составной частью Т.ф. и главной его опорой в финансовом смысле. Пассажирские лайнеры не прекращали привлекать… … Юридическая энциклопедия

Офшор — (от англ. offshore «вне берега») финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра[1].… … Википедия

Волго-Дон (тип речных судов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Волго Дон. Сухогрузы типа «Волго Дон» … Википедия

Офф-шор — Оффшор (от англ. offshore «вне берега», «вне границ») один из самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения… … Википедия

Источник

«Удобный» флаг и международные реестры судов

Понятие «удобного» флага

В морском судоходстве прочно укоренилось понятие «удобного» флага. «Удобный» флаг – это национальный флаг какой-либо небольшой, как правило, страны, под которым ходит судно, зарегистрированное в ней, хотя его владельцем является гражданин другой страны. Это флаг страны, которая за умеренную плату заносит в свой реестр суда, принадлежащие собственникам из любых стран. «Удобный» флаг удобен государству, которое его предоставляет: оно без больших затруднений получает доход в виде платы за регистрацию и иные услуги.
Первой ввела льготный режим приписки судов в 1925 г. Панама. Ее примеру в 1948 г. последовала Либерия, а позднее и многие другие страны. Признанными странами удобного флага являются Антигуа и Барбуды, Багамы, Белиз, Бермуды, Кайманы, острова Кука, Кипр, Гибралтар, Гондурас, Ливан, Либерия, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Нидерландские Антильские острова, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Шри Ланка, Тувалу и Вануату.
Ряд государств сделал регистрацию судов под своими флагами «национальным бизнесом». Во второй половине XX века регистрация судов под «удобными» флагами приобрела обвальный характер. К 1998 г. торговый флот большинства экономически развитых стран мира в значительной степени (40-80%) был зарегистрирован под «удобными» флагами. Среди шести ведущих флагов в мировом морском флоте пять мест принадлежало «удобным» флагам. Всего под удобными флагами было зарегистрировано свыше половины общего тоннажа мирового торгового флота. Десять основных реестров «удобного» флага сосредоточили половину общего дедвейта мирового флота, причём только два регистра (Панамы и Либерии) – треть этого тоннажа, а ещё три регистра (Багамских о-вов, Мальты и Кипра) – 15 %.
К 2004 г. в странах «удобного флага» было зарегистрировано уже около трех четвертей мирового торгового флота (по тоннажу). Промышленно развитые страны основную часть контролируемого ими флота эксплуатировали под «удобными» флагами.

Преимущества «удобного» флага

Государства, предоставляющие «удобный» флаг, обещают судовладельцам самые льготные условия: быструю, упрощенную и дешевую регистрацию, низкие налоговые ставки, небольшие регистрационные сборы, минимум формальностей и крайне короткий срок регистрации и проведения любых операций по реестру. Срок регистрации (как временной, так и постоянной) судна под удобным флагом занимает всего несколько дней. Еще меньше времени уходит на регистрацию каких-либо сделок (залог судна, передача в бербоут-чартер и пр.) с судном в реестре флага.
Режим «удобного» флага гарантирует судовладельцам-нерезидентам возможность быстрой и беспрепятственной перерегистрации в морском реестре другой страны, а также возможность параллельной регистрации судов. Он гарантирует судовладельцам регистрацию иностранных судов как в самой стране «удобного» флага, так и в ее зарубежных консульствах, на временной и постоянной основе.
Регистрация судна под «удобным» флагом дает преимущества судовладельцу как при коммерческой эксплуатации судна, так и при совершении сделок по обременению и/или отчуждению (продаже, передаче) судна.
Для судовладельцев основной довод в пользу перевода судов под «удобный» флаг – возможность избегать высокого налогообложения, принятого на родине, и более жестких требований соблюдения безопасности и обеспечения нормальных условий жизни командам на судах, которые существуют в крупных судоходных государствах. Местные власти обычно не настаивают на неукоснительном соблюдении судовладельцами всех норм местного и международного регулирования мореплавания.
Чтобы привлечь судовладельцев к переводу их судов под «удобный» флаг, власти государства флага обещают предоставлять таможенные льготы, эффективные банковские, юридические и бухгалтерские услуги, возможность безотлагательно связаться по любому вопросу с местом регистрации судна. «Удобный» флаг предоставляет судовладельцу возможность пользоваться инфраструктурой конкретной страны, например, ее мировой сетью консульств, обеспечивать оперативное решение юридических и организационных вопросов и т.п. Администрация морских регистров «удобного» флага обычно охраняет анонимность директоров и других должностных лиц судоходных компаний и гарантирует сохранение конфиденциальности их коммерческих операций.
Привлекательность реестров «удобного» флага обусловлена значительным сокращением расходов судовладельцев на содержание экипажей. Допускается свободный наем членов экипажа независимо от их гражданства, что позволяет привлекать дешевую рабочую силу.
Мировой фрахтовый рынок един, все суда конкурируют друг с другом за право получить контракты на перевозку грузов. И если судовладелец «европейского» флага платит налоги порядка 15-20%, то судовладелец «удобного» флага – лишь 5-6% и при этом имеет существенно меньшие эксплуатационные расходы за счет найма дешевых экипажей и более низких требований к техническому состоянию судна. Суда «национальных» флагов оказываются неконкурентоспособными на мировом фрахтовом рынке без серьезной поддержки своего государства. Отток флота под «удобные» флаги был вызван именно жесткой конкуренцией на мировом фрахтовом рынке и экономической необходимостью «выровнять» базовые условия конкуренции.

Читайте также:  что такое совместная собственность на квартиру при наследовании

Отрицательные стороны использования удобного флага

Регистрация судна под удобным флагом

Создание оффшорных компаний

Доступ к льготам удобного флага становится реальным после учреждения судовладельцем оффшорной компании и регистрации его судов в портах «удобного» флага.
Оффшоры (оффшорные центры) (от английского offshore – «вне берега», «вне границ») – это небольшие государства или территории, привлекающие иностранный капитал путем предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Оффшорными компаниями называют иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных центрах стран, предоставляющих таким компаниям особые льготы. Оффшор не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации. На сегодняшний день в мире существует более 60 стран, законодательства которых предусматривают налоговые льготы для оффшоров. Большинство стран удобного флага одновременно является и признанными оффшорными центрами. К числу самых известных относятся: Кипр, Британские Вирджинские острова, Багамские острова, Панама, Белиз, Камбоджа, Тувалу и др.
Законодательства многих стран частично или полностью освобождают от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам и зарегистрированные как оффшорные. Поэтому для большинства судовладельцев расходы по учреждению, регистрации и содержанию судоходной компании не являются чересчур обременительными.
Один из немаловажных плюсов при регистрации его на оффшорную компанию – легкость передачи владения судна при его продаже, отсутствие налоговых и бюрократических издержек, поскольку продается не само судно, а акции компании, которой судно принадлежит. Такая «продажа судна» не имеет налоговых последствий. К тому же она при смене реального собственника позволяет сохранять прежнюю запись о собственнике судна в реестре, не проходить дополнительных процедур регистрации и избежать связанных с нею расходов.
В оффшорных компаниях необходимо иметь зарегистрированный офис на территории этого государства и официального агента, являющегося резидентом данного государства, для связи компании с местной администрацией (резидент – юридическое или физическое лицо, постоянно находящееся на территории данной страны, независимо от его гражданства или принадлежности капитала).
В оффшорной компании может быть минимум один директор и минимум один акционер. Директора и акционеры могут быть как физическими, так юридическими лицами. Акционеры и директора могут быть любой национальности и резидентами любой страны. Допустимо, когда единственный акционер является единоличным директором компании. Директор не обязан являться акционером.
Периодичность проведения собраний участников компании или директоров законодательно не устанавливается. Их проведение возможно в любое время и в любом месте, как на территории данного государства, так и за ее пределами.
Оффшорные центры можно разделить на две группы: первая – страны, облагающие оффшорные компании сравнительно небольшим налогом; вторая – страны, полностью освобождающие оффшорные компании от какого-либо налогообложения (компания платит правительству страны регистрации только фиксированную пошлину за продление лицензии на безналоговую предпринимательскую или инвестиционную деятельность). Международные коммерческие компании освобождаются от налогов на достаточно большой срок (например, 20 лет). Он отсчитывается с момента регистрации компании.
От имени оффшорных судоходных компаний осуществляется временная, постоянная и параллельная регистрация судов в странах «удобного» флага. Комбинированное использование налоговых и валютных льгот оффшорных центров «удобного» флага существенно повышает прибыли судовладельцев и позволяет им избежать чрезмерного налогообложения их доходов от грузовых и пассажирских морских перевозок.
Оффшорные судоходные компании свободны от валютного контроля в портах приписки их судов. Зарегистрированные в портах «удобного» флага нерезидентские судоходные компании освобождаются от всех местных налогов, если они получают свои доходы от фрахта за пределами страны регистрации. Взамен этого они платят умеренные регистрационный и годовой сборы в зависимости от водоизмещения и назначения судов. Ежегодные сборы уплачиваются в первый раз в день регистрации компании и далее каждые 12 месяцев с этого момента.
Эти очень льготные условия, как правило, дополняются отсутствием косвенных налогов и таможенных пошлин. Бюрократические процедуры сведены, к минимуму, и процедура регистрации занимает, как правило, не более двух недель с момента предоставления всех документов.
Условия предоставления «удобного» флага в разных странах различаются, но в качестве типовой можно привести кипрское законодательство. Оно разрешает нерезидентам свободно регистрировать их суда на Кипре и ходить этим судам под кипрским флагом, если нерезидент учреждает кипрскую судоходную компанию и регистрирует суда на имя этой компании, что существенно для иностранных судовладельцев. Оффшорные судовладельческие компании не подпадают под действие валютного контроля Кипра и могут открывать и вести валютные банковские счета на Кипре и за рубежом. Как нерезидентские компании они освобождены от уплаты подоходного налога, налога на прирост капитала и налога на наследство. Свободны от налогообложения и дивиденды акционеров нерезидентских оффшорных компаний.
Временная регистрация судов осуществляется кипрскими консульствами и местными юридическими конторами и вступает в силу после утверждения министерством коммуникаций и общественных работ. Временная регистрация судна действительна в течение шести месяцев и может быть при необходимости продлена еще на три месяца.
Кипрские консульства за рубежом по получении всех необходимых документов вправе выдать временный сертификат кипрского реестра судов, и с этого момента судно считается плавающим под кипрским флагом. После проведения судовой инспекции классификационным обществом или государственным инспектором и представления сертификата о собственности и уточненных регистрационных документов судовой регистр регистрирует судно под флагом Кипра и выдает судовладельцу свидетельство о постоянной регистрации.
Ставки годового сбора корректируются коэффициентом износа судов, который для судов со сроком эксплуатации более 20 лет возрастает в 1,7 раза по сравнению с судами возрастом до 10 лет
Для судов параллельной регистрации регистрационный сбор на Кипре на 20% выше обычных ставок, а годовой сбор взимается по обычным ставкам, но авансом на весь период параллельной регистрации.
На острове Мэн годовой сбор вообще не взимается, уплачивается только небольшой регистрационный сбор.
На Каймановых островах взимают как регистрационный, так и годовой сбор.
В Либерии регистрационный сбор независимо от водоизмещения регистрационных судов уплачивается по единой ставке, а годовой сбор взимается с каждой тонны зарегистрированного тоннажа. Сверх того, за предоставление обязательных для безопасного мореплавания услуг судовладельцы уплачивают несколько сборов: за расследование происшествий в море, подготовку членов экипажа и участие в международных конференциях по судоходству с каждой тонны водоизмещения регистрируемых судов, сбор за морскую инспекцию с каждого зарегистрированного судна и ряд небольших сборов при оформлении временного и постоянного сертификата о регистрации судна под либерийским флагом.
Судовой реестр Сент-Винсента и Гренадин взимает с судов регистрационный сбор и годовой сбор с каждой нетто-регистровой тонны. Прочие сборы: за выдачу сертификата о временной или постоянной регистрации, за выдачу временной или постоянной лицензии на установку и использование радиостанции, оформление смены судовладельца, оформление изменения названия судна, выдача сертификата водоизмещения, выдача сертификата об освобождении от налогов.
На Мальте регистрационный сбор взимается за каждую нетто-тонну судна. Годовой сбор взимается с тоннажа. Со второго года приписки к порту Валетта, кроме годового сбора, ежегодно также взимается сбор за нерезидентов – членов экипажа
В Панаме при учреждении и регистрации оффшорной компании однократно уплачивается небольшой регистрационный сбор, а затем ежегодно в день очередной годовщины регистрации компании – скромный годовой сбор. Оффшорная компания может быть создана с минимальным количеством учредителей-акционеров – два человека. Компания должна иметь не менее трех директоров, выполняющих обязанности президента, секретаря и казначея. Дополнительно к регистрационному и годовому сборам Панама ввела еще и годовой консульский сбор, который взимается в зависимости от водоизмещения и назначения судна.
При передаче судна в собственность оффшорной компании прежняя связь собственника и судна будет порождать подозрение о непосредственном владении этим собственником оффшорной компанией при передаче (продаже, дарении и иной сделке) судна к этой компании. В этом случае необходимо обеспечивать максимальный уровень конфиденциальности владения оффшорной компанией. Это достигается при помощи использования различных способов, в том числе использовании схем передачи компании в доверительное управление, а также цепочек последовательных сделок с целью создания максимально разумных препятствий проведению любого исследования данного вопроса третьими лицами, неуполномоченными на то законом.
В большинстве случаев конфиденциальность владения судном является основным преимуществом использования оффшорных компаний для регистрации судов. Владение судном конфиденциально через владение компанией защищает лично владельца от претензий третьих лиц в отношении такого владения. Возможные иски которые должны быть адресованы уже не фактическому владельцу, а оффшорной компании, с учетом того, что рассматриваться такие иски должны в судах по месту регистрации судна. Конфиденциальность позволяет минимизировать деловые риски, связанные с конкурентной борьбой, неплатежеспособностью, а также возможные личные претензии.
Конфиденциальность владения оффшорной компанией достигается использованием акций на предъявителя, закрытых реестров акционеров и директоров и т.д. Как правило, в большинстве оффшорных юрисдикций существует ограничение по составу владельцев судов для регистрации их в местном судовом реестре: такими владельцами могут выступать только резиденты этих территорий или иные, прямо указанные в местном законодательстве, лица. Это зачастую приводит к необходимости приобретать оффшорную компанию в той юрисдикции, где и планируется регистрировать судно.

Читайте также:  что такое сходимость результатов расчета

Перевод российских судов под «удобные» флаги

В 90-е годы уровень конкурентоспособности российских судов падал по сравнению с зарубежными. Российские суда, как правило, имели больший расход топлива и численность экипажа, что сказывалось на затратах по судам и стоимости фрахта. Техническое состояние флота судоходных компаний из-за физического износа судов вызывало особую тревогу. Значительная часть судов морально и физически устарела, отечественный флот неумолимо старел, изношенные суда одно за другим выбывали «по возрасту», который не соответствовал мировым стандартам. Число списанных судов превышало число пополненных. Действующее налоговое законодательство не обеспечивало для российского флота условий, аналогичных международной практике, что не привлекало российских судовладельцев к регистрации судов под национальным флагом.
В связи с отсутствием благоприятных экономических условий для строительства морских судов на отечественных верфях и острой необходимостью поддержания и сохранения грузовой базы за российскими судовладельцами и провозной способности флота, судоходные российские компании были вынуждены обратиться к иностранным банкам для получения долгосрочных кредитов на строительство судов. Но получение кредитов от зарубежных инвесторов, как правило, возможно только при регистрации нового флота под иностранными флагами. Основным требованием банков было обеспечение кредитов за счет вывода регистрации судов в странах «удобного» флага, и российские судовладельцы вынуждены выполнять эти требования.
Для сохранения контроля над этими судами российскими судовладельцами создавались оффшорные компании и происходил массовый перевод российских судов под «удобные» флаги. Лицензии на эти операции предусматривали возврат судов и ликвидацию созданных компаний после возврата полученных кредитов. Однако в рамках действующего таможенного и налогового законодательств при ввозе этих судов судовладельцы, строго выполняющие условия лицензий, не продающие и не покупающие эти суда, должны были уплатить таможенные платежи в размере четверти оценочной стоимости каждого судна. Это вынуждало продать часть судов за рубежом для оплаты ввоза остальных в Российскую Федерацию.
Флот под российским флагом непрерывно сокращался, а флот под иностранными флагами, контролируемый Россией, увеличивался и составил уже более половины всего отечественного флота.
Кроме того, отечественных судовладельцев вынуждала регистрировать флот в оффшорных компаниях существующая в России система налогообложения. Не решался вопрос об отмене налога на добавленную стоимость при поставке судов, оборудования, запасных частей. Действовали высокие ставки по налогу на имущество, что приводило к изъятию у судоходных компаний значительных средств, которые можно было бы направить на обновление национального флота. При отсутствии развитой отечественной судостроительной базы это не способствовало развитию флота, увеличивало расходы судовладельцев, негативно влияло на конкурентоспособность. Несовершенство налогового законодательства приводило к тому, что с российского перевозчика взимался НДС при перевозке внешнеторговых грузов, а иностранные грузоперевозчики от этого налога освобождались. Сборы с судов в российских портах выше, чем в иностранных, что увеличивало расходы судовладельцев.
Российское правовое поле не учитывало требований международного фрахтового рынка, что вело к уничтожению флота под российским флагом и переходу флота российских судовладельцев в оффшоры, под «удобные» флаги.
С распадом СССР рынок транспортных услуг в России стал полностью открытым. У экспортеров и импортеров грузов в связи с тяжелым экономическим положением отсутствовали оборотные средства на транспортные расходы. Российские перевозчики при кризисном состоянии флота и существующей налоговой политике в стране не смогли стать конкурентоспособными. Государственная поддержка не была им оказана. В этих условиях рынок транспортных услуг в России был захвачен иностранными компаниями.
Российские страховые компании не имеют существенной деловой репутации на международном рынке, и российским судам, застрахованным в российских страховых компаниях, может быть отказано в предоставлении кредитов иностранными банками, которые требуют предоставления страховки первоклассной страховой компании, а также в заходе в иностранные порты по причине отсутствия общепризнанных в мире гарантий обеспечения безопасности судов и компенсации возможного ущерба. Иностранные страховщики не только предоставляют возможность страхования крупных рисков, но и осуществляют страхование за меньшую плату. Это еще один повод вынуждать российских судовладельцы для повышения конкурентоспособности на мировом рынке транспортных услуг образовывать дочерние компании за пределами РФ и выводить суда из-под российского флага.
Законодательство Российской Федерации приравнивает взаимное страхование к обычной страховой деятельности, и деятельность организаций по взаимному страхованию подлежит лицензированию на территории Российской Федерации, вследствие чего иностранные клубы взаимного страхования не могут страховать ответственность российских судовладельцев. Это также серьезно вредит интересам российских судоходных компаний.

Международные судовые реестры

Массовый уход национального флота под «удобные» флаги вызвал негативную реакцию большинства правительств ведущих морских держав. Уменьшились налоговые поступления в национальные бюджеты от судоходного бизнеса, обострились проблемы трудоустройства «своих» моряков, произошло определенное снижение уровня безопасности мореплавания, государства утратили контроль над своими компаниями, резко снизился потенциал национальной безопасности.
В ряде традиционных морских государств, кроме национальных судовых реестров, в качестве альтернативы институту «удобных» флагов и с целью возврата национального флота из оффшорных зон созданы так называемые «вторые» («открытые», «альтернативные», или «параллельные») международные судовые реестры судов с особыми правилами и нормами. Эта мера стала результатом поисков компромиссного варианта, способного удержать отечественных судовладельцев от перевода судов из-под национальной юрисдикции в экономически более привлекательные открытые регистры стран «удобного» флага. «Открытые» реестры призваны помочь судовладельцам сократить затраты, повысить конкурентоспособность на мировом фрахтовом рынке и соответственно противодействовать утечке национального тоннажа под «удобные» флаги.
Регистрируясь во «втором» реестре, суда поднимают не «удобный», а свой национальный флаг, подпадают под юрисдикцию своего государства, но при этом налоговые и законодательные требования сопоставимы с «удобными». Происходит выравнивание конкурентных позиций на мировом фрахтовом рынке при одновременном решении стратегических задач государства и неизмеримо большей юридической защищенности судоходных компаний и моряков.
Привлекательность новых «открытых» реестров для судовладельцев обеспечивается, главным образом, значительным сокращением расходов на содержание экипажей в сравнении с обычными национальными реестрами.
На судах, зарегистрированных в международных реестрах, допускается возможность найма дешевой иностранной рабочей силы; открывается перспектива сокращения численности экипажей; не предусматриваются или значительно урезаны отчисления в фонды социального обеспечения иностранных моряков; применяются невысокие ставки регистрационных и ежегодных сборов. В основном выполняются защищающие права моряков конвенции Международной организации труда, что снимает самые острые претензии, которые обычно предъявляют к странам «удобных» флагов.
Для иностранных экипажей судов, зарегистрированных во вторых регистрах, допускается устанавливать различные размеры заработной платы в зависимости от уровня жизни страны, гражданином которой является данный член экипажа. Этот уровень обычно согласовывается с международной федерацией транспортных работников. Норвежский и другие судовые регистры позволяют опираться на коллективные соглашения об условиях найма с союзами моряков страны-учредителя и стран-поставщиков моряков (Филиппин, Индии, Польши, России, Индонезии, Пакистана и др.). Именно это позволяет владельцу судна получать основную экономию в расходах на содержание экипажей при комплектовании их выходцами из стран с низким уровнем оплаты труда.
Для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке регистрационных услуг вторые регистры предлагают низкий уровень сборов и декларируют отсутствие прибыли от своих услуг. В отличие от «удобных» флагов они не преследуют коммерческих целей и рассчитаны только на самоокупаемость. Регистрационные услуги определяются суммой, необходимой для покрытия административно-хозяйственных расходов по регистрации судов и содержанию штата работников регистрационной службы.
Существенным преимуществом большинства вторых регистров можно считать отсутствие их в «чёрных» списках государств, под флагами которых суда подлежат первоочередным проверкам по условиям региональных соглашений.
Для государства, в котором создается второй реестр, положительный эффект от его введения заключается в том, что практически прекращается уход судов отечественных судовладельцев под иностранные флаги, увеличивается дедвейт флота под национальным флагом и, соответственно, возрастают поступления в бюджет.
Одной из первых в 1987 г. создала международный судовой реестр Норвегия. Международные реестры успешно действуют в Великобритании, Дании, Нидерландах, Италии, Испании, Португалии, Бразилии и в других странах.
Около половины уже существующих международных реестров судов относится к группе оффшорных. Они образованы на зависимых островных территориях, попадающих под юрисдикцию метрополий: в частности, в Великобритании – остров. Мэн, в Нидерландах – Антильские острова, в Португалии – остров Мадейра, во Франции – остров Кергелен. Как правило, при таком выборе значительно облегчается законодательная сторона введения новых реестров, поскольку можно использовать автономные права островных территорий в отношении льготного налогообложения и других условий регистрации судов.
Регистрационные условия обычно требуют, чтобы несколько лиц командного состава (от 2-х до 4-х чел.) были гражданами страны-учредителя. Но в некоторых случаях возможны исключения: в Нидерландах капитан может быть иностранцем, капитан судна по Люксембургскому реестру должен быть выходцем из страны – члена ЕС и т.п.
В большинстве случаев есть ограничения на право собственности, т.е. суда должны принадлежать гражданам данной страны. Во вторых регистрах стран – членах ЕС владельцем судна может быть гражданин другой страны сообщества.
Практически для регистрации отсутствуют (за исключением Люксембургского реестра) ограничения по возрасту судов.
Существенным преимуществом большинства вторых регистров (в сравнении с «удобными» флагами) можно считать отсутствие их в «чёрных» списках государств, под флагами которых суда подлежат первоочередным проверкам различных служб.

Читайте также:  с чего делают растворимый кофе правда

Российский международный судовой реестр

Для обеспечения конкурентоспособности российских судов на мировом рынке транспортных услуг и привлечения дополнительных средств от иностранных судовладельцев создан Российский международный судовой реестр (РМРС), существующий в настоящее время наряду с Государственным судовым реестром.
Целью образования Российского международного реестра судов является создание экономических, юридических, политических и других необходимых условий, обеспечивающих функционирование зарегистрированных в нем российских и иностранных судов, имеющих все преимущества «удобного» флага.
Введение «второго» реестра призвано стимулировать привлечение судов под российский флаг. Судовладельцы, зарегистрировавшие свои суда в РМРС, освобождаются от уплаты налогов на имущество и прибыль, транспортного налога и налога на добавленную стоимость. Взамен введен регистрационный взнос, определяемый исходя из тоннажа судна, и ежегодный потоннажный сбор, уплачиваемый в виде государственной пошлины. Процесс регистрации судов в РМРС максимально упрощен, понятен и осуществляется в минимальные сроки. Собственники (судовладельцы) или фрахтователи, зарегистрировавшие свои суда в Реестре, освобождаются от уплаты таможенных и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ.
Однако регистрация в РМРС не освобождает от уплаты единого социального налога. Это правило действует в отношении всех национальных международных реестров. В отношении российского реестра остаются требования по мобилизационной готовности судов (военное использование судов) и высокие требования к квалификации экипажа.
Финансово-хозяйственная деятельность судов, зарегистрированных в Реестре, выполняется собственниками или фрахтователями судов по бербоут-чартеру либо через учреждаемые на территории РФ компании, либо (в случае наличия у них других судов, зарегистрированных в иных реестрах РФ) ведётся отдельный учёт доходов и расходов по зарегистрированным в Реестре судам.
Собственникам (судовладельцам) или фрахтователям гарантируется право беспрепятственного перевода за границу получаемых ими доходов от деятельности зарегистрированных в Реестре судов, дальнейшего инвестирования средств, передачи и залога акций компаний в пользу российских и иностранных банков и финансовых учреждений, а также прекращения своей деятельности.
Деятельность создаваемого Реестра регламентируется основными принципами, определение которых заключается в разработке условий и ограничений регистрации судов.
В Реестре могут быть зарегистрированы:
– суда валовой вместимостью 80 рег. т и более;
– суда, построенные и находящиеся в собственности российских граждан и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством РФ при их первоначальной регистрации;
– суда, находящиеся в собственности иностранных граждан и юридических лиц, имеющих на территории РФ дочерние, совместные предприятия и филиалы, осуществляющих от имени и по поручению этих юридических лиц деятельность, связанную с эксплуатацией судов;
– суда, находящиеся в собственности иностранных граждан и юридических лиц и предоставленные в пользование и во владение российскому фрахтователю по бербоут-чартеру;
– суда, приобретаемые в собственность российскими физическими и юридическими лицами у иностранных собственников.
Разрешается регистрация судна в Реестре, если оно имеет залоги и другие обременения при наличии письменного согласия залогодержателя.
Судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.
Каждое судно, зарегистрированное в Реестре, должно иметь экипаж, численный состав которого будет достаточен для обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения морской среды.
Должности капитана и радиоспециалиста на судах, зарегистрированных в реестре, могут занимать только граждане России, иные должности могут занимать как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Владелец каждого зарегистрированного в реестре судна заключает коллективный договор с одним из общероссийских профсоюзов, представляющих интересы плавсостава судов.
Российский международный реестр судов должен повысить конкурентоспособность отечественного флота, стимулировать привлечение инвестиций в его развитие и создать предпосылки для решения следующих задач:
– создание стабильных усреднённых экономических условий, сложившихся на международном фрахтовом рынке, что позволит привлечь под российскую регистрацию вновь строящийся флот, который в настоящее время уходит под “удобные” флаги других стран;
– привлечения под российскую регистрацию иностранных судов, эксплуатация которых требует наличия российского флага (Арктика, внутренние водные пути и др.), а также стран, не имеющих выхода к морю;
– использования современной международной залоговой схемы финансирования строительства судов под российским флагом;
– повышения авторитета торгового флота России, сохранения квалифицированных морских кадров, создания дополнительных рабочих мест на судах и на берегу.
Принятие Закона о Российском международном реестре судов дает реальный шанс на возрождение российского флота – в интересах российского государства и с положительным эффектом для российской экономики.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector