что такое ударение 2 класс правило

Ударение – особенности в русском языке, как ставить знак

Чтобы устная речь была правильной и выразительной, важно уметь верно расставлять ударения. Для младших школьников это довольно трудная задача, справиться с которой легче, понимая значение ударений. Об особенностях русского ударения расскажет наша статья.

abf38bc5a0034bdcdcb669ceffc7275b

Понятие

Выделение голосом какого-то слова (словосочетания) во фразе, а в слове – определенного слога называется ударением.

В устной речи выделение происходит при помощи повышения (усиления) голоса или эмоционального (выразительного) окрашивания. На письме при необходимости используется специальный знак ударения ( ́ черточка над ударным слогом), но чаще для удобства ударную гласную обозначают заглавной (большой) буквой.

Подробнее рассмотрим первое. Именно оно вызывает больше всего сложностей, потому что ударение в русском языке всегда свободное. Выделяться в разных словах может любой слог: от первого до последнего (о́зеро, боло́то, река́). Для сравнения: во французском языке ударение фиксированное (падает только на последний слог). Даже заимствованные слова сохраняют место ударения (пальто́, жалюзи́).

Для каждого русского слова существуют нормы верного или предпочтительного произношения (орфоэпические), которые надо просто запоминать. Например: в словах с «ё» ударение будет падать именно на эту гласную (исключая составные и заимствованные). Если при постановке ударения возникают сомнения, стоит свериться со специальными словарями (орфоэпический, словарь трудностей или ударений).

Виды ударений в слове

Ударение в словах бывает:

В большинстве случаев ударение переходит на другой слог только в некоторых формах (до́м – до́ма (где), но дома́ (много) – дома́шний; но́мер – но́мера (чего), но номе́ра).

Сложные, составные, слова с вице-, сверх-, экс-, анти-, около- и пр. часто имеют два ударения. В первой части слова – второстепенное, во второй – главное (пят̀иэта́жный, э̀кс-мини́стр).

Назначение словесных ударений

Чтобы лучше понять, почему так важно использовать ударения, надо знать их функции:

Первую роль ударение выполняет всегда, а вторую – только в случаях, когда нужно различать похожие слова. Также дополнительно называют экспрессивную задачу ударения: повышение образности (выразительности) устной речи за счет усиленного выделения слога в каком-то одном слове фразы (Хоть ра́з в жизни постарайся сделать все правильно!).

Что мы узнали?

Ознакомившись со спецификой русского ударения (свободное), мы узнали, каким оно бывает (постоянное, подвижное), какую роль выполняет в речи (произносительную, смысловую). Выяснили, как поставить ударение правильно (знать значение слова, свериться со словарем). Чтобы быстрее заучить верное произношение, важно чаще просматривать специальные словари.

Источник

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации

Ударение в русском языке отличается подвижностью. Верно запомнить его место в словах – задача, с которой не справляются даже многие взрослые. Конечно же, сталкиваются с этой проблемой и дети. Как научить ребенка ставить ударение в словах? Существуют простые техники, которые помогут справиться с этой задачей. Регулярность тренировок – залог успеха.

Почему дети ошибаются?

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Для начала следует разобраться в том, почему дети ошибаются. Причины возникновения проблемы могут быть различными.

c221037e2d0116aac4a31ad81e8a0849 Вам будет интересно: Самоотвод — это добровольный отказ

Когда начинать занятия?

b6baabdf2ad211d90d728f3da696c2e9 Вам будет интересно: Онтологический статус: понятие, виды и их описание

Важно не только то, как научить ребенка ставить ударение в словах. Важно также правильно выбрать время для начала занятий. Необходимо учитывать то, что все дети разные. Один ребенок развивается быстро, у другого это происходит медленнее.

449a0d21a4a0d77762b9077c6359b0f3

Считается, что словарный запас, позволяющий строить фразы, формируется приблизительно к 3-4 годам. Необходимости в систематических занятиях в более раннем возрасте нет. Однако не стоит дожидаться и того момента, когда малыш пойдет в школу. Первоклассника научить правильно говорить сложнее, чем 4-5-летнее дитя. Решить проблему всегда труднее, чем предотвратить ее возникновение.

Как научить ставить ударение: правило №1

Итак, с чего же начать? Что маме и папе следует запомнить в первую очередь? Как научить правильно ставить ударение ребенка быстро и легко? В беседах со своим малышом необходимо всегда произносить слова правильно и четко. Это же нужно делать и в разговорах с другими взрослыми, которые слышит малыш.

Ни в коем случае нельзя коверкать слова, пытаясь сделать их милыми и детскими. С раннего возраста нужно объяснять малышу явления и предметы, комментировать свои действия. Замечательно, если при этом ребенок видит мимику, движение губ.

Как часто заниматься?

Положительный эффект зависит от регулярности занятий. По возможности мамы и папы должны упражняться с малышом каждый день. Однако форму занятий следует постоянно менять. В противном случае чадо начнет скучать, в связи с чем будет хуже воспринимать информацию.

7eb16f8785392a8361251b8faf154ccc

Чем с большим интересом занимается ребенок, тем больше пользы это ему принесет. Поэтому тренировки лучше всего проводить в игровой форме. Скучные упражнения малыш будет воспринимать как развлечения, если родители проявят немного фантазии.

«Угадываем слова»

Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.

Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.

«Позови меня»

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно с помощью упражнения «Позови меня»? Эта техника подразумевает, что предметы потерялись, к примеру, в лесу. Малыш должен позвать их, произнося названия на распев. Скажем, «табурееетка!», «тууумбочка!», «портфееель!».

Слова важно произносить нараспев, при этом их не нужно разделять по слогам. Помимо этого можно звать по именам друзей и знакомых, «искать» любимые игрушки и так далее.

«Молоточек»

ea813f734c735a22064bd99b925a3cd7

Использовать молоточек вовсе не обязательно. Как вариант, разрешается бить по столу кулаком или хлопать в ладоши. Это развлечение также придется детям по душе. Главная задача – выделить ударный слог с помощью громкого звука.

Народные методы

Народные методы также не следует сбрасывать со счетов. Их преимущество в том, что их эффективность проверена многими поколениями.

Для начала следует посадить малыша за стол. Свои кулачки он должен поставить на поверхность, расположив один на другом. Подбородок должен располагаться прямо над ними. Далее нужно вместе с ребенком произносить разные слова. Начать можно с простых, переходя к сложным постепенно. Подбородок будет касаться рук во время произнесения ударного звука.

Кубики Зайцева

Как научить первоклассника ставить ударение в словах? Для детей 6-8 лет идеально подходят кубики Зайцева. Особенность их заключается в том, что на каждой стороне изображен слог, а не буква.

87359e449f23720cc7aebe9089ba0107

Для начала родители могут сами составлять слова. Ребенок должен лишь поставить специальный кубик на ударный слог. Затем задание необходимо усложнить. Малыш должен складывать слоги в слова самостоятельно, подчеркивая ударение. Это занятие не только научит его правильно произносить слова, оно также развивает навыки чтения. К кубикам Зайцева прилагается методическое пособие, которое поможет сделать тренировки максимально эффективными.

Разные упражнения

Разобраться в том, где ставить ударение в слове, помогут и другие упражнения. К примеру, «Крик и шепот». Мама или папа называет проблемное слово. Ребенок должен сначала прокричать его во весь голос, а затем прошептать. Так малыш избавится от привычки разбивать слова на слоги.

845aee889adf7e0be33927c2b30bf65b

«Раскрась букву» — еще одно полезное упражнение, решающее проблему с неправильной постановкой ударения. Если ребенок уже умеет читать и писать, то его можно выполнять. Малыш должен написать проблемное слово, а затем закрасить ударную букву.

Помимо этого

Обязательно стоит обратить внимание сына или дочери на то, что существуют слова, которые имеют одинаковое написание, но отличаются ударением. Скажем, значение слова «атлас» зависит от того, какой слог выделяется.

Также малыш должен запомнить, что ударение всегда падает на гласный звук. Только его можно пропеть, протянуть. Объяснить ребенку необходимо и то, что слово не нужно произносить по слогам, чтобы найти ударный слог. Вместо этого надо произнести его нараспев, «позвать».

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Ударение» (2 класс)

Тема: «Ударение. Ударный слог».

Тип урока: Закрепление знаний.

Цель: Систематизация и совершенствование знаний об особенностях ударения русского языка.

· закрепить знания об особенностях ударного слога и роли ударения в речи;

· уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;

· формировать потребность и умение правильно произносить слова.

· развивать навыки постановки ударения в словах- омографах;

· развивать умение находить в слове ударный слог;

· воспитывать любовь к русскому языку с помощью пословицы;

· воспитывать доброжелательность к одноклассникам с помощью парных и групповых заданий.

· различать букву, которая всегда обозначает ударный звук;

· научиться ставить ударение на нужном слоге;

· различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов.

· формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

· формировать умение оценивать разного вида деятельности на уроке.

· уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска информации.

· уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

· оценивать правильность выполнения действий;

· уметь оценивать свою работу;

· уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

· уметь работать в группе и в паре;

· уметь слушать мнение других.

Оборудование: Проектор, презентация, видео, раздаточный материал- листочки с заданиями и рефлексия, наглядный материал-листочки.

— Посмотрите, внимательно у вас на столах должны лежать учебник по русскому языку, тетрадь, карточки с заданиями.

Проверяют готовность на урок.

К- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Мотивация к учеб. Деят.

— А наш урок я бы хотела начать с пословицы

«Нужно не просто знать, а заставлять знания работать!»

-Прочитаем её. Как вы понимаете?

-Я совершенно с вами согласна. Закрепление ранее изученного — самый хороший способ что- либо запомнить. То, что мы изучали ранее,

сегодня на уроке повторим. Будем активно отвечать на вопросы, слушать учителя и своих одноклассников.

Слушают, смотрят на слайд

К- уметь слушать мнение других.

Л- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

-Ребята, что такое ударение?

-Ребята, у вас на столах есть карточки под № 2.Положите его перед собой и послушайте задание. Работа в парах. Вам нужно найти и обвести слова, где правильно подставлены ударения.

-Проверяем правильность выполнения задания. Перед вами эталон, поставьте плюс, если правильно, если ошибка, то минус рядом ответом.

У кого всё правильно, поднимите руки.

-Ребята, открываем свои тетради. Пишем сегодняшнее число и классная работа.

-Это у нас словарное слово, не забудьте выделить орфограмму и поставить правильное ударение. Пишем до конца строчки.

-Проверяем, куда поставили ударение в слове собака?

-Правильно, а как вы смогли подставить ударение?

-Ребята, на какой звук падает ударение?

-Как называется слог, на который падает ударение?

-Как отличить ударный слог от безударного?

Вывод: В слове, если слог произносится сильнее других, громче и дольше, то это ударный слог. Гласный звук в таких слогах называется ударным. Значок ударения в слове ставится над буквой.

Остальные гласные звуки в слове называются безударными.

Проверяют правильность выполнения задания.

Пишут в тетрадях словарное слово и ставят ударение.

Ударный слог произносится сильнее и четче других.

Слушают и смотрят вывод на доске.

П-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

К-уметь работать в паре;

научиться ставить ударение на нужном слоге.

различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.

К- уметь слушать мнение других.

Постановка учебной задачи

-Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. Внимательно, слушайте.

«Однажды Артём проснулся рано. Был праздник день учителя. Папа ушёл, но оставил на столе записку. Прочтите её сами.

( Артём! Возьми собой гвоздики подари их твоему любимому учителю технологии, а ирис –твоему классному руководителю.)

Артём всегда слушался родителей. Вот и сейчас он взял большие гвозди и конфеты ириски и пошёл в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю технологии, а конфеты ириски классному руководителю. Они были очень удивлены. Может Артём что- то перепутал?

Давайте прочитаем записку ещё раз. Так там же сказано, нужно подарить гвоздики, а Артём подарил гвоздики. Почему так получилось?»

-Что Артём неправильно поставил, когда читал слова?

-Верно, ударение в словах «Гвоздики» и «Ирис».

-А какую цель можем поставить?

Скажите, как вы думаете, сегодня мы с вами будем изучать что-то новое, или закреплять уже изученное?

Закрепить знания об ударение.

Формулирую тему и цель урока

К- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

научиться ставить ударение на нужном слоге.

Р- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

-Ребята, давайте посмотрим на эти слова. Как вы думаете нужно ли в этих словах поставить ударение?

2. Весёлый, свёкла, ружьё.

­Поставьте знак ударения, какую закономерность вы заметили?

— Объясните, почему не ставится?
Верно.

Вывод: Если в слове один слог, то в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда произносится чётко.

Вывод: Буква ё всегда ударная, знак ударения не ставится.

-Ребята, а ударение может подать на любой слог?

Игра «Зоопарк». Работа в группах. Какие правила работы в группе знаете?

На доске картинки и название животных.

· 1 группа нужно выбрать и написать животных на карточке, в названии которых ударение падает на первый слог.

· 2 группа – на второй.

· 5 группа – на второй слог.

· 6 группа- на третий слог.

Картинки и названия: (на учебной доске) Кошка, бегемот, заяц, медведь, носорог, корова.

1 и 4 группа 1 слог: кошка, заяц.

2 и 5 группа 2 слог: корова, медведь

3 и 6 группа 3 слог: носорог, бегемот,

-Ребята, какой вывод сделаем?

-Вывод: В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударным может быть 1, 2, 3 слоги. В русском языке ударение является свободным.

-Молодцы, всё правильно сделали.

-Давайте, немножко отдохнём. Встаём аккуратно и повторяем.

Проговаривают правила работы в группе.

Р- высказывать своё предположение.

научиться ставить ударение на нужном слоге.

К-уметь работать в группе и в паре;

П- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Л- формировать умение оценивать разного вида деятельности на уроке.

Обобщение и систематизация знаний.

Сходство: слова пишутся одинаково.

Различие: ударение падает в разных слогах.

— Откройте учебники на странице 94 упражнение 158. Вам нужно написать слова, подбирая к словам пары. И поставить ударение в словах.

(По цепочки выходят к доске и пишут слова.)

-Внимание на эталон, проверяем, читаем по цепочки, правильно поставив, ударение.

-Ребята, что мы можем заметить?

-Верно, ударение меняет смысл слова.

Вывод: От правильной постановки ударения зависит смысл слова, то, что это слово обозначает.

— Внимательно смотрим и слушаем.

-Молодцы, вы справились с заданием.

— В русском языке много слов, в произношении которых мы можем сомневаться. Для этого существуют специальные орфоэпические словари, по которым мы можем правильно определить, как произносится слово.

-Например, кто хочет найти в словаре слово «Алфавит» в нашем словарике «Говори правильно» в конце учебника?

-На какой слог падает ударение?

Выполняют задание в тетрадях.

П- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов.

различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов.

К- уметь слушать мнение других.

-Теперь, я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2.). Выберите себе любую, с которой вы думаете, справитесь. № 1- легкая, № 2-сложнее. Внимательно читаете задание и выполняете его на этом же листочке.

На выполнение задания 3 минуты.

1 уровень. Поставьте ударение в выделенных словах.

Мы сегодня ели уху.

Комар подлетел к уху.

Прочитайте правильно слова. Поставьте ударение в словах. В скобках после каждого слова укажите цифрой, на какой по счёту слог падает ударение.

Поменялись листочками и проверяем простыми карандашами.

-Проверяем, кто сделал карточку №1?

-Кто сделал карточку под №2?

-Всё ли у вас правильно?

-Если всё было верно, то оценка-5. Если была одна ошибка, то оценка-4, если 2-3 ошибки, то оценка 3

-Молодцы, вы справились с заданием.

Выполняют самостоятельную работу по уровням.

Оценивают свою деятельность

научиться ставить ударение на нужном слоге.

Контроль усвоения знаний.

— Вы выполнили все задания успешно, думаю, что и следующее вы выполните без ошибок.

— Открыли страницу 95. Упражнение 160. Прочитайте задание и скажите, что надо сделать.

-Спишите слова. Обозначьте ударение.

-Выполняют задание в тетрадях.

различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов.

-Какую тему мы сегодня закрепили?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли, нашу цель?

— Что такое ударение? Какую роль выполняет ударение? В каких словах не ставится ударение?

-Правильно, что всех словах есть ударение; оно падает на гласную букву; слог на который падает ударение- ударный; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова.

-Выделение в слове голосом одного из слогов.

-Важную. Иногда ударение изменяет значение слова.

-Над словом из одного слога

Р- высказывать своё предположение.

Посмотрите на свои листы самооценки, сосчитайте сколько у вас плюсов.

Предлагаю через выполнение определенных движений дать оценку своей деятельности на уроке.

— присесть на корточки – были затруднения, и на листе самооценки 2 минуса.

Л- формировать умение оценивать разного вида деятельности на уроке.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация по русскому языку «Подготовка к написанию сочинения по картине И.Билибина » Гвидон и царица» (5 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку 4 класс «Справочная служба»

Презентация по русскому языку на тему «Правописание звонких и глухих согласных) 6 класс

Конспект урока по родному русскому языку по теме «Происхождение названий старинных русских городов»(5 класс)

Методическая разработка для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2022 «Задание 9»

Тестовые задания по русскому языку «Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5333120 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

placeholder

Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами

Время чтения: 1 минута

placeholder

Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц

Время чтения: 1 минута

placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

placeholder

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Чёрная пятница

На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Источник

Праздники по дням и их значения
Adblock
detector