«Убийства чести»: за что можно умереть в современном Афганистане (18+)
«Убийство чести» — убийство члена семьи, который навлек на семью позор неподобающим поведением. Под этим обычно понимают так называемые «моральные преступления»: измену, добрачные отношения или изнасилование. Однако мотивом могут выступать не только действия сексуального характера, но и вообще все то, что является табу в данном консервативном обществе: смена религии, развод, независимый образ жизни и даже вызывающая, с точки зрения местных норм морали, одежда.
География «убийств чести» необычайна широка — она в большей или меньшей степени охватывает регионы, где преобладающей религией является ислам. Масштаб проблемы не известен. Статистика, которую приводят гуманитарные организации, довольно скудна и далеко не всегда отражает реальное положение дел, а семьи избегают говорить о тех, кто навлек на них «позор».
Telegram-канал «Афганская голубка» рассказывает о специфике «убийств чести» в самой сложной стране Среднего Востока — Афганистане.
Список жертв
Одно из последних зафиксированных преступлений было совершено в мае этого года в провинции Бадахшан. Назиле было 18 лет. Она отказалась выходить замуж за человека, которого подыскали родители, и сбежала из дома с парнем, в которого была влюблена. Молодые люди нашли убежище в полицейском участке. Два дня спустя брат Назилы заверил полицейских, что девушку не будут наказывать, и забрал ее домой. Через час она была мертва: ее связали электрическим проводом, а потом нанесли несколько ножевых ранений. Брат бежал на подконтрольную талибам территорию.
Около полутора лет назад убийство журналистки Мины Мангал вызвало большой общественный резонанс. Мина вышла замуж за родственника, с которым была помолвлена в течение нескольких лет, и ушла от мужа вскоре после свадьбы из-за побоев и издевательств. Незадолго до гибели ей удалось добиться развода. После этого она регулярно получала угрозы в соцсетях — развод «опозорил» семью мужа, однако представители силовых структур не приняли мер и не предоставили Мине убежище. Ее застрелили на кабульской улице по пути на работу. Ее семья неоднократно заявляла, что убийцами были родственники мужа, однако исход судебного разбирательства остался неизвестен. Мине было 27 лет.
Девятнадцатилетнюю Азиз Гуль из провинции Гор тоже убили родственники мужа, когда она якобы пыталась бежать из дома с мужчиной. Ее родители рассказывали другую историю: Азиз Гуль была похищена, а когда вернулась, ее обвинили в супружеской измене. Убийство было совершено ночью, похоронили ее до рассвета, так что родные даже не увидели тело. Никто не был арестован по обвинению в убийстве.
2. “They killed her around night prayer & I heard the news at dawn prayer. By that time they had buried body already” Mother of Aziz Gul, 19 pic.twitter.com/QAHLGmi3hp
Ранее в той же провинции Гор была забита камнями Рухшана, которой тоже было всего 19. Она была выдана замуж за человека намного старше себя, а после, по слухам, ее застали с другим. Видео с места казни попало в сеть. Правительство заявило, что произошедшее — дело рук «Талибана» 1 *.
«Выше пояса ее тело было разорвано в клочья. Некоторые камни попали в грудную клетку», — рассказывала мать Рухшаны журналистам New York Times.
И этот список жертв можно продолжать довольно долго.
@cher
Trump: «The #Taliban are great fighters.»
Here are those «great fighters» stoning a woman to death for adultery.
She was only 19.
She’d been forced to marry against her will & fled with another man.
The man she fled with only received a lashing.
Становятся ли жертвами мужчины?
Да, хотя гораздо реже. С точки зрения консервативного общества, человек, соблазнивший женщину, так же виновен, как и она. Если родня женщины захочет наказать того, кто опозорил их родственницу, его собственная семья вряд ли сможет (и успеет) его защитить. Скорее всего, и не захочет, поскольку, поступив аморально, он портит репутацию всему роду или целому племени.
«Ее муж пришел и сказал: «Или вы убьете ее и того развратника, или мы убьем вас всех», — рассказывал близкий родственник. — Пришлось согласиться, чтобы спасти братьев Гуль Мины».
Однако убийство мужчины, даже на относительно законных основаниях, всегда чревато кровной местью, которая может растянуться на несколько поколений, так что обычно до этого стараются не доводить. Дело до последнего замалчивают и пытаются уладить мирным путем. Даже на подконтрольных «Талибану» территориях наказание для мужчин мягче, чем для женщин: Рухшану из провинции Гор забили камнями, а ее любовник подвергся публичной порке и был отпущен.
Horrific Murder Of Teenage Girl Again Puts Spotlight On Afghanistan’s ‘Honor’ Killings: submitted by /u/Strongbow85 [comments] https://t.co/y4Mgria7eX #humanrights pic.twitter.com/qv68XRdkfz
Высшая мера за «моральные преступления»
«Убийства чести» находятся как бы за пределами афганской правовой системы. Чтобы понять логику, которая иностранцу может показаться дикой, нужно посмотреть на происходящее с позиции патриархальной средневековой морали. С точки зрения закона ни развод, ни побег из дома — не преступление. А вот с точки зрения консервативного общества — да. С этой же точки зрения в насилии всегда виновата жертва, а жена не имеет права делать то, что, по мнению мужа, его «позорит». Например, работать.
Центральные власти Афганистана слишком слабы, чтобы бороться с «убийствами чести» юридическими методами. С марта 2017 по март 2018 года по меньшей мере 270 женщин в Афганистане лишились жизни в результате домашнего насилия или «убийств чести». Только 135 преступников были арестованы.
По данными миссии ООН по содействию Афганистану, подавляющее большинство случаев, связанных с «убийствами чести», не доходят до суда и решается при помощи посредничества.
. Afghanistan, a member of the 47-nation U.N. Human Rights Council, is rife with child marriage, honor killings, and systematic impunity for perpetrators of gender-based violence.https://t.co/TMIKyBeyDb pic.twitter.com/XpvTNgTbnY
Более того, до недавнего времени четкой системы наказаний просто не существовало: до 2018 года афганские судьи имели право поступать по собственному усмотрению, если речь шла об «убийствах чести». Полиция и сейчас не всегда соглашается регистрировать подобные случаи: это семейное дело, и вмешательство может иметь последствия уже для самих полицейских.
Впрочем, силы безопасности далеко не всегда могут помочь, даже если хотят. В провинции Нуристан вооруженная толпа штурмом взяла отделение полиции, где скрывались Фатиха и помогавший ей бежать Хедаятулла. Один из полицейских погиб, остальные получили ранения, после чего нападавшие жестоко избили молодых людей и расстреляли их.
Religion of Peace: Mob in Afghanistan Storm Police Station and Lynch Newlywed Couple in Honor Killing https://t.co/6mWUyHzVcM #ShariaLaw pic.twitter.com/uCJxzCR88h
В настоящее время ситуация кажется патовой. Бороться с ней можно было бы двумя способами: либо изменить мировоззрение, в котором до сих пор живы патриархальные представления о чести и позоре, либо дать потенциальным жертвам защиту со стороны силовых структур и закона. На второе не хватит сил у правительства, власть которого за пределами городов зачастую номинальна, на первое понадобятся десятилетия мирной жизни, о которой пока можно только мечтать. Афганистан, бывший в свое время одной из самых демократичных государств Востока, за сорок лет войны превратился в одну из самых опасных стран мира. Особенно для женщин.
* «Талибан» — террористическая организация, запрещенная на территории России.
Источник
Новое в блогах
Учение ислама и убийства чести
Аллах Бахайя сдался полиции Рохиланвали [Пакистан] после убийства своей сестры ради чести семьи, но он уверен, что будет освобожден в течение нескольких дней. Бахайя был арестован в субботу после убийства Алины топором за аморальное поведение.
Громкий ответ ДА. Али Сина – эксперт по исламской доктрине говорит:
Учение ислама и убийства чести
Учение ислама содержит тяжелые дозы гендерного неравенства, проистекающего из его источников: Корана и Сунны (слова и дела Мухаммада), обнаруживаются в хадисах, Сире и в шариатских законах, которые являются производными от этих источников. Мужчины могут иметь 4-х жен, женщины могут иметь только одного мужа, жены могу быть избиты за неподчинение мужьям, женщины обязаны уступать мужчинам. Женщины в основном рассматриваются как вещь, товар, которым мужчины имеют право пользоваться для собственного удовольствия.
Женщины имеют мало гражданских прав, и рассматриваются в качестве граждан второго сорта. В Коране, 33:33 говорится: « Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества».
Однако вам совсем не нужно быть изнасилованной, чтобы открыть авра и покрыть позором свою семью. Если вы ослушались своего отца, который дал свое согласие на ваш брак с определенным человеком, вы обесчестили его. Если вы убежали из дома по какой-либо причине, в том числе из-за жестокого обращения, вы покрыли позором свою семью, и ваши собственные братья или даже мать станут преследовать вас и убьют. Если вы отвергаете жениха, то раните его гордость, и он может испытывать потребность плеснуть кислотой вам в лицо, чтобы отомстить и восстановить свою честь.
Филлис Чеслер, почетный профессор психологии и изучения женщин Нью-Йоркского Университета опубликовала исследование об убийствах чести в Middle East Quarterly под заголовком «Общемировые тенденции роста случаев убийств чести». Она дает глубокий анализ этого преступления, подкрепленный фактами по государствам.
Чеслер, замужем за афганцем, была захвачена и удерживалась в Афганистане. Ей удалось бежать и вернуться обратно в США, где она неустанно трудиться, просвещая женщин в вопросе отсутствия гендерного равноправия в исламе.
Существует, однако, очень мало исследований убийств чести, поскольку мотивом таких убийств является очищение от позора, и семьи не хотят привлекать к своему позору дополнительное внимание и не сотрудничают с исследователями. Часто они полностью отрицают убийство чести и говорят, что жертва просто отсутствует или совершила самоубийство. Тем не менее, сообщений о преступлениях чести становится все больше в СМИ. Полиция, политики и феминистские активисты в Европе и в некоторых мусульманских странах начинают рассматривать их как серьезную социальную проблему.
Хорошо известные отрицания американских пропагандистских групп по иронии судьбы повторяются в обсуждениях на Ближнем Востоке. Если религиозный эстеблишмент в Иордании утверждает, что убийства чести – это реликт доисламской арабской культуры, группы Мусульманского Братства в Иордании выражают публичное несогласие оспаривать исламский императив защищать честь.
Надеюсь, что эти статьи дают представление об убийствах для защиты чести, так что вы можете лучше понять, под каким стрессом и давлением живут мусульманские женщины.
И если эти убийства позорны, то это позор на тех из нас, на Западе, кто игнорирует или отрицает, что эти преступления совершаются над женщинами в нашем прогрессивном, современном мире.И позор на женщин, которые называют себя феминистками, но которые не занимают твердой позиции в отношении этих ужасных преступлений против их сестер в человечестве».
Источник
Дагестанские исламоведы осудили практику «убийств чести»
Что было потом: Журналисты дагестанских изданий назвали «убийства чести» пережитком патриархального уклада
Как писал «Кавказский узел», 17 января Махачкалинский гарнизонный военный суд приговорил жителя Дагестана к 9,5 года колонии строгого режима за убийство сводной сестры. Суд установил, что он нанес ей смертельные ножевые ранения, когда находился в доме у родственников. Сам осужденный заявил, что девушка не слушалась его, уехала в Махачкалу и не хотела выходить замуж. При этом некоторые пользователи Instagram поддержали осужденного.
«Убийства чести» были названы в числе самых актуальных проблем женщин Северного Кавказа на церемонии присуждения премии имени доктора Айшат Магомедовой, состоявшейся 28 сентября 2019 года. «Кавказским узлом» подготовлен материал «Убитые сплетнями». Убийства женщин по мотивам «чести» на Северном Кавказе».
Признанный виновным в убийстве своей сводной сестры 32-летний житель Ботлихского района был военнослужащим по контракту и служил в воинской части в Новочеркасске, рассказал 20 января корреспонденту «Кавказского узла» сотрудник Махачкалинского гарнизонного военного суда.
По словам сотрудника суда, от полученных ранений сестра осужденного умерла. Свидетелем преступления при этом была жена осужденного.
Он также отметил, что осужденный уехал из воинской части в Дагестан на время отпуска, но после его окончания не вернулся на место службы, 20 мая он был задержан сотрудниками правоохранительных органов.
Приговор в силу еще не вступил, стороны могут обжаловать его в течение десяти дней со дня вынесения, пояснил представитель суда, отметив, что к 20 января жалоба на решение суда пока поступала.
Богословы осудили «убийства чести»
Так называемые «убийства чести» являются самосудом, который категорически запрещен в исламе, сказал корреспонденту «Кавказского узла» имам махачкалинской мечети «Тангъим» Ниматулла Раджабов.
По его словам, доказать прелюбодеяние в исламе достаточно сложно, для этого необходимы свидетельские показания четверых людей.
Подобного рода убийства происходят от незнания норм ислама, считает руководитель информационно-аналитического центра «Фикр» Магомедрасул Омаров.
То, что люди идут на такие преступления, связано не исламскими традициями, а исходит из древних горских обычаев, добавил Омаров.
Наказать людей, оправдывающих осужденного, по закону нельзя
За публичное оправдание подобных преступлений в соцсетях комментаторы не несут уголовную ответственность, рассказала директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова, комментируя то, что некоторые пользователи Instagram поддержали осужденного.
Однако, добавила Арапова, российским законодательством предусмотрен запрет на распространение информации, которая обосновывает или оправдывает допустимость насилия или жестокости среди детей.
«Кавказский узел» также писал, что 30 марта 2018 года 25-летний житель Хасавюрта был задержан по подозрению в убийстве девушки, тело которой было найдено на дороге.
Автор: Расул Магомедов источник: корреспондент «Кавказского узла»
Источник
Трагические убийства двух молодых британских мусульманок вновь привлекли внимание СМИ и общественности к теме «убийств чести». Мы, Мусульманский совет Британии, получили очень много запросов от СМИ касательно позиции Ислама по этому явлению. Мы очень четко разъяснили журналистам, что «убийства чести» никаким образом и ни в какой форме не одобряются Исламом. Напротив, Ислам категорически осуждает самосуд, призывает к милосердию, справедливости и уважению закона.
В Исламе совершенно четко запрещаются половые отношения вне брака. Этот запрет одинаков для мужчин и женщин, но все же в ряде стран за такие нарушения карают только женщин, даже в случае изнасилования, а сами насильники могут и вовсе остаться без наказания. Для того, чтобы придти в суд с таким делом, нужно соблюсти несколько критериев. Самый важный заключается в том, что любое обвинение в незаконных половых связях должны быть подтверждены 4 свидетелями, и они должны увидеть своими глазами сам половой акт. Другие формы интимной близости не являются зина, и поэтому по ним не может наступить никаких правовых последствий, даже несмотря на их явную греховность.
К несчастью, правовые гарантии, которые должны защищать женщин и мужчин от дискриминации и незаконного принуждения к соблюдению якобы исламских предписаний, были забыты. Правовая система и правоохранительные органы, включая полицейских и охрану тюрем, тоже замешаны в усугублении этой проблемы, своей осознанной снисходительностью по отношению к мужчинам, совершившим преступление во имя «чести».
По словам Голденберг, «те, кто убивает во имя чести, почти никогда не бывают наказаны. В редких случаях, когда такие дела доходят до суда, убийц приговаривают лишь к 2 или 3 годам. Хина Джилани собрала 150 примеров, и из них лишь в 8 случаях судья отверг аргумент об убийстве женщины ради спасения чести. Всех остальных оправдали или засчитали это как смягчающее обстоятельство».
Неизвестно, сколько еще женщин остались искалеченными и изувеченными на всю жизнь в тех случаях, когда убийство не удавалось довести до конца. Один из таких случаев описывает Памела Констебл: «Голова Захиды Первин закутана в белую хлопковую шаль, которую она без конца поправляет. Но когда она наклоняется к своей маленькой дочке, шаль спадает с нее и открывает лицо одного из страшнейших социальных недугов Пакистана. Глава Первин – это пустые невидящие глазницы, мочки ее ушей отрезаны, ее нос – зияющий выступ кости. 16 месяцев назад муж в приступе ярости по поводу ее предположительной связи с деверем связал ее руки и изрезал лезвием и ножом. Тогда она была на третьем месяце беременности».
Мы должны бороться с вопиющим неуважением к человеческой жизни разными способами. Мы должны изменить культурное и социальное восприятие роли и ценности женщин в нашем обществе и привести ее в соответствие с исламской системой ценностей. Практика «убийств чести» должна подвергаться осуждению, необходимо следовать истинному учению Ислама.
Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru
Источник
«Застрелил, потому что любил». Отцы, братья и мужья продолжают убивать женщин, чтобы спасти их честь
Ежегодно в мире погибает 5 тыс. человек из-за «убийств чести», сообщает Фонд народонаселения ООН. Убийство чести совершается родственником (отцом, братом, мужем), чтобы защитить честь семьи. Многие силовые органы не ведут статистику такой категории дел, поэтому назвать точное число преступлений чести трудно.
Егана Джаббарова имеет азербайджанские и турецкие корни, поэтому ей на личном опыте известно, каково это — существовать на границе двух культур (восточной и европейской модели). Истории, которые она представила в докладе, есть в двух ее поэтических сборниках об убийствах чести — первый посвящен жертвам-женщинам, другой — убитым представителям гомосексуальной ориентации.
По словам Еганы Джаббаровы, истории девушек стали частью ее самой, и ей важно рассказать о них, чтобы трагедия не повторилась.
Егана Джаббарова, аспирантка УрФУ:
— Существует два феномена: убийство чести и самоубийство чести. Когда мы слышим второе словосочетание, обычно вспоминаются японцы, харакири — убийство, связанное с национальным достоинством. Однако в восточных культурах это приобретает другое — ужасное — значение. Отличие заключается в том, что это, зачастую, убийство женщин. Мужчина очень редко становится жертвой, разве что в случае гомосексуальности, например. Но по причине брака или других подобных вещей он жертвой не будет.
«Покрасила волосы в рыжий цвет», «приняла решение развестись или уйти», «захотела работать или устроилась на работу», «стала раздражительной», «не приготовила картофельные фрикадельки» — все это причины реально случившихся убийств чести. Помимо этого причиной может стать желание женщины связать жизнь с представителем другого национального или религиозного сообщества. Еще одна ситуация, которая может спровоцировать убийство чести, — это переезд. Если человек чувствует опасность и пытается бежать.
Страшно, что это явление не остается в рамках восточных государств (Пакистан, Турция и др.). Это становится реальностью и в России. В первую очередь это, понятно, Кавказ. Там традиция убийств чести существует, но не упоминается. Вспомним хотя бы Рамзана Кадырова, который говорит что геев не существует.
Это отработанная схема убийств чести: жертву зовут в гости на семейный ужин, с которого она уже не возвращается. Посторонние люди очень редко становятся убийцами, как правило, это близкие родственники — отец, муж, брат, двоюродный брат.
В восточных странах такие убийства часто оправдываются тем, что человек находится в состоянии аффекта. Несмотря на то что убийства чести связаны с восточными странами и мусульманским миром, нужно понимать, что религиозное сознание не имеет отношения к этому виду преступлений. Это вопрос психического здоровья человека, а не вероисповедания. Но не будем забывать, что в Европе, Америке и других странах проживают диаспоры национальных меньшинств, тех же Турции и Пакистана, и там это тоже происходит.
О причинах убийств чести. Эту тему разрабатывал автор «Убийцы из абрикосов» Витольд Шабловский. Он спрашивал у турков, совершивших такое преступление: «Если бы вы встретили свою сестру, жену или дочь, что бы вы ей сказали?» И получал ответ: «Убил, потому что люблю ее». И, конечно, почти все осужденные за убийство чести говорили о том, что честь для них прежде всего и они не могли поступить иначе.
Вести статистику таких убийств очень сложно. Когда исследователь, Насрин Саттудех пыталась запросить ее в различных органах, она не добилась успеха, потому что у них есть только две категории: убийство и самоубийство. И эти случаи зачастую уходят в категорию «самоубийство», несколько реже — «убийство в состоянии аффекта» и «убийство по неосторожности». Эти дела не расследуются.
Первые места по количеству убийств чести занимают Афганистан и Пакистан. Там распространено убийство кислотой. Сейчас в этих странах есть некоторые сподвижки — такие вещи становятся наказуемыми. А раньше вас могли облить кислотой, потом заплатить кому-то денег и прожить всю жизнь спокойно.
Сейчас убийства чести серьезно распространяются в отношении ЛГБТ. Все помнят, что произошло и до сих пор происходит в Чечне. Когда было обострение ситуации, люди массово бежали оттуда, потому что их могли забить среди дня на улице, и всем было бы плевать.
В Чечне продолжает действовать сообщество «Карфаген». Сейчас оно несколько прикрыло свою деятельность, после случая, попавшего в СМИ. «Карфаген» — это сетевое сообщество, оно есть для женщин и мужчин. Попасть в него не просто. Они всячески отрицают свою причастность к убийствам чести, но как-то с трудом верится.
В мужской группе занимаются следующим. Находят в Сети какую-нибудь девушку, которая кажется им развратной — у нее выложено фото в платье с голыми плечами или с декольте, например. Ее фото размещают в группе, о ней узнает много людей, и начинается травля. Они узнают, где она живет, ее преследуют. В некоторых случаях ее убивают.
Наверно, надо закругляться, потому что сейчас все впадут в депрессию. И я прекрасно понимаю почему. Я очень много изучала эту тему. Когда ты очень долго ее изучаешь, кажется, что в какой-то момент ты сойдешь с ума. Когда ты читаешь 25-ю такую историю и понимаешь, что это не исключение, а правило, и тебя просто трясет, потому что не знаешь, что с этим делать.
Поэтому я думаю, что это очень важно, что мы пришли, обсудили эту тему и сделали ее видимой. Пока все будут относиться к этому как к вещи, «которая происходит не со мной», — это плохой принцип. Потому что «не с тобой» — это временно.
Источник