что такое удхия в исламе

Удхия

Удхия (араб. أضحية) — животное, предназначенное для заклания на праздник Курбан-байрам (‘Ид аль-Адха).

Каноническая необходимость жертвоприношения в Исламе подтверждается аятами Священного Корана, а также изречениями пророка Мухаммада и его действиями.

Жертвоприношение совершается с целью снискать довольство Всевышнего и приблизиться к Нему, а также воздать Ему благодарность за такой великий дар, как жизнь.

Исторически практика жертвоприношения восходит к пророку Ибрахиму (Аврааму), который по повелению Всевышнего должен был принести в жертву своего сына — Исмаиля (Измаила). Когда пророк уже был готов выполнить это повеление, Бог отменил его, а вместо Исмаиля (Измаила) было велено принести в жертву барана.

Праздник жертвоприношения напоминает верующим людям о стойкости пророка Ибрахима (Авраама) и его сына Исмаиля (Измаила), а также об их верности приказам и повелениям Господа.

Начинается праздник Курбан-байрам после окончания праздничной молитвы и длится до захода солнца третьего дня, а по мнению богословов-шафиитов — четвертого дня.

Согласно мнению большинства богословов, жертвоприношение на праздник Курбан-байрам относится к категории крайне желательных действий (сунна муаккяда). Однако согласно мнению Абу Ханифы, подобное действие является обязательным (ваджиб).

Человек, собирающийся произвести заклание на Курбан-байрам, должен соответствовать некоторым условиям:

— иметь соответствующее намерение,

— иметь необходимый материальный достаток,

— находиться на своем обычном месте жительства (то есть не быть в какой-либо дальней поездке).

Жертвенное животное также должно соответствовать некоторым условиям:

— должно быть собственностью желающего принести его в жертву,

— не должно иметь серьезных изъянов и отклонений,

— должно соответствовать определенному возрасту[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Удхия // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 5. С. 74-107.

ykvrp9eojz

mlurb55sii

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Жертвоприношение в исламе: курбан и другие виды

Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных религиозных обрядов в мусульманском вероучении. И хотя жертвоприношение встречается и в иных религиях, а также многих языческих верованиях, принципиальное его отличие в исламе заключается в том, что оно совершается с именем Аллаха и ради Него.

Жертвоприношение – это способ забивания жертвенного скота, совершаемого с соблюдением особых условий:

1) Намерение (ният) – перед совершением жертвоприношения верующий должен обладать соответствующим намерением, подтверждающим тот факт, что сердцем и душой он закалывает жертву исключительно ради Аллаха, а не ради мяса, показухи или по иным причинам.

2) Определённый вид животного – в качестве жертвенного может служить исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы. При этом закалывание мелкого скота осуществляется за одного человека, а крупного – до 7 человек. В ситуации, когда у человека есть семья, то его жертвоприношение будет засчитано за всех её членов, то есть за каждого члена семьи, какой большой бы она ни была, совершать курбан не обязательно.

3) Возраст животного – требуется, чтобы закалываемая скотина достигла определённого возраста (иногда размера). Для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров или буйволов – два года, а овец, баранов и коз – один год. При этом ряд богословов утверждает, что в исключительных случаях дозволено забивать для жертвоприношения мелкий рогатый скот в возрасте от полугода, если он выглядит как годовалый.

4) У животного не должно быть следующих недостатков:

— отсутствие зрения хотя бы на один глаз;

— невозможность самостоятельного передвижения;

— отсутствие хотя бы одного уха;

— наличие ярко выраженного заболевания;

— отсутствие хотя бы одного рога (при условии, если это не естественно);

— отсутствие большинства зубов;

— отсутствие хотя бы одного соска на вымени (при условии, если это не естественно).

Если же верующий купил здоровую скотину с намерением принести её в жертву, но в дальнейшем у животного появился один из вышеперечисленных недостатков, то в такой ситуации человек может совершить это жертвоприношение (но и то при условии, что данный недостаток у животного появился не по вине человека).

6) Закалывать скотину по направлению к кибле – совершая жертвоприношение, животное следует положить на левый бок, направив голову в сторону Каабы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). При этом у мелкого рогатого скота связываются три ноги, кроме задней правой.

7) Совершение жертвоприношения своими руками – по возможности, мусульманин должен произвести этот обряд сам.

8) Совершение жертвоприношение с именем Аллаха – перед закалыванием верующему следует произнести имя Господа («Бисмилляхи Аллаху акбар»).

Виды жертвоприношения

1. Удхия (Курбан)

Самым значимым в религии Аллаха является жертвоприношение, совершаемое в дни празднования Ид аль-Адха (Курбан-байрама). Корни этого религиозного обряда были заложены ещё во времена Пророка Ибрахима (а.с.), когда Господь ниспослал тяжелейшее испытание, а именно приказал ему принести в жертву своего старшего сына – Пророка Исмаила (а.с.). После того, как Ибрахим (а.с.) с достоинством прошёл данное испытание, Всевышний в последний момент уберёг Исмаила (а.с.) и повелел его отцу заколоть вместо сына барана.

Жертвование животных в Курбан-байрам входит в число наиболее важных видов поклонения Аллаху. В Своей Книге Он призывает нас:

«Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву…» (108:2)

Тем не менее, в среде мусульманских богословов имеются разногласия относительно обязательности совершения курбана. Одни относят данный обряд к категории ваджиб (необходимые действия) и приводят в виде довода вышеупомянутый аят. Другие же учёные относят к категории желательных действий (суннат). Сторонники такой позиции опираются на хадис Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Пусть тот, кто желает совершить курбан, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» (приводится Муслимом). Эта часть мусульманских богословов опирается на слова «кто желает совершить жертвоприношение…», что указывает нам на желательность данного обряда.

2. Акыка (Акика)

Ещё одним видом жертвоприношения является акика (акыка) – принесение в жертву животного в знак благодарности Всевышнему за рождение ребёнка. В случае появления на свет мальчика верующему следует принести в жертву двух баранов, а в случае девочки – одного. Желательно данный обряд совершить на седьмой день после рождения малыша.

3. Жертвоприношение за умершего

Далеко не все богословы считали дозволенным данный обряд. Его сторонники аргументируют свою позицию хадисом, гласящим, что Пророк (с.г.в.) совершал жертвоприношение за всю свою умму, включая и усопших. Противники же заявляют, что подобный обряд мог совершить лишь сам Мухаммад (с.г.в.), а простой верующий не вправе жертвовать животных за всех мусульман.

4. Жертвоприношение как обет

В исламе дозволяется приносить животных в жертву и в качестве простой благодарности Создателю за дарованные им блага, а также при соблюдении какого-либо условия. Например, мусульманин может пообещать, что если произойдет что-то позитивное для него, он совершит жертвоприношение в благодарность Господу миров.

Как распорядиться мясом курбан?

После закалывания скотины верующему следует разделить всю тушу на три равные части: одну оставить себе, вторую раздать нуждающимся в качестве милостыни, а третью использовать для приготовления праздничного угощения. Допускается направить в качестве садака две части из трёх или даже всё мясо целиком. Кровь, внутренности, шкура и кости забитой скотины не должны достаться диким животным (как правило, их закапывают, а шкуру используют в быту либо сдают скупщику, при этом вырученные деньги так же жертвуются в пользу обездоленных).

Достоинства жертвоприношения

Во-первых, каждое забитое ради довольства Всевышнего животное становится заступником верующего в День воздаяния. «В день жертвоприношения ни одно из деяний человека не будет иметь перед Аллахом большего воздаяния, чем его жертвоприношение. Животное, принесенное в жертву, в Судный день явится вместе со своими рогами, мясом и шерстью, и за всё это его владельцу достанется воздаяние» (хадис от ат-Тирмизи и Ибн Маджи).

Читайте также:  что такое трансмиссивные болезни

Во-вторых, жертвоприношение способствует очищению от грехов. В одном из хадисов говорится: «Вам записывается вознаграждение за каждый волос жертвенного животного» (Ибн Маджа).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаляму алейкум. Я хочу поменять свое имя на исламское. Могу ли я поменять на Рукия? (Рукийя) – арабское имя, которое переводится как «волшебная», «притягивающая к себе». Так звали одну из дочерей Пророка Мухаммада (с.г.в.) и супругу третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана (р.а.). Это имя переводится, как волшебная, а у нас в Исламе волшебство запрещено ведь. Могу ли я поменять на это имя? Греха не будет? Разрешено в Исламе или нет?

Источник

О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ В ИСЛАМЕ и положениях, связанных с ним

213989 600

Является ли праздничное Жертвоприношение обязательным?
Все ученые единогласны в том, что Жертвоприношение в день праздника (‘Ид) является узаконенным деянием. См. “аль-Мугъни” 9/345, “аль-Хауи” 19/83, “аль-Мухалля” 7/355.
Однако они разошлись на два мнения относительно обязанности Жертвоприношения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет фара’а и нет ‘атиры!» Муслим 1976.

Фара’ – это то, что приносили в жертву во времена джахилии своим идолам, желая от них благо.], то все ученые были единогласны, что ее совершение не являлось обязательным. И поэтому если этот хадис был бы указанием на обязательность Удхия, то также в нем было бы указанием на обязательность ‘атиры. См. “аль-Муфхим” 5/351.
Вывод относительно обязательности Удхия
На основании рассмотренных аргументов становится очевидным, что правильным мнением является то, что совершение праздничного Жертвоприношения (Удхия) не является обязательным, и не совершение его не влечет за собой грех. И самым ясным в этом разногласии является понимание сподвижников, которые не считали его обязательным.
Однако вместе с тем, все ученые единогласны в том, что совершение этого великого обряда является весьма желательным, особенно когда есть для этого возможность, поскольку неизвестно чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда-либо пропускал совершение Удхия, будь он дома или в пути! И к этому побуждает сам Всевышний и Всемогущий Аллах, сказавший: «И в качестве обряда, предписанного Аллахом, установили Мы для вас принесение в жертву животных. Для вас в этом польза» (Хадж, 36).
Имам аш-Шафи’и говорил: “Удхия Сунна! И мне не нравится ее оставление!” См. “аль-Умм” 2/221.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия на протяжении всей своей жизни, и неизвестно, чтобы он оставлял Удхия хоть раз. И он побуждал к его совершению, и не следует мусульманину, имеющему достаток оставлять его совершение!” См. “аль-Изтискар” 15/163.
И даже шейх Ибн Усаймин, который считал, что правильным является то мнение, что Удхия не обязательна, говорил: “Мнение о том, что Удхия является обязательным лучше, чем то мнение, что оно не обязательно. Однако при условии – наличии достатка”. См. «Шархуль-мумти’» 7/422.

О достоинствах праздничного жертвоприношения
Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (аль-Хадж 22: 34).
‘Икрима сказал: “Речь идет о праздничном Жертвоприношении!” См. “Тафсир Ибн Абу Хатим” № 13927.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “В этом аяте указание на то, что праздничное Жертвоприношение не являлось особенностью только этой общины”. См. “Задуль-масир” 5/431.

1. «Нет деяния из деяний сынов Адама, которое было бы любимо для Аллаха в день Жертвоприношения, чем пролитие крови жертвенного животного. И поистине, это животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами…» ат-Тирмизи 2/352.

Данный хадис является слабым по причине передатчика Сулеймана ибн Язида, который является слабым рассказчиком, о чем сказали имам Абу Хатим, хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 526.

2. Однажды сподвижники спросили пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Что означает это Жертвоприношение (Удхия)?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Жертвоприношение – это Сунна вашего отца Ибрахима!» А на вопрос: “Что нам за это будет?” Он ответил: «За каждую шерстинку вам будет записано вознаграждение». Ибн Маджах 2/273.

Этот хадис не достоверный по причине двух неприемлемых передатчиков в иснаде: ‘Аизуллаха и Абу Дауда ас-Саби’и. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 527.

3. «О Фатыма! Встань, и будь свидетельницей закалывания своего жертвенного животного. Поистине, тебе будут прощены твои грехи с первой каплей крови!» аль-Хаким 4/222.

Этот хадис неприемлем по причине неприменимого передатчика Сабита ибн Абу Сафии. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 528.

4. «Тот, кто совершил благое Жертвоприношение, надеясь на награду, оно станет преградой от Огня». ат-Табарани в «аль-Кабир».

Данный хадис выдуманный, ибо в нем передатчик Сулейман ибн ‘Амр ан-Наха’и, который выдумывал хадисы. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 529.

5. «Совершайте жертвоприношение, ибо поистине, это будет вашим верховым животным на пути в Рай». ад-Дайлями в «аль-Фирдаус».

Данный хадис также весьма слабый, о чем сказали имам аль-‘Аджлюни, хафиз Ибн ас-Салях, Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. также “ас-Сильсиля ас-сахиха уаль-мауду’а” 74, 1255.

Данные хадисы нельзя приписывать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поскольку он не произносил этого. А также необходимо опасаться в этом угрозы, а именно: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовится занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.]”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 4/13.
Но несмотря на это, сам Ибн аль-‘Араби говорит: “Поистине, закалывание жертвенного животного в день Жертвоприношения, является наилучшим из деяний, поскольку каждое поклонение имеет свое превосходство в установленное время!” См. «‘Аридатуль-ахуази» 4/13.
Однако, все же среди хадисов о достоинствах Удхия есть некоторые достоверные хадисы. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” рассказывал: “Что касается достоинства Жертвоприношения, то относительно этого передавали хорошие сообщения, среди которых то, что приводит Са’ид ибн Дауд со слов Абу аз-Зубаира, который передал со слов Малика, передавшего со слов Саур ибн Язида, передавшего от ‘Икримы, который передал от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!»” См. “Фатх аль-Малик” 7/18.
Также в длинном хадисе от Ибн ‘Умара, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на вопросы сподвижников о достоинствах обряда Хаджа, в отношении Жертвоприношения сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!»аль-Баззар 2/182, Ибн Хиббан 963, ‘Абдур-Раззакъ 8830. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ат-таргъиб” 1112.
Имам аль-Мунауи передал, что ат-Тый сказал: “Благие деяния, как обязательные, Сунны и адаб, несмотря на свои различия в достоинствах, иногда имеют преимущество друг над другом. Ведь сколько таких деяний, над которыми остальные деяния имеют превосходство, становятся превосходящими остальные дела по причине определенного времени или места! И если посмотреть на обряд праздничного Жертвоприношения (Удхия), то станет ясно, что это из числа проявления обрядов Аллаха, а Всевышний Аллах сказал: «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах!» (аль-Хадж 22: 32)”. См. “Файдуль-Къадир” 5/584.
Условия, предъявляемые в отношении Жертвоприношения
Животные, которые могут использоваться в качестве праздничного Жертвоприношения
Для праздничного Жертвоприношения пригодны только восемь парных животных, а это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза. Что касается иных видов животных, то они не приемлемы для Удхия. См. “аль-Мугъни” 9/440, “Бидаятуль-муджтахид” 1/348, “ас-Сайлюль-джарар” 4/78.
Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (аль-Хадж 22: 34).
Имам аш-Шафи’и сказал: “Под «скотиной», здесь речь идет о восьми парных особях: верблюды, крупнорогатый скот, овцы и козы”. См. “аль-Хауи” 15/75.
Имам аль-Къуртуби сказал: “То, в чем единогласны мусульмане, и чем они совершают Удхия – это восемь парных животных: овцы, козы, коровы и верблюды”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 15/109.
Однако от этого единогласного мнения (иджма’) отклонились Хасан ибн Салих, считавший, что в качестве Удхия дозволено закалывать антилопу, газель, буйволов и т.п. См. «аль-Маджму’» 8/394. И имам Ибн Хазм сказавший, что Удхия дозволено совершать любым животным, мясо которого дозволено употреблять в пищу. При этом он опирался на следующий хадис: «Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение (гъусль), какое следует совершать после большого осквернения, а затем отправляется на молитву в мечеть в первый час, подобен принесшему в жертву Аллаху верблюда. Отправляющийся на молитву позднее, подобен принесшему в жертву корову. Отправляющийся еще позднее подобен, принесшему в жертву рогатого барана. Отправляющийся еще позднее, подобен принесшему в жертву курицу. И отправляющийся еще позднее – принесшему в жертву яйцо». аль-Бухари 881, Муслим 850.
Опираясь на этот хадис Ибн Хазм сказал, что если бы приносить в качестве Жертвоприношения курицу было бы не дозволено, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не упомянул бы о ней в качестве примера награды. См. “аль-Мухалля” 6/29.
Однако остальные ученые возразили на эту аргументацию и сказали: «Если брать в качестве довода этот хадис на то, что дозволено приносить в жертву и птиц, то получается что дозволено использовать в качестве праздничного Жертвоприношения и яйцо! Ведь оно тоже упоминается для примера в этом хадисе. Однако нет разногласия в том, что это не приемлемо!»
Также в качестве довода Ибн Хазм использовал слова Биляля, сказавшего: “Я не перестал бы совершать Жертвоприношение и курицей!” ‘Абдур-Раззакъ 8156. Иснад достоверный.
Однако неоспоримый довод только в поступке посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ибо неизвестно, чтобы он когда-либо совершал Жертвоприношение птицой.
Мнения Хасана ибн Салиха и Ибн Хазма ученые отнесли к отклоненным в данном вопросе, и противоречащим тому, о чем говорили большинство саляфов и имамов после них. См. “И’ляу ас-Сунан” 17/229.
Жертвенное животное должно достигать определенного возраста
Сообщается от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев». Муслим 1963.
Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе указание на то, что животное, не достигшее определенного возраста, не дозволено закалывать в качестве праздничного Жертвоприношения, исключением чего является баран”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/101.
Что же касается возраста жертвенных животных, то известно, что минимальный возраст для верблюда – от пяти лет, для быка и коровы – от двух лет, а для козла и овцы – от одного года. См. “аль-Мудаууана” 2/12, “аль-Мабсут” 9/12, “аль-Мугъни” 9/348, “аль-Хауи” 19/29.
Что же касается именно баранов и овец, то шариат сделал для них исключение и дозволил приносить в жертву животное, не достигшее одного года. ‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: “Однажды мы совершали с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) праздничное Жертвоприношение и приносили в жертву полугодовалых овец”. ан-Насаи 7/219, аль-Байхакъи 9/270. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Однако опять же необходимо отметить, что это является исключением и только при необходимости, на что указывает предыдущий хадис: «Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев».Муслим 1963.
К тому же некоторые саляфы считали, что полугодовалый барашек должен быть не маленький. Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Не достигший года баран может быть принесен в жертву, если является крупным”. См. “аль-Асар” 63.
Также некоторые люди ошибочно полагают, что к этому имеют отношение и козлы, проводя аналогию с баранами. Аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал: “Однажды в день Жертвоприношения пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с проповедью после молитвы и сказал: «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до молитвы, то принесет ее до молитвы и не совершит жертвоприношение вообще». Услышав это, Абу Бурда сказал: “О посланник Аллаха, а я принес свою овцу в жертву до молитвы, так как знал, что сегодня праздник, и люди будут есть и пить, и желал, чтобы моя овца оказалась первой, которую принесут в жертву в моем доме! Вот почему я заколол свою овцу и поел, прежде чем прийти на молитву”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя овца может пойти только на мясо». Абу Бурда сказал: “О посланник Аллаха, у нас есть еще маленькая козочка, которая для меня дороже двух овец. Может ли она послужить мне заменой?” Он сказал: “Да, но после тебя это не послужит заменой уже никому!»”» аль-Бухари 955.
Таким образом, мы видим, что это было исключением только для Абу Бурды.
Более того, неизвестно среди ученых разногласия в том, что все животные, пригодные для Удхия, должны достигать своего возраста, исключением чего является только овцы. Имам ан-Науауи: “Умма единогласна в том, что верблюд, корова и коза не могут приноситься в жертву, если только не достигнут необходимого возраста”. См. «аль-Маджму’» 8/394.
Дефекты, делающие жертвенное животное непригодным или же нежелательным для Жертвоприношения
Передают, что аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на ноги и сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна». Ахмад 4/284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1/283. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Относительно этих четырех дефектов все ученые единогласны, я не знаю никаких разногласий относительно этого. Также известно, что все, входящее в подобный смысл, тоже имеет к этому отношение. Если не дозволено одноглазое животное, то слепое не дозволено тем более. Или если не дозволено хромое, то безногое тем более. Все это ясно и известно, и нет относительно этого разногласий”. См. “Фатх аль-Малик” 7/16.
Животное с этими недостатками не может быть принесено в качестве Жертвоприношения, а если и будет принесено в жертву, то не будет засчитано, в чем нет разногласия среди ученых.
Если же эти недостатки не явные и незначительные, то тогда не является запретным принесение в жертву таких животных, поскольку в хадисе содержится указание на то, что эти недостатки должны быть «явно выраженными». См. “ас-Сайлюль-джарар” 4/80.
Также есть дефекты, которые делают животное нежелательным для жертвоприношения, но не запретным. Среди этих дефектов оторванное ухо, сломанные рога и т.д. ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) нам повелевал обращать внимание на глаза и уши (жертвенных животных)”. Ибн Маджах 3143, Ибн Хузайма 2915. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Что же касается дефектов, которые не упомянуты в Сунне, то они не делают животных непригодными, однако могут стать причиной неполноценной награды. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/373.
А что касается кастрированного животного, то нет проблем приносить его в жертву, поскольку передается множество хадисов, указывающих на то, что два барана, которых принес в жертву посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), были кастрированными. Абу Рафи’ рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принес в качестве Жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов”. Ахмад 6/8. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 1147.
Имам аль-Хаттаби сказал: “В этих хадисах указание на то, что кастрированные животные не порицаемы для праздничного Жертвоприношения. Но некоторые ученые считали это порицаемым из-за отсутствия части тела у животного. Однако это не является недостатком у животного, поскольку кастрация делает мясо животного хорошим и удаляет от него плохой запах”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/197.
Жертвоприношение – это акт поклонения Аллаху, а Аллах – Благой и принимает только благое. Всевышний Аллах сказал: «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах!» (аль-Хадж 22: 32).
Если животное получило какое-либо увечье после его приобретения, то его все равно можно принести в жертву.
Время совершения праздничного Жертвоприношения
Удхия имеет строго установленное время, которое начинается после праздничной молитвы и проповеди в День Жертвоприношения (десятое Зуль-Хиджа). Жертвоприношение того, кто совершил Удхия до праздничной молитвы, является недействительным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до праздничной молитвы, то это будет до молитвы, и он не совершил Жертвоприношение». аль-Бухари 955.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Единогласны все в том, что Удхия не дозволено совершать перед восходом солнца в день Жертвоприношения!” См. «аль-Иджма’» 78.
Если же мусульмане проживают в стране, где не совершают праздничную молитву, то им следует совершать Жертвоприношения примерно через час после восхода солнца. Причина этого в том, что время Жертвоприношения наступает с момента восхода солнца на высоту копья над горизонтом (ад-Духа), но также к этому следует добавить период совершения праздничной молитвы и произнесения после нее проповеди (хутба), что как раз примерно и составит час. См. “аль-Муфассаль фи ахкам аль-Удхия” 153.
Что же касается последнего времени, отведенного для Жертвоприношения, то среди ученых по этому поводу есть пять мнений. Однако из них можно рассмотреть только два, как говорил хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, поскольку из этих мнений только два имеют опору на мнения сподвижников. Одно из мнений, что после дня Жертвоприношения (йяуму-Ннахр) десятого Зуль-Хиджа, Удхия может совершаться еще два дня. А второе мнение состоит в том, что после дня Жертвоприношение оно может совершать еще три последующих дня, т.е. все три дня ат-Ташрикъа, до тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа включительно. Относительно этого передается хадис от Джубаира ибн Мут‘има, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все дни ат-Ташрикъа – дни Жертвоприношения!» Ахмад 4/82, ад-Даракъутни 4/284.
Однако относительно достоверности этого хадиса высказывалось множество различных мнений. Но этот хадис имеет множество путей, усиливающих друг друга, по причине чего имам Ибн Хиббан, хафиз ас-Суюты, имам аль-Мунауи, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили его достоверность. См. “Сахих Ибн Хиббан” 9/166, “Файдуль-Къадир” 5/35, «Сахих аль-джами’» 4537, “Тахкъикъ Зад аль-ма’ад”.
Также это мнение передается от ‘Али и Ибн ‘Аббаса. См. “Задуль-Ма’ад” 2/291, “Найлюль-аутар” 5/142.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Тот, кто совершил Жертвоприношение после захода солнца последнего дня ат-ташрикъа, у того нет Удхия!” См. “аль-Умм” 2/223.
Таким образом, наилучшим мнением является то, что Удхия дозволено совершать четыре дня.
Однако нет сомнения в том, что лучше всего принести жертву в самый первый день Жертвоприношения – десятого Зуль-Хиджжа, в величайший из дней в году, о котором посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Величайшим днем перед Аллахом является день Жертвоприношения, а затем день, следующий за ним! [Причина этого в том, что именно в эти два дня совершаются многие важнейшие обряды Хаджа.» Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1064.
Что делать человеку, который приобрел жертвенное животное, но впоследствии лишился его?
Если человек приобрел жертвенное животное, однако впоследствии его потерял, или оно умерло или же его украли и т.д., то он не обязан ничего предпринимать и покупать другое животное. Тамим ибн Хууайс рассказывал: “Однажды я купил в долине Мина барашка, чтобы совершить Жертвоприношение, но потом он потерялся. Когда я спросил об этом у Ибн ‘Аббаса, он сказал: «Это не повредит тебе»”. аль-Байхакъи 9/289. Иснад достоверный.
Но следует разделять между Жертвоприношением по обету (назр) и без обета. Ибн ‘Умар говорил: “Если человек приобрел верблюда для праздничного Жертвоприношения, дав обет принести его в жертву, после чего он потерялся или умер, то он должен его заменить. Если же это было добровольным Жертвоприношением (не по обету), то если он желает пусть заменит его, а если не желает, то пусть ничего не предпринимает”. Малик 866. Иснад достоверный.
Один баран приносится в жертву от всей семьи
Каждой состоятельной семье следует приносить в жертву одного барана, даже если эта семья состоит из ста человек. ‘Ата ибн Ясар рассказывал: “Однажды Абу Айуба спросили: “Как совершалось Жертвоприношение во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он ответил: «Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели ее мясо и раздавали некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться, и не произошло то, что вы видите»”. Ибн Маджах 3147, ат-Тирмизи 1541. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
‘Аиша рассказывала: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил Удхия, он сказал: «С именем Аллаха. О Аллах, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада, и от общины Мухаммада», после чего совершил жертвоприношение”. Муслим 1967.
Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе довод на то, что принесение в жертву одной овцы достаточно для одного человека и всех членов его семьи, даже если их много!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/197.
Сообщается также, что “‘Али ибн Абу Талиб приносил в жертву одного животного за всех членов своей семьи”. Ибн Абу ад-Дунья. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/4.
Если же у кого-то есть возможность и желание, то они могут принести в жертву более одного животного, главное, чтобы в этом присутствовали правильное намерение и искренность, а не показуха и хвастовство.
Тут следует отметить, что ханафиты считали дозволенным принесение в жертву одного животного только за одного человека. А упомянутые доводы считали отмененными, как это говорил имам ат-Тахауаи. А имам ан-Науауи на это заявление отвечал: “Ученые сказали, что он (ат-Тахауи) ошибся в этом. Поистине, отмена и конкретизация должны утверждаться на основании доказательства, а не на основании простого заявления!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/106.

Читайте также:  что такое терминал ввл

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector