Четыре удела Божией Матери на земле и Богородица в Дивеево
Дивеево принято называть четвертым уделом Пресвятой Богородицы. Об этом слышали многие, но не все понимают, что же это такое? Иногда у людей даже возникают мысли, что кроме этих мест – святынь больше нет, хотя это вовсе не так. Святых мест на земле много, но именно четыре удела – Иверия, Афон, Киево-Печерская лавра и Дивеево находятся под особым покровительством Богородицы. Для того чтобы понять, как это произошло, придется обратиться к истории.
Четыре удела Богородицы на земле
После Вознесения Господа апостолы решили собраться в Сионской горнице, дабы бросить жребий. Речь шла о проповеди Евангелия всему миру, а жребий должен был помочь выбрать каждому страну. Богоматерь также изъявила желание участвовать в жребии и идти с проповедью туда, куда направит Её Сам Бог. Жребий пал на Иверию.
Пресвятая Богородица с радостью хотела тут же отправиться в Иверскую страну, но Ангел Божий остановил Её: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд проповедования в земле, в какую направит Тебя Бог». Вместо Пресвятой Богородицы в Иверию отправился Андрей Первозванный. Апостол также с радостью подчинился воле Божией и проповедовал в Иверии некоторое время, укрепляя в вере тех, кто этого хотел. А Матерь Божия возносила молитвы о народе Иверии и ждала Божьего благословения на проповедь.
В 48 году Пресвятую Богородицу настигли гонения, воздвигнутые Иродом в Палестине. Ей пришлось скрываться вместе с апостолом Иоанном Богословом. Они направилась на Кипр. В то время там жил воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь, ставший епископом Кипра. Но на море началась буря, и путешественникам пришлось пристать к берегу Афонской горы.
Красота Афона и гостеприимство местных жителей восхитило Богородицу, и Она упросила Сына Своего, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. И был глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После проповеди Матери Божией, местные жители приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.
Впоследствии будущие подвижники приходили на Афон по особому повелению Богородицы. Но и с Афона уходили просвещать новые земли христианской проповедью тоже по особому благословению Богородицы. Например, как это было в начале XI века.
Возле монастыря Эсфигмен подвизался монах Антоний, проживавший ранее в Киевской Руси. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину.
Будущий великий подвижник монах Антоний повеление исполнил, но первый раз прожил на Руси не долго, и вскоре вернулся на Афон. Но игумену Феоктисту снова было Божие откровение о будущем подвижнике. И вот, в 1028 году Антонию пришлось вернулся на Русь.
Будущая обитель зарождалась в маленькой пещере на берегу Днепра, где преподобный Антоний постился и молился Богу. К нему приходили желающие подвизаться в монашеском подвиге, и вскоре стало очевидным, что на сем месте надо создавать монастырь, который впоследствии стал Киево-Печерской лаврой и Третьим Уделом Пресвятой Богородицы.
Интересно, каким чудесным образом сохранялась преемственность от одного богородичного жребия к другому. Так, будущая матушка Александра, (а пока Агафья Семеновна Мельгунова) – первоосновательница Дивеевской обители овдовев, подвизалась во Флоровском монастыре, что близ Киево-Печерской лавры.
Как-то Агафье Семеновне было видение. Сама Пресвятая Богородица говорила ей:
«Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»
Повеление Матери Божией Агафья Семеновна исполнила, и вскорости отправилась на север. Примерно в 1760 году она добралась до Сарова. И вот в двенадцати верстах от монастыря – в селе Дивеево – случилось новое чудо. Присела матушка отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и услышала слова Богоматери.
«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
4 удел Богородицы – Дивеево
Именно с тех пророческих слов Богородицы будущей матушке Александре и началась Дивеевская обитель. А вместе с монастырем росло и трепетное отношение к Богородице. Здесь Её почитали по-особому, и во всех житейских бедах и трудностях прибегали к Ней в молитвах, как к главной Заступнице.
В Серафимо-Дивеевском монастыре находится большое количество храмов, посвященных именно Богородице. Старейшей из них является Казанская церковь, построенная на том самом месте, где и было явление Богородицы матушке Александре. В 1829 – 30 годах к паперти Казанской церкви были пристроены два храма, один из которых был в честь Рождества Богородицы.
В Троицком, главном соборе два придела освящены в честь икон Богородицы. Это нижний правый в честь иконы Божией Матери «Умиления», и правый верхний в честь Владимирской Оранской иконы Богоматери. В Преображенском соборе правый верхний предел освящен в честь Тихвинской Иконы Богородицы.
Во пределах святой Канавки находятся монастырские больница и богадельня для стареньких монахинь. Так вот, больничная церковь 1 октября 2008 года была освящена в честь иконы Божией Матери «Целительница». А двумя годами ранее состоялось освящение в церкви «Всех скорбящих Радость» в богадельне.
Еще при жизни батюшка Серафим пророчествовал, что будет в Дивеево храм, посвященный иконе Богородицы «Умиление». И это пророчество сбывается на наших глазах. Уже построен Благовещенский собор, а, как известно, образ «Умиления» Серафимо-Дивееский относится к типу Богоматери «Благовещенской». Пока в соборе идет внешняя и внутренняя отделка и он закрыт для посещения. Служба там бывает лишь в нижнем пределе в честь Успения Божией Матери.
Есть еще небольшая Казанская церковь на Казанском источнике. Кстати, богородичных источников на дивеевской земле немало. Это и Казанский и Иверский источники, находящиеся непосредственно в Дивеево. И маленький родник, освященный в честь иконы Богоматери «Всецарица» (местоположение его недалеко от источника Михаила Архангела, близ деревни Маевка). В селе Кременки славится своими целебными водами источник Явленный.
В Серафимо-Дивеевской обители можно поклониться и чудотворным иконам – Казанской и «Умилению». О скорой помощи после молитв у этих икон свидетельствуют украшения на киотах, подаренные благодарными людьми.
Богородица на Канавке в Дивеево
Но самая главная Дивеевская святыня – и единственная в мире – это святая Канавка. Построенная по повелению Самой Богородицы, она является местом особой молитвы. Именно сюда приезжает большинство паломников, дабы хоть раз в жизни исполнить молитвенное богородичное правило непосредственно на Канавке. И люди чувствуют благодать над этим местом, иногда кажется, что даже воздух здесь иной.
Усердная молитва на святой Канавке творит чудеса. Страдающие бесплодием вымаливают здесь детей, бедные студенты ищут помощи перед поступлением в ВУЗы. Решившие переехать в Дивеево и уставшие от поисков подходящего жилья тоже идут на Канавку, чтобы со слезами попросить помощи у Богородицы. Впрочем, сюда идут с любой бедой и проблемой, с охладевшем сердцем, с неспокойной душою. И многие именно на Канавке получают не только просимое, но и особое утешение от Богородицы.
Многие с удивлением узнают, что на Канавке молится можно и в 3 часа ночи. И здесь у недоумевающих паломников возникает сразу два вопроса: как это можно осуществить технически, монастырь-то на ночь закрывается? И откуда пошло такое поверье?
Вот тут придется снова обратить взор к истории. Мы приведем выдержку из одного документа, речь в котором идет о всех четырех уделах Богородицы и о самой Пречистой.
В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года
«служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея (Богородицы) для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».
Николай Александрович Мотовилов был верным чадом батюшки Серафима, и много бесед душеспасительных, которые вел с ним старец. записал потом для всех православных потомков. Так вот, по преданию именно на границе ночи и раннего утра Богородица и посещает Дивеево, и в три часа ночи идет по Канавке. И многие благочестивые монахини и в прошлое время, и уже в наше видели следы ее.
Что касается технического момента: как попасть в монастырь ночью, то это решаемо. Ведь об этом предании знают и монахини. И у охраны есть благословение пускать паломников на Канавку на ночную молитву. Но попасть в монастырь в это время можно только из центральных, главных ворот, остальные ночью закрыты. В конце и начале Канавки дежурит охранник, и ночных молитвенников никуда кроме Канавки не пустят. Так что не советуем искателям приключений искушать судьбу и пытаться гулять по ночному монастырю.
В завершении всем паломникам хочется сказать, что если приезжать в Дивеево без придуманных ожиданий, а с чистым сердцем, то можно прочувствовать благодать. Особое покровительство Богородицы над святой обителью и Дивеевом в целом. Прочувствовать, не смотря на внешние неустройства, искушения и суету.
Как и при зарождении обители, Богородица обещала хранить Дивеево, так и сейчас хранит. А нам лишь остается благодарно величать Пресвятую Богородицу и прибегать к Ней в молитве.
Источник
Уделы Пресвятой Богородицы на Земле. Все на карте
Уделы Пресвятой Богородицы – это священная земля, по приданию находящаяся под покровительством святой Девы Марии. Расположившиеся в 4-х концах света эти территории, согласно письму, полученному императором Николаем I, каждые 3 часа посещает сама Царица Небесная, неся на землю умиротворение и благодать, а также охраняя спокойствие живущих на ней праведных христиан.
Иверия
Уделы Пресвятой Богородицы на Земле – это особые для каждого православного христианина места, наполненные истинной благодатью и верой.
Описание
Иверия – первый земной удел Царицы Небесной, получивший своей статус еще при жизни Святой Девы Марии. Расположенная в западной части Закавказья на восточном побережье Черного моря эта небольшая страна, впоследствии переименованная в Грузию, стала первым жребием, выпавшим Пресвятой Богородицы.
Уделы Пресвятой Богородицы на Земле
Города Тбилиси, Мцхета и крепость Ацкури признаны важнейшими христианскими святынями, получившими свой статус благодаря богоугодным делам Святого Андрея Первозванного и Святой Нино.
История
По приданию, в 44 году до н.э., после начала жестокого преследования христиан Иродом Агриппой оставшиеся в живых ученики Христа, опасаясь за свои жизни, бросили жребий, призванный решить – в какую часть света она должны нести слово Божие. Богоматерь пожелала принять участие в жеребьевке и уже была готова отправится в доставшуюся ей Иверию, как снизошел к ней сын ее, Иисус, повелевший отправить вместо себя туда апостола Андрей.
Благословив святого Андрея, Богоматерь пообещала никогда не оставлять жителей выпавшего ей удела и просить о даровании им милости всемогущего сына своего.
С благословения Девы Марии апостолы Андрей и Симон отправились в Ацкури, расположенный на юге современной Грузии, где не только проповедовали Христианство, но и воскресили умершего сына вдовы местного правителя. На месте воскрешения и была построена и первая христианская церковь, впоследствии преобразовавшаяся в кафедральный собор Ацкурской Богоматери.
Благодаря чудесам святого Андрея, «Слово Божие» стало укрепляться на грузинских землях, но окончательно господствующей религией христианство стало здесь в IV в. при содействии равноапостольной Нины.
Появившаяся на свет в Каппадокии будущая святая с детства мечтала поклоняться Хитону господнему, находящемуся в Мцхете, но прежде чем оказаться здесь встретилась во сне с Пресвятой Богородицей, вручившей ей крест из виноградной лозы и наказавшей проповедовать христианство на землях Иверии. Подчинившаяся воли Девы Марии Нина вплела в свои волосы крест и отправилась в грузинские земли, где избежав по пути множество опасностей, поселилась в ежевичном шалаше у северной границы Мцхета.
По просьбе царя в Иверию были направлены из Византии епископ Иоанн вместе со священником Иаковом и неизвестным диаконом, проведшие в 326 г на месте слияния рек Арагви и Куры обряд крещение грузинского народа.
Паломничество
Грузинские города Тбилиси и Мцхете, а также крепость Ацкури являются главными религиозными центрами современной Грузии.
Долгое время Ацкури, хотя в результате землетрясения и утратил звание политического центра страны хранил в своем кафедральном соборе иконе Ацкурской Богоматери, по преданию дарованную святому Андрею самой Девой Марией перед отъездом в Иверию. Именно с этой простой доской, на которой запечатлен нерукотворный лиц Богоматери, апостол и творил свои чудеса, а также спасал бедствующих и приносил погибель ее похитителям. Для поклонения иконе и был построен Кафедральный собор. Впоследствии лик Богоматери был перенесен в Гелатский монастырь, а оттуда в национальный музей Грузии.
Города Мцхете и Тбилиси считаются вторым религиозным центром Грузии. Именно здесь в ежевичном шалаше проповедовала святая Нино, на месте которого впоследствии был возведен женский монастырь. На всех холмах Иверии возведены кресты и церквушки, напоминающие о деяниях апостолов, святой Нино и ее брата, Георгия Победоносца.
Сегодня грузинская церковь отделена от других и имеет своего собственного главу – патриарха. Ежегодно в священные города Тбилиси и Мцхете отправляются тысячи паломников, стремящиеся почтить земли первого на земле удела Пресвятой Богородицы.
Добраться до крепости Ацкури, расположившейся между Боржоми и Ахалцихе можно на автобусе или автомобиле по трассе Ахалцихе-Тбилиси. Также сюда возят экскурсионные туры, рассказывающие о месте чудес святого апостола Андрея. В Мцхете, бывшую столицу Иверского государства, можно доехать на маршрутке, такси или арендованном автомобиле, проехав по трассе 25 км. Так же из Тбилиси в центр религиозной культуры ходят электрички, проводящие в пути около 30 мин и стоящие 1 лари.
Для христианских паломников организованы и специальные туры по святым местам Иверии, рассказывающие о становлении на грузинской земле христианства и знакомящие туристов с национальными грузинскими блюдами.
Гора Афон
Уделы Пресвятой Богородицы на Земле – жребий, выпавший Царице Небесной или выбранный ею по собственной воле для проповеди и утверждения идеалов христианского мировоззрения.
Описание
Гора Афон – второй земной Удел Богородицы, расположился на северо-востоке Греции, на острове Халкидики. Именно здесь, на высоте в 2033 м от уровня моря расположены многочисленные монастыре, населенные монахами отшельниками. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, но посетить священное для любого христианина место разрешается только мужчинам. Женщинам сюда вход воспрещен и самое большое, что они могут сделать – это насладиться видом резвящихся вокруг дельфинов, сопровождающих лодки с туристами во время морской прогулки.
История
Гора Афон получила статус второго Удела Пресвятой Богородицы еще при ее земной жизни. Именно сюда, спасаясь от гонения царя Ирода, во время сильного шторма отнесло корабль, на котором плыли Дева Мария и святой Иоанн Богослов. Первоначальным местом посещения Богородицы должен был стать остров Кипр, где служил епископом воскрешенный ее сыном четырехдневный Лазарь, но внезапно начавшаяся буря отнесла судно к подножию Афонской горы, населенной далекими от христианских идеалов язычниками.
Увидев в этом промысел Божий, Богородица вышла на берег и возвестила встретившим ее людям евангельское учение. Поразившись красотой встретившей ее земли, Богородица обратилась к сыну своему, с просьбой даровать ей земной удел, а получив дозволение, при помощи силы проповеди и многочисленных чудес обратила язычников Афона в христианство. Отплывая на Крит, Дева Мария дала собравшимся свое благословение, пообещав защищать их перед своим сыном небесным.
Впоследствии, Царица Небесная неоднократно приводила на Афон своих подвижников, среди которых был и преподобный Петр, считающийся основателем Афонского монастыря.
В 963-м году на горе был возведен древний монастырь, Великая лавра, а в 972-м году по договору с Византией Священная Гора была признана автономным государством. С течением времени количество жителей здесь только увеличивалось, а к XVI веку в 20 больших монастырях Афона проживало уже около 40 тыс. монахов.
До сегодняшнего дня автономный статус горы Афон остается неизменным. Жители монастырей также считаются гражданами Греции, но по факту управляются собственным Монастырским управлением, созданным в соответствии с Уставом. Греческое государство здесь представляет губернатор.
За многие тысячелетия образ жизни монахов не изменился. Сейчас здесь проживает около 1700 монахов, ведущих довольно строгий, аскетический образ жизни. Ни женщинам, ни многим видам домашних животных вход на Афон не разрешен. Сделано это из-за того, что по приданию сама Дева Мария избрала гору как место своего отдохновения от других лиц женского пола.
Паломничество
Сегодня гора Афон считается одним из излюбленных мест паломников, но попасть на него можно только по морю на пароме, отходящем по будням в 6:30 утра. Входить в территорию можно только мужчинам, а перед посещением требуется обязательная предварительная регистрация в Администрации паломников, расположившейся в Салониках. Запрос на регистрацию должен быть подан не позднее, чем за полгода до даты предполагаемой поездки, а в день подняться в монастыри разрешается только 10 верующим. Всего на территории находится 20 монастырей в каждом из которых посетители могут переночевать не более 1-го раза.
Для посещения открыты:
Монастырь Дохиар | Расположен на западном берегу и имеет сторожевую башню, что делает его немного похожим на приграничный форт. |
Ксенофонт | Построенный в X в. византийским вельможей Ксенофонтом и по традиции получивший его имя. |
Свято-Пантелеймонов монастырь | Обладающий величественным видом и населенный исключительно русскоговорящими монахами. |
Симонопетра | Получившая прозвище «орлиное гнездо» из-за своего расположения на горном склоне прямо над морем. |
Дионисиат | Место хранения самой древней афонской иконы, датируемой VII в. Интересно и местоположение монастыря, находящегося на южной точке острова и считающее территорией отшельников. |
Великая Лавра | Старейший и крупнейший из монастырей, основан в 693 г святым Афанасием у подножия горы Афон. Сейчас в нем проживает более 100 монахов. Так же здесь храниться знаменитая библиотека, включающая более 5000 разнообразных рукописных изданий. |
Каракал | Главный соборный храм монастыря, расположенный в 200 м над уровнем моря. |
Ставроникита | Монастырь, основанный в X веке и занимающий 15-е место в святогорской иерархии. |
Пантократор | Крепость с бойницами, разделенная на 2 внутренних двора построена в конце XIV века военачальником Алексием и благочестивым Иоанном. Построен монастырь в честь Преображения господня, а расписан в 1538-м году. |
Ватопед | Самый древний и богатейший из монастырей на Святой Горе, расплодившийся в маленькой, находящейся в северо-восточной части острова, бухте. |
Эсфигмен | Один из старейших афонских монастырей, датированный V веком и хранящий в себе множество христианских реликвий. Так же монастырь известен своей библиотекой, насчитывающей 8000 книг и 400 разнообразных рукописных изданий. |
Карея | Столица Афона и центр его политической жизни |
Киево-Печерская Лавра
Уделы Пресвятой Богородицы на Земле – это особые места, дарованные ей сыном небесным, место для молитв и отдохновения от суеты, а также убежище для всех, ищущих спасения.
Описание
Киево-Печерская лавра – третий земной удел Пречистой, расположившийся в самом центре Киева на высоком правом побережье Днепра и занимающий два холма, разделенных ложбинкой, спускающейся к водам реки. Вся по площади территория первого православного монастыря Киевской Руси занимает площадь в 30 гектаров, но паломников привлекает сюда не только сам монастырь, сколько его пещеры, ставшие основанием для строительства храма. Сейчас в составе Киево-Печерской лавры: 41 здание, включающее религиозный комплекс и постройки хозяйственного значения.
В современном комплексе 2 части:
Обе части разрешены для свободного посещения и в отличие от других религиозных мест не отличаются традиционной христианской строгость, а в 1992-м году комплекс был включен в список памятников, находящихся под защитой ЮНЕСКО.
История
Земным уделом Пресвятой Богородицы Киево-Печерская лавра стала благодаря деяниям преподобного монаха Антония. Появившийся на свет в Киевской Руси он пожелал вступить в число афонских монахов, но после принятия пострига Дева Мария явилась к игумену монастыря Феоктисту, наказав ему отправить Антония на родину, где он должен нести слово божие. Антоний вернулся в Киев в 1013 г. Здесь же возле села Берестово он вырыл себе пещеру, где не только жил, но и проповедовал Святое Евангелие.
Спустя 6 лет Антоний вернулся на Афон, но после воцарения на княжеском престоле Ярослава Мудрого к игумену Феоктисту вновь явилась Божья Матерь, наказав отправить монаха обратно на Русь, даровав ему благословение Святой Горы. В 1028-м г Антоний вновь появился в Киеве, на этот раз, вырыв себе пещеру на побережье Днепра. Здесь он продолжил свои богоугодные дела.
Постепенно его стали посещать христиане, многие их которых впоследствии приняли монашеский постриг. Чуть позже, рядом с пещерами был построен мужской монастырь – Киево-Печерская Лавра. Первоначально жизнь монахов сосредоточилась в пещерах, но по мере роста числа братии возникла необходимость в строительстве вначале деревянной, а потом и каменной обители.
Паломничество
Современная Киево-Печерская Лавра – это огромное религиозное сооружение, большая часть зданий которого выполняют функции православных достопримечательностей. Так в комплекс входит:
Успенский собор
Главный храмовый комплекс и древнейшее сооружение, заложенное в 1073-м году. Из-за смерти преподобного Феодосия строительство храма началось только спустя 2 года и закончилось к 1079-му году. Существует легенда, что ширина и длина храма составлены из в 20 и 30 золотых «поясов» преподнесенным в дар монахам варягом Шимоном.
По завершению строительство приезжие зодчие украсили здание мозаиками и фресками, к сожалению, не сохранившимися до наших дней.
Сейчас собор считается уникальным сооружением XII в. Венчает церковь купол, составляющий в диаметре около 9 м с мраморными нефами.
За годы своего существования собор подвергался разрушению дважды (в XIII и XX вв/), а окончательно восстановлен был только к началу 2000-х годов.
Трапезные церковь и палата
Самое заметное сооружение XIX века, построенное на месте бывшей монастырской столовой. Из-за недостатка места ее расширили, дополнительно присоединив к ней храм святых Антония и Феодосия Печерских. Здесь же, под трапезным залом находиться и могила П. Столыпина.
В период войны здание трапезной было разрушено, но впоследствии успешно восстановлено.
Большая Лаврская колокольня
6-я из самых высоких колоколен в мире появилась XVIII веке. Диаметр смены первого яруса здесь составляет около 8 м, а для покрытия купола было затрачено приблизительно 3,5 т сусального золота.
Троицкая Надвратная церковь
Центральный вход в Киево-Печерскую Лавру, датированный XII веком и впоследствии неоднократно реконструированный. Все внутреннее пространство храма здесь поделено при помощи массивных колонн, на каждой из которых помещены красочные фрески с разнообразными библейскими сюжетами. В центре церкви размещен деревянных 3-хярусный иконостас, украшенный золотом, чьи деревянные рамы выполнены в техники ручной сквозной резьбы.
Пещеры Киево-Печерской Лавры
Главная достопримечательность комплекса, состоящая из ближних пещер, растянувшихся на протяженность в 400 м и уходящих на глубину в 10-15 м и дальних – с протяженностью в 300 м на глубине 20 м. Здесь расположены кельи святого Антония и игумена Феодосия, а также действующая церковь и усыпальница, где упокоились нетлеющие мощи святых.
Кроме собора гости комплекса могут посетить и находящиеся здесь музеи.
Религиозно-светский комплекс открыт для свободного посещения ежедневно (кроме 1 января):
Стоимость входного билета составляет 15 гривен.
Посетить комплекс можно как самостоятельно, так и в составе экскурсии. Поскольку территория здесь огромна и расположена на холмистой местности гостям рекомендуется позаботиться об удобной обуви. Женщинам так же необходимо при входе в храмы покрывать голову платком.
Серафимо-Дивеевский монастырь
Уделы Пресвятой Богородицы на Земле – места особой благодари, созданные избранными во славу и повелению Царицы Небесной.
Описание
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — одна из крупнейших женских обителей, созданная по воле Пречистой в селе Дивеево под Нижегородской областью (граничащем с республикой Мордовия и расположенном на побережье реки Вичкинзы). Православный центр почитается христианами как 4-й «земной Удел Пресвятой Богородицы», и по пророчеству святого Серафима Саровского впоследствии должен будет приобрести статус единственной женской лавры в мире.
История
Начало образования монастыря дотировано XVIII в., когда богатая киевская помещица Агафья Мельгунова внезапно овдовев, решила сохранить чистоту своего вдовства приняв монашеский постриг. Став монахиней Киево-Флоровского монастыря теперь уже Александра однажды во время полуночного бдения увидела лик Богородицы, наказавшей ей уйти из монастыря далее на север Руси и нести слово божие до того момента, пока не укажет ей место Царица Земная.
Обратившись за советом к монахам Киево-Печерской Лавры, Александра получила признание истинности своего ведения и отправилась странствовать по Руси. Во время пути из Мурома в Саровскую пустошь матушка остановилась на отдых в селе Дивеево. Здесь же ей во второй раз явилась Богородица, наказав, построить в этом месте монастырь, жители которого навсегда останутся под ее покровительством и защитой.
В конце XVIII в. на собственные деньги матушки Александры в Дивеево был заложен фундамент будущей церкви, а 6 лет спустя состоялось ее освещение.
Накануне своей кончины матушка Александра поручила свое богоугодное дело молодому иеродиакону Серафиму. А впоследствии к будущему святому Серафиму Саровскому явилась и сама Богоматерь, наказав продолжить строительство обители и заботиться о сестрах. Благодаря участию батюшки Серафима к Казанской церкви со временем была пристроена Мельничная община, населенная только избранными сестрами, отказавшимися от мирской жизни и собственной воли в пользу неустанного труда и молитв. Батюшка Серафим стал ангелом-хранителем жительниц монастыря, называя их сиротами и постоянно заботясь об их благополучии.
В 1842-м г община приобрела статус Серафимо-Дивеевской.
Паломничество
Современный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь – это соединение 4-х прекрасных соборов: Казанского, Троицкого, Преображенского и Благовещенского. В Троицком монастыре которого нашли успокоение останки батюшки Серафима Саровского.
В 16 км от монастырского комплекса в селе Цыгановка находится источник преподобного Серафима, по слухам обладающий целительной силой, а также источник имени преподобной основательницы монастыря Александры.
Духовным центром обители считается канавка Пресвятой Богородицы – тропа, которую Царица Небесная собственноручно измерила своим поясом, и по которой она еженощно обходит свой последний удел. Создана канавка была еще при жизни Серафима Саровского.
В церкви Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь ежедневно проходят службы.
Добраться до святыни можно из Нижнего Новгорода:
Для размещения паломников здесь предусмотрены 15 корпусов, оформляемых на условиях предварительного бронирования, и предоставляющих жилье от койко-места до комфортабельных апартаментов.
Богослужения здесь проводятся в 4-х храмах и начинаются в 5:15 утра. Помимо посещения литургии здесь также можно заказать обзорную пешеходную экскурсию по монастырю и прилегающей к нему территории.
Земные уделы Пресвятой Богородицы – благословенная земля, дарованная Царице Небесной сыном ее и находящаяся под особым покровительством Девы Марии. Основанные по всевышнему повелению здесь храмы и монастыри носят титул православных святынь и тщательно охраняются от посягательств, а также позволяют паломникам насладиться особой благодатью, миром и уединением, дарованным людям Всевышним.
Видео об уделах Пресвятой Богородицы
Четыре удела Пресвятой Богородицы:
Источник