Что такое ризк?
Дорогие братья и сёстры! Материальные блага – это то, что мы называем ризк, то, что очень беспокоит нас, что является причиной многих наших ошибок. У мусульманина должен быть отличающийся от неверующего взгляд на материальные ценности. В хадисе сказано: «Любовь к мирскому – глава всех бед».
Что же на самом деле является истинной ценностью для человека? Давайте сначала остановимся на понятии «ризк». В Коране сказано: «Это книга, в которой нет сомнений. Она является наставлением, руководством для богобоязненных, для тех, кто совершает пятикратную молитву и кто расходует из того, что Я им даровал». Однако слово «ризк» имеет широкий смысл. Многие из нас под этим словом подразумевают только материальные блага, мирское богатство, имущество, хотя это не так.
Ризк – это всё то, что Всевышний дарует из благ своим рабам. Эти блага могут быть как материальными, так и духовными, смысловыми. Всё то, что является нашим уделом от Всевышнего, называется ризк. Естественно, есть огромная разница между этими разновидностями благ. Ризк дарует только Аллах Всевышний. В Коране сказано: «Я сотворил джинов и людей только для поклонения Мне. Я не требую у них удела, Я не требую, чтоб они приносили Мне еду. Воистину Аллах – дарующий удел».
Ризк бывает двух видов: явный и скрытый. Явный ризк – это пропитание, пища, всё то, что использует наше физическое тело, всё то, чем насыщается наш организм. А что касается скрытого удела, то это познание Всевышнего, связь с Аллахом, твоя приближённость к Всевышнему, это нур, которым Всевышний освещает твоё сердце.
Первый вид ризка вместе с угасанием физического тела остаётся в этом мире, а второй вид сопровождает тебя и в другой жизни и предоставляет тебе счастье в вечной жизни. У верующего и неверующего отличаются взгляды на удел. Мумин целиком и полностью убеждён, что ризк дарует только Всевышний. В Коране Аллах говорит (смысл): «Нет никакого существа на земле, которого Всевышний не обязался обеспечить уделом».
Всевышний заботится о каждом живом существе, и каждое существо получает удел только от Всевышнего, и мы в том числе. Это и есть убеждение верующего во Всевышнего. А неверующий считает себя творцом своего удела. Он считает, что его способности, его умение, ловкость даруют ему удел, как это было с Каруном. Всевышний расширил его удел, и ему показалось, что это его умение, а когда его Пророк Муса (мир ему) призвал к повиновению, к выплате с его имущества определённой доли на пути Аллаха, он сказал: «Я это получил благодаря моим способностям, знаниям». Такой подход свойственен неверующему человеку, следовательно, мы должны остерегаться от таких наущений сатаны.
Наделённые иманом понимают под словом ризк всё то, что они получают от Всевышнего, и всё, что им облегчает жизнь на этом свете. Обладатели ещё более высокой степени подразумевают под этим словом не только мирские блага, но и ахиратские: познание, поклонение Аллаху и т. д. Люди же, обладающие наивысшей степенью имана, подразумевают под этим словом то, что им удаётся отвлечься от всего, кроме Всевышнего, и обернуться с сущностью к Всевышнему Аллаху. Мы знаем, что мирское богатство, имущество то увеличивается, то уменьшается.
Рост и спад присущи мирскому богатству. Конечно, мирское богатство не зло и не добро. Тем или иным мирское богатство становится в зависимости от применения его. Ведь один из сподвижников сказал: «Как хорошо мирское богатство, благодаря которому я берегу свою честь и приближаюсь к моему Господу». Это слова человека, который применил богатство именно таким образом, чтобы получить довольство Всевышнего Аллаха и приблизиться к Нему, а не наоборот. Мы знаем, что когда мы скрепляем родственные узы, то это является причиной умножения роста, когда дети проявляют доброту, обращаются по-доброму к своим родителям, то это является причиной умножения их имущества, а также продления им жизней.
Дорогие братья, уделом от Всевышнего называем обычно мирской удел, хотя это не только мирской удел, это и здоровье, и ильму, послушание Всевышнему, мудрость, праведная супруга, хорошее потомство, жилище. Кроме того есть очень много видов ризка, которых мы не видим и не замечаем, хотя они являются настоящим уделом, которым Всевышний нас наделил. Поэтому, дорогие братья, ризк играет очень важную роль в формировании нас как мусульман. Ризк нужно искать самым чистым образом, только дозволенным путём допустимо стремление к обладанию мирским уделом.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в хадисе говорит: «Джабраил внушил мне, что никакая душа не покинет этот свет, пока не получит сполна свой ризк. Вы бойтесь Всевышнего, о рабы Аллаха, вы будьте умеренными в поисках мирского удела». В другом варианте есть дополнение: «делайте красивыми и выбирайте лучшие ремёсла, выбирайте лучшие, чистые занятия, которые будут приносить вам ризк».
Поэтому, дорогие братья, наибольшую роль в нашем спасении играет профессия, то, чем мы занимаемся. Потому что, если человек привыкнет к плохому источнику, к плохому заработку, то ему трудно бросить его, трудно отказаться, и надо быть очень внимательным при выборе рода деятельности. В первую очередь необходимо следить за тем, чтобы деятельность была дозволенной, чтобы твой заработок был чистым, иначе гарантированно несчастье и банкротство в Судный день, поэтому когда кто-то добывает свой ризк всякими мошенническими операциями, всякими ухищрениями и т. д, то это мерзкий ризк, мерзкое пропитание, которое приносит несчастье не только в этом мире, но, конечно же, и в вечной жизни.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ты ешь чистое, дозволенное, на твою мольбу Всевышний ответит». Всевышний не отвечает на наши мольбы тогда, когда мы питаемся запретным, когда мы зарабатываем запретным образом свой удел, здесь дозволенный заработок достаётся с очень большим трудом. Если посмотреть, на рынке человеческой деятельности харама больше и приобрести, заработать харам намного легче, не так ли? А приобрести халял намного тяжелее, в этом заключается величайшая мудрость Всевышнего Аллаха, суть нашего испытания Всевышним.
Если бы дозволенный ризк доставался более лёгким образом и все бы имели эту возможность, то мало было бы тех людей, которые искали дозволенный ризк ради довольства Аллаха, они бы зарабатывали дозволенный удел, чтобы насытить свои физические потребности, но не ради Всевышнего Аллаха. Ведь дозволенный удел раб Аллаха ищет и достигает ради Всевышнего Аллаха, к этому идут с большим трудом. И поэтому Аллах сделал трудным путь к дозволенному, но это не является непостижимым путём.
Если человек довольствуется тем, чего он достиг посредством халяла, то этого ему вполне достаточно, он чувствует себя душевно богатым и не испытывает никакого ущемления, чувствует себя и сытым, и одетым. Аллах в Коране говорит (смысл): «Я сделал всё, что на земле, красотой для земли, для того чтобы испытать людей, посмотреть, кто из них будет поступать наилучшим образом». Непременным признаком имана является то, что мумин избрал дозволенный источник доходов. Только с помощью этого его религия будет сохранена, и он будет спасён и в этой, и в вечной жизни.
Надо помнить, что настоящие ценности – это духовные ценности, ценности имана. Вспомним, кому Всевышний даровал мирские богатства! Всевышний дарует всякому: праведному и неправедному, верующему и неверующему. Вспомним, как Всевышний даровал царство, силу, мощь Фиравну, которого Аллах ненавидит, и также даровал Своему любимчику Пророку Сулейману (мир ему), также обогатил ненавистного Им Каруна и даровал богатство Абдурахману бин Авфу, которого любит. Но любимым из своих рабов дарует только познания, только богобоязненность. Вспомним хадис, где сказано: «Тому, кому Аллах желает счастья, блага, Он предоставляет знания, понимание религии».
Истинные знания в религии получают только любимые рабы. Также Аллах, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение), говорит: «Всевышний обучил тебя тому, чего ты не знал, а это великая щедрость Аллаха». Аллах к щедрости относит именно такой ризк – духовные, а не мирские богатства. Значит, самое настоящее богатство, которое ты ожидаешь от Аллаха, это знание Аллаха. Ибо когда ты познаёшь Аллаха, ты познаёшь всё, или, если ты найдёшь Аллаха, ты найдёшь всё, если не найдёшь Аллаха, то потеряешь всё. Аллах на стороне того, кто познал Его, а того, кто далёк от Аллаха, кто сможет защитить и спасти? О том богатстве, которое Аллах уготовил для Своих любимых рабов в Раю, он говорит: «Я приготовил Своим праведным рабам то, что не видел глаз, не слышало ухо и не приходило в мысли человека».
Именно в этом заключается вечное богатство и вечное счастье для людей. Некоторые недоумевают, когда Аллах лишает, какого-либо из своих рабов мирского богатства, считая это ущемлением. Аллах об этом в Коране говорит (смысл): «Когда Аллах испытывает человека, то дарует ему мирские богатства, и человек говорит, что Аллах проявил к нему почтение, а когда Аллах испытывает и ущемляет его мирской удел, то он говорит, что Господь принизил его, обездолил». Ведь в том, что Аллах меняет наше состояние, предоставляя порой богатства, порой лишая их, в этом также есть великая мудрость Аллаха, которая известна только Ему.
Потому что Аллах в Коране говорит (смысл): «Аллах знает, кому даровать свои богатства». Когда Аллах кого-либо из нас лишает мирского удела, в этом часто выражается милосердие Аллаха. Аллах в Коране говорит (смысл): «Если бы Аллах расширил рабам щедроты мирского богатства, то они начали бы творить бесчинства на земле. Всевышний Аллах производит соразмерено, как Ему угодно. Он лучше знает и видит своих рабов».
Есть удивительные хадисы Пророка (мир ему и благословение), которые очень чётко демонстрируют великую мудрость Аллаха: «Среди моих рабов есть такие, чей иман сохраняется только благодаря богатству, если Я его сделаю бедным, то он станет неверующим. Среди моих рабов есть также те, чей иман сохранится благодаря бедности, если он станет богатым, то он станет неверующим».
В другом хадисе сказано: «Среди моих рабов есть такие, которые сохранят свой иман из-за болезни, если Я его оздоровлю, то он станет неверующим. Есть такие, которые спасут иман благодаря здоровью, если он заболеет, станет неверующим». Видите, даже в этом Всевышний проявляет милосердие. Поэтому когда Всевышний уменьшает наш удел, это не лишение, а также когда Он даёт богатство – это тоже не богатство, это испытание.
Источник
Что такое ризк? От чего он зависит?
Многие мечтают стать богатыми и успешными. Они стремятся работать в высокооплачиваемых работах, носить стильную одежду хорошего качества, водить машину последней модели и жить в роскошном доме. Если одним людям все эти блага достаются очень легко, то другим остается мечтать обо всем этом, несмотря на то, что трудятся с утра до вечера, не покладая сил. В чем причина этого? Здесь то, в дело вступает такое понятие как ризк.
Ризк – удел человека в этом мире. Ризк может быть как материальным, так и духовным. Например, если такие вещи как одежда, машина, еда, дом относятся к материальным, то образование, познание Аллаха считается духовным ризком.
Мусульманин должен быть убежден всем сердцем в том, что лишь Аллах дает его ризк.
В сороковом аяте суры «Рум» говорится о том, что «… Аллах — Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием».
Нерелигиозный человек может присваивать все блага, которым он обладает, к себе, к своей заслуге. От него можно услышать такие слова как: «Я достиг материальных благ благодаря своему интеллекту, своему труду». Некоторые люди считают, что их кормит их профессия. Такие мысли противоречат исламу.
Вышеперечисленные вещи как работа, знание, власть – не являются источниками нашего ризка. Мы их называем «условиями ризка». Так как, единственным источником нашего ризка являются лишь один Аллах, одно из имен которого Ар-Раззак.
Для лучшего понимания приведем примеры:
1) Представим человека, который работал в течение всего месяца, не покладая рук. В конце месяца, едва он успели получить в свои руки зарплату, как его деньги украли. Или же скажем, что в конце месяца компания объявила о банкротстве, и не выплатила зарплату своим работникам. В такие моменты мы часто слышим, как люди говорят «значит, это не было его ризком». Если же работа была бы источником ризка, то по выполнению своих обязательств каждый человек, как по неизменному закону, должен был бы получать свою оплату. Но в реальности мы видим, как часто нарушается этот «закон».
2) Представим теперь другого человека, у которого есть брат в Америке. В один день он узнает о смерти своего единственного брата, более того, его ставят в известность о том, что его богатый брат оставил ему огромное наследство. Теперь он становится обладателем миллионного состояния, не приложив при этом никакого труда: ни физического, ни интеллектуального. Он, несмотря на отсутствие всех условий для получения ризка, стал обладателем огромного богатства. Значит, это было его уделом. Аллах в 37-ом аяте суры «Аль-Имран» говорит: «Аллах дарует пропитание без счета, кому пожелает».
У вас может возникнуть вполне логический вопрос: «В таком случае, зачем мне работать, прикладывать усилия?»
Приложения труда и поиска своего ризка является обязательством каждого мусульманина. Люди для достижения своего ризка выбирают свой путь и методы. Некоторые идут дозволенными путями, некоторые же – запретными. Поиск своего ризка через дозволенные вещи расценивается как вид поклонения.
Вспомним хадис, в котором, Пророк (мир ему) встретил своего сподвижника Саада ибн Муаза и крепко пожал ему руку. Сжимая его руку, Пророк ощутил грубоватые мозоли на руках Саада и поинтересовался, как они образовались. Саад объяснил, что это мозоли от его работы, которой он занимался, чтобы обеспечить свою семью пропитанием, на что Пророк воскликнул: «Вот это и есть руки, любимые Творцом!»
Мусульманин обязан прикладывать все усилия для того, чтобы найти свой ризк, но результат всегда должен оставлять на Аллаха. Если он получает ризк, то благодарит Аллаха, если нет, то проявляет терпение. Мы должны всегда помнить о том, что Аллах испытывает людей разными способами. Некоторых он испытывает богатством, других – бедностью. Человек должен помнить, что это временный мир, где он должен стремиться к довольству Аллаха и достойно пройти все испытания.
Капиталистический взгляд на религию
Может ли мусульманин быть богатым?
Есть мнение, что мусульманин не должен стремиться к материальному достатку. Это опять таки является заблуждением.
Согласно исламу, деньги, богатство не являются чем-то запрещенным. Лишь отношение человека к деньгам, его путь достижения этих благ имеют значение для Аллаха. Мусульманин обязан приложить усилия для достижения материальных благ (конечно, лишь дозволенными путями), однако, деньги не должны стать целью его жизни, не должны отвлекать его от поминания Аллаха, не должны руководить его поступками. Люди, для которых деньги становятся целью, оказываются в проигрыше.
Мусульманин должен использовать богатство, данное ему от Аллаха ради достижения довольства Аллаха, и тратить на правильном пути.
Источник
Исламский форум
Знание прежде всего
Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)
Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)
Сообщение A’mash » 31 авг 2015, 18:56
Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Всевышний Аллах сказал: «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано. Клянусь Господом неба и земли, что это является истиной, подобно тому, что вы обладаете даром речи!» (аз-Зарият 51: 22-23).
Всевышний Аллах также сказал: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ 11: 6).
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах завершил четыре вещи для сына Адама: его облик, нрав, удел и срок». ат-Табарани в “аль-Аусат” 1560, аль-Къуда’и в “аль-Муснад” 601. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4200.
Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Святой дух (ангел Джибриль) внушил мне, что человек не умрет, пока не придет его срок и пока он не исчерпает своего удела. Так бойтесь же Аллаха, и стремитесь к уделу наилучшим образом. И пусть задержка в получении удела ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 10/27, аль-Къуда’и в “аль-Муснад” 1151. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2085.
Однако многих мусульман интересует определение понятия «ар-ризкъ», что имеет отношение к нему, касается ли это именно пропитания, или же это включает в себя также имущество, одеяние и все прочее, что достается человеку из благ мира этого?
Чтобы понять это, необходимо обратиться к значению этого термина в языковом и шариатском определении.
Определение понятия «ар-ризкъ»
Следует отметить, что языковое и шариатское определение понятия «ар-ризкъ» одинаковы. Слово «ар-ризкъ» множественное от «аль-арзакъ» применяется к любому благу, которое было даровано человеку Всевышним в мире этом или в мире ином. См. “аль-Муфрадат” 194.
Сказал Ибн Манзур: “ар-Ризкъ – это все, что поддерживает жизнь всякого существа, будь это материальным благом или же духовным”. См. “Лисан аль-‘араб” 10/115.
Итак, «ар-Ризкъ» – это все, что было даровано Аллахом Его творениям, независимо от того, приобрели они это путем заработка, или же не приложив никакого усилия. Со слов Халида ибн ‘Ади (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кому-то досталось от его брата-мусульманина что-то благое без просьбы и желания, то пусть примет это и не отвергает. Ведь поистине, это удел, который направил ему Аллах». Ахмад 4/220, Ибн Хиббан 854, аль-Хаким 2/62. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар, имам аш-Шаукани, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль. См. «Ахкам ас-сугъра» 373, «Тахридж аль-Ихья» 4/255, «аль-Исаба» 1/409, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1005, «ас-Сахих аль-муснад» 333.
Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти. А затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, и получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным». аль-Бухари 3208, Муслим 2643.
Шейх Ибн ‘Усаймин в комментарии к этому хадису сказал: “Слово «ар-ризкъ» в данном случае – это то, чем пользуется человек, и ризкъ бывает двух видов: Ризкъ, который поддерживает тело, и ризкъ, который поддерживает религию. Ризкъ, который поддерживает тело – это еда, питье, одежда, жилье, средство передвижения и тому подобное. А ризкъ, который поддерживает религию – это знание и вера. И в данном хадисе речь идет про оба вида ризкъа”. См. “Шарх аль-арба’ина ан-Науауия” 101.
Одним словом, понятие «ар-ризкъ» является всеобъемлющим, включающим в себя как мирские блага, так и духовные. К этому имеет отношение то, что человек кушает, надевает, приобретает, одним словом все, что он использует во благо себе. См. “аль-Му’джам аль-икътисад аль-ислями” 83.
Как и имущество – это ризкъ, как сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы одарили вас» (аль-Бакъара 2: 254).
Также и вера – это ризкъ, религиозные знания, благой нрав, праведная жена, все это ризкъ. Как и награда, которой удостоится мусульманин в Судный день также является ризкъом. Всевышний Аллах об этом сказал: «Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!» (ат-Талякъ 65: 11).
Более того, даже приобретенное запретным способом является ризкъом, однако такой вид ризкъа является запретным и обернется вредом для получившего такой ризкъ. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Слово «ар-ризкъ» означает: то, что сделал дозволенным Всевышний Аллах для раба и даровал ему это. Также под этим словом подразумевается то, чем питается раб. Касательно первого случая – это слова Аллаха: «Которые расходуют из того, чем Мы одарили их» (аль-Бакъара 2: 3). И слова: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы одарили вас» (аль-Бакъара 2: 254). В данном случае речь идет о дозволенном ризкъе, и к нему не имеет отношение вино и прочий запрет. Второй вид, это то, о чем сказал Аллах: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ 11: 6). Всевышний Аллах наделяет уделом и животных, однако не описывает их теми, кто владеет чем-то или тем, что Он сделал это дозволенным для них. Ведь на животных нет никакой обязанности. Точно так же и дети, и сумасшедшие, однако их ризкъ не является приобретенным ими или запретным для них. Но, запретным является некоторое из того, чем питается раб, и это также из числа ризкъа, о котором известно Аллаху, что он употребляет его. Запретный ризкъ так же из числа того, что установил Аллаха, и что записали на роду ангелы, и это имеет отношение к тому, что желает Аллаха и творит. Но вместе с тем, это то, что запретил Аллах, и пожирающий запретное заслуживает гнев Аллаха, порицание и наказание в зависимости от заслуженного им”. См. “Маджму’уль-фатауа” 8/545.
Всевышний Аллах сказал: «Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и благой удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (ан-Нахль 16: 67).
Всевышний не включил в данном аяте одурманивающие напитки в благой удел, разделив их.
Одним словом, Аллах установил два вида ризкъа: дозволенный и запретный, но дал выбор Своим творениям, какой ризкъ они выберут для себя.
К запретному ризкъу имеет отношение как заработанное на запретном, даже если на эти деньги затем были куплены дозволенные продовольствия, так и употребление запретного в основе, как спиртное, заколотое не с именем Аллаха, свинину и т.п.
Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (ат-Талякъ 65: 2-3).
Значения слова «ар-ризкъ» в Коране
Слово «ар-ризкъ» упоминается в Коране сто двадцать раз. См. “аль-Му’джам аль-муфахрас ли-альфаз аль-Къуран аль-карим” 311.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Толкователи Корана упоминали, что слово «ар-ризкъ» в Коране приходит с десятью значениями.
Одно из значений – это «дар», и об этом слова Всевышнего: «Которые расходуют из того, чем Мы одарили их» (аль-Бакъара 2: 3). И слова: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы одарили вас» (аль-Бакъара 2: 254).
Второе значение – это «еда», и об этом слова Всевышнего: «Всякий раз, когда им (обитателям Рая) будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: “Это уже было даровано нам прежде”» (аль-Бакъара 2: 25).
Третье значение – это «завтрак и ужин», и об этом слова Всевышнего: «Они не услышат там (в Раю) празднословия, но услышат приветствие миром. Для них там приготовлен их удел утром и вечером» (Марьям 19: 62).
Четвертое значение – это «дождь», и об этом слова Всевышнего: «В смене ночи и дня, в уделе, который Аллах ниспосылает с неба и посредством которого Он оживляет землю после ее смерти, и в смене ветров есть знамения для людей разумеющих» (аль-Джасия 45: 5).
Пятое значение – это «расходование», и об этом слова Всевышнего: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (аль-Бакъара 2: 233).
Шестое значение – это «фрукты», и об этом слова Всевышнего: «Каждый раз, когда Закарийя входил к ней (Марьям) в молельню, он находил возле нее пропитание» (Али ‘Имран 3: 37).
Седьмое значение – это «награда», и об этом слова Всевышнего: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (Али ‘Имран 3: 169). И слова: «Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!» (ат-Талякъ 65: 11).
Восьмое значение – это «Рай», и об этом слова Всевышнего: «А удел твоего Господа лучше и долговечнее» (Та ха 20: 131).
Девятое значение – это «посев и скот», и об этом слова Всевышнего: «Скажи: “Что вы скажете об уделе, который ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а часть – дозволенной?”» (Юнус 10: 59).
Десятое значение – это «благодарность», и об этом слова Всевышнего: «Неужели вы не веруете в это повествование и делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?» (аль-Уакъи’а 56: 81-82) ”. См. “Нузхатуль-а’юн ан-науазыр” 324-326.
Источник