Особенности, техники и примеры убеждающей речи
Как в ежедневном общении, так и на работе, людям приходится сталкиваться с противоположной точкой зрения собеседника.
Чтобы не только отстаивать свое мнение, но и демонстрировать его правильность, необходимо понимать структуру и методы убеждения.
В данной статье рассматриваются способы, техники и правила убеждения.
Понятие, принципы и приемы эффективного общения рассмотрены в нашей статье.
Что такое убеждение?
Убеждение применяется как в ежедневном неформальном диалоге, так и при разговоре с коллегами, в трудовом коллективе, с партнерами (деловое общение).
Поскольку данный тип людей не может идти на конструктивный диалог, не способен воспринимать информацию со стороны и считает собственное мнение единственно правильным.
Структура
Убеждение подразделяется на 4 фактора:
Формат сообщения зависит от способности собеседника принимать определенный тип информации.
Особенности убеждающей речи
В отличие от простой разговорной речи, убеждение строится на доказательной базе. Человек всегда обосновывает свою позицию, приводит аргументы, факты, прибегает к теоретическим исследованиям или практическому опыту.
Если в неформальной обстановке человек может сказать «,Я просто так считаю и все»,, то в контексте убеждения подобное поведение недопустимо.
Отличие от внушения
Если убеждение относится к сознательным прямым действиям, то внушение оказывает влияние на подсознание.
Внушение не обязательно прибегает к объективным доводам или аргументам.
Внушаемость у многих выражена слабо, а потому внушение как метод воздействия на человека малоэффективен.
Способы и методы
Методы убеждения применяются в зависимости от личности собеседника и его отношения к говорящему.
Под механизмом убеждения понимается ряд действий, направленных на изменение точки зрения реципиента с целью добиться от него определенных результатов.
Чаще всего выступление публичное, а потому имеет большее воздействие на каждого слушателя.
Техники
Техники убеждения базируются на психологических и социальных особенностях общения.
Описанные в данном разделе техники не прибегают к стандартной аргументации, оперировании факторами.
Напротив, они завязаны на эмоциях и манипулировании собеседником. Приемы:
Правила убеждения собеседника
Методы и техники убеждения могут оказаться бесполезными, если не соблюдать ряд правил:
Потому не допускается использование нецензурной лексики, насмешек, подколок, грубости.
Психологические аспекты
Успех убеждения зависит от фактора убеждаемости человека, которая складывается из двух компонентов:
Чем ниже убеждаемость, тем сложнее объяснить и тем более внушить собеседнику свою точку зрения.
НЛП методика
Например, мужчина хочет властвовать над женой, но говорит не открыто («,Ты должна меня слушаться»,), а манипулятивно («,Хорошие жены слушаются любимых мужчин»,), тем самым добиваясь нужного эффекта.
Убеждающая речь: примеры текстов
Рассмотрим ситуацию, когда родители хотят убедить ребенка в получении высшего образования:
Умение убеждать позволяет добиваться своих целей, влиять на людей.
Секрет убедительной речи от профессионалов:
Источник
Тема: Виды общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.
Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации.
Существуют следующие основные модели общения:
-в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;
-в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;
-в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;
-в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;
-в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.
Профессиональная компетентность руководителя проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства.
1. Познавательное общение.
Познавательное общение представляет собой процесс передачи информации, знаний. При этом ожидается, что любые информационные сообщения являются правдивыми, непротиворечивыми и выражают беспристрастный взгляд на обсуждаемое событие или факт.
Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую для профессиональной деятельности информацию, прокомментировать инновационные сведения.
Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.
Коммуникативные формы: лекции и семинары, доклады и информационно-аналитические сообщения, беседы и консультации, уроки, отчеты, а также письменные работы: рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные работы, позволяющие оценить степень освоения теории вопроса, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач.
Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; рациональное структурирование информации; интерпретация новой лексики, выделение «ключевых» слов и положений, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство.
Ожидаемый результат: освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие.
2. Убеждающее общение
Цель: вызвать у деловых партнеров определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.
Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.
Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, полемика, переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентации, «круглые столы».
Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, свидетельствующие о преимуществах; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументации и критического настроя партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия.
Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.
3. Экспрессивное общение
Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации.
Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию.
Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы делового партнера (аудиальный).
Коммуникативные формы: речи по специальному поводу; презентации; беседы и собрания; митинг; рассказ о ситуации, о фирме, о человеке; брифинг; мозговой штурм, синектика, а также демонстрация видео-, кинофрагментов; анализ потенциальных проблем, возможных последствий; лозунги и призывы.
Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенный, образный лексикон; актерское мастерство: аффектация, акцентация и фасцинирование через улыбку, голос, взгляд; демонстративный характер поз; яркость жестикулирования, интонирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; ситуативная обусловленность информации, опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств.
Ожидаемый результат: изменение настроя партнера; провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания, вовлечение в конкретные акции и действия.
4. Суггестивное общение
Суггестивная, т.е. внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции. Эта модель общения используется также на презентациях, где для демонстрации тех или иных возможностей используется, наряду с рассказом о них и показом преимуществ, реклама, цель которой, помимо информационной, сформировать определенные установки, осуществить внушение.
Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.
Условия организации коммуникации: внушаемость партнера (суггерента), его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности.
Коммуникативные формы: беседа, митинг, речь-напутствие, пресс-конференция, брифинг, дебаты, реклама, собрание, консультация, тренинг.
Ожидаемый результат: изменение поведение партнера, смена установок, ценностных ориентаций.
5. Ритуальное общение
В профессиональной деятельности к ритуальной модели общения обращаются тогда, когда необходимо: закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде; обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей; сохранить ритуальные традиции организации, связанные с ее корпоративной культурой и миссией, а также создать новые праздники и обряды (например, презентация Новых образовательных услуг).
Цель: закрепить и поддерживать конвенциональные отношения в деловом мире; обеспечивать регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.
Условия организации коммуникации: ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленная пространственная среда; соблюдение конвенций; праздничное или адекватное ситуации ритуала настроение; опора на национальные, территориальные и профессиональные традиции и нормы общения.
Коммуникативные формы: рамочная, торжественная, траурная речи, речь в дружеском кругу; ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания.
Коммуникативные средства и технологии: использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический сенсорные каналы участников; включение участников в активную массовую деятельность; импровизации и неординарность сюжетов при сохранении ритуальных и церемониальных тенденций.
Рассмотренные виды общения не охватывают все возможности деловой коммуникации, но позволяют определить специфику, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый (прогнозируемый) результат. Кроме перечисленного знание видов делового общения позволит каждому деловому человеку более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности, превентивно создать соответствующие условия для конструктивного взаимодействия; программировать собственный речевой репертуар, разрабатывая сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения с учетом индивидуальных особенностей делового партнера.
Ожидаемый результат: формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранения традиций, закрепление новых ритуалов.
Источник
Что такое убеждающее общение
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ОБЩЕСТВО “ЗНАНИЕ” САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
доктор философских наук,
профессор С. А. Сидоров
© Общество «Знание» СПб. и
Ленинградской обл., 2004
ISBN 5-7320-072″-0 © А. П. Панфилова, 2004
Раздел I. Коммуникативная компетентность специалиста 9
Глава 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодейст-9
вия в профессиональной деятельности
Глава 2. Виды общения 20
Глава 3. Характеристики делового общения 23
Глава 4. Вербальные средства коммуникации 33
Глава 5. Коммуникативные барьеры * 49
Глава 6. Слушание в деловой коммуникации 75
Глава 7. Вопросы в деловой коммуникации 91
Глава 8. Ответы на вопросы 97
Глава 9. Невербальные средства в деловой коммуникации 114
Глава 10. Какие сигналы выдают неискренность, обман? 166
Глава 11. Репрезентативная система в деловой коммуникации 177
Раздел II. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров 194
Глава 1. Психогеометрические характеристики личности 195
Глава 2. Типы посетителей коммерческих ярмарок, выставок 208
Глава 3. Ролевые и манипулятивные классификации 213
Раздел III. Формы деловой коммуникации 232
Глава 1. Деловой разговор 233
Глава 2. Деловая беседа по телефону 253
Глава 3. Деловые совещания 263
Глава 4. Пресс-конференция 279
Глава 5. Деловые переговоры 293
Глава 7. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и др 343
Глава 8. Публичная речь 381
Глава 9. Презентация 400
Глава 10. Самопрезентация 409
Раздел IV. Методы стимулирования критического и творческою
мышления специалистов в деловой сфере 429
Глава 1. Обучающие игры 430
Глава 2. Методы генерирования идей 438
Глава 3. Критика в деловой коммуникации ‘/. 453
Глава 4. Комплименты в деловой коммуникации 470
Библиографический список 492
Деловому общению обучают сегодня в школах бизнеса и
менеджмента, его вводят в учебные программы престижных вузов, ему
посвящают международные семинары и симпозиумы. Интерес к нему
велик, а выбор столь необходимых учебников по деловому общению
(особенно отечественных авторов) весьма скуден. Все это делает
появление данного учебного пособия, целиком посвященного деловой
коммуникации, весьма актуальным.
В книге широко использованы достижения отечественной и
зарубежной науки, а также более чем двадцатилетний опыт преподавания
автором этой дисциплины руководителям и специалистам различных
отраслей народного хозяйства, студентам вузов, коммерческих школ и
Перед нами одно из первых учебных пособий, где рассматриваются
практически все наиболее часто используемые формы делового общения, как традиционные, так и получившие распространение в последние годы.
Несомненным достоинством книги является насыщенность
практическими материалами, помогающими освоить описанные в
теоретической части коммуникативные приемы и процедуры.
Книга носит ярко выраженный обучающий характер. Она отвечает
на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры, как
формулировать вопросы, как готовиться к ответам и как отвечать, как
выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию, как
критиковать, как говорить комплименты и т. п.
Безусловный читательский интерес вызовут разделы, посвященные
стимулированию критического, конструктивно-творческого мышления, анализу проблемных ситуаций, ролевым и деловым играм, мозговой атаке
и др. Будучи специалистом по деловым играм, автор ввел в книгу ряд
собственных игровых разработок. Таковы, например, игры “Запрос”
(защита проектов), “Ранадо” (навыки делового общения), деловые
беседы “Прием на работу”, “Поручение задания”.
Автор сделал все, чтобы системно и доходчиво, глубоко и
интересно изложить современное научное представление о деловой
коммуникации, ее роли и возможностях в повышении эффективности
целенаправленной человеческой деятельности на практике.
Книга, безусловно, окажется полезной и будет востребована не
только учащимися, но и действующими практиками: юристами и
психологами, бизнесменами и менеджерами, экономистами и
занятий постоянно вступает в деловое общение.
Заслуженный деятель науки России,
доктор технических наук,
профессор В. А. АБЧУК
Взаимоотношения специалистов в профессиональной
деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых.
Исследования психологов и социологов показывают, что до 70%
управленческих решений принимаются руководителями в устной
J)opMe, в процессе делового взаимодействия.) Без преувеличения
можно сказать, что характер деловых контактов оказывает
решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на
успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-
конференций и дискуссий, торгов и презентаций?
Вместе с тем авторский опыт проведения инновационных, поис-
ково-апробационных и деловых игр, а также многолетняя практика
преподавания курса “Деловая коммуникация в профессиональной
деятельности” для руководителей и специалистов самых разных
отраслей народного хозяйства (директора и специалисты заводов и
фабрик; курсы повышения квалификации и переподготовки в
авиационной, судостроительной, медицинской, юридической, педагогической и прочих сферах; коммерческие учебные заведения, готовящие кадры: менеджеров, коммерческих директоров, маркетологов и специалистов по рекламе, секретарей-референтов и
бухгалтеров, имиджмейкеров и специалистов по паблик рилейшнз, торговых агентов и специалистов по переговорам и т. п., а также
руководители государственного аппарата, профсоюзных и
партийных организаций, депутаты и работники культуры) свидетельствуют о наличии идентичных проблем у всех категорий
специалистов. Это и недостаточно развитая коммуникативная и
психологическая компетентность, и низкая культура делового общения, и
эклектика в использовании форм и методов делового
Овладение основами деловой коммуникации позволит
специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные
стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и
сотрудничества. А это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных
последствий решений при ведении переговоров и
консультировании, проведении деловых совещаний и собраний. Использование
рациональных программ делового общения, адекватных
коммуникативному намерению специалистов, позволит завоевать доверие в
деловых круга^ Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег и руководителей, особенностей их
репрезентативных систем, владение приемами влияния на них, а также действия
разовьет тот коммуникативный опыт, который придаст формирующимся
рыночным отношениям цивилизованный характер, приведет к
эффективной реализации намеченных целей и программ.
Источник
Эффективные коммуникации: 11 приемов убеждения в переговорах с клиентами, сотрудниками и инвесторами
Как руководитель бизнес развития, 60% времени я продаю: партнерам, инвесторам, клиентам, сотрудникам.
1. Слова дешевые. Действия дорогие.
2. Спрашивай. Не надо предполагать.
4. Зеркаль собеседника.
5. Это правда так. / That’s right.
6. Не бывает ДА без КАК.
После того, как человек сказал вам ДА или ЭТО ТАК, необходимо тут же перейти на КАК: КАК мы заключаем контракт, КАК мы структурируем работу дальше, КАК мы получаем инвестиции (если переговоры с инвестором).
7. Не бойтесь говорить о цене.
И бесплатно тоже не работает. Нулевая цена значит Вы сами не верите в свой продукт. Даже за пилот лучше брать маленькую, но все же оплату. Еще люди не любят круглые цифры. Это доказано, поэтому Икея вся увешана ценниками, заканчивающимися на 89 и 99.
Если ты получил предложение, и оно тебя не устраивает, не стоит резко отвечать нет. После того, как ты услышал оффер, перейди на эмоциональный уровень, скажи о преимуществах и пользе твоего продукта, расскажи историю или кейс, а затем вернись к офферу, сказав, что предложение очень щедрое, но вы просто не можете на него согласиться, потому что ХХХХ.
10. Измеряй и практикуй.
До того, как ты начнешь продавать или просить о чем-либо, измерь и выработай привычку. Доверяет ли человек тебе? Настроен ли он с тобой на одну волну? Чтобы наладить контакт, очень хорошо работает, если вы дадите ему что-то первым (но не нужно ожидать от него того же в ответ, это должно быть искренне). Интро другим людям, например. Вообще представление другим людям и сводничество хорошо работает всегда, во-первых, вы помогли, во-вторых, добавляет вам авторитета и повышает уровень доверия, в-третьих, ваша сеть контактов растет. Правило 7 рукопожатий работает 100%. Я придерживаюсь тут крылатой фразы: «важно не то, ЧТО ты знаешь, а КОГО ты знаешь». Ведите переговоры через представление другим людям. В мире не так уж много win-win ситуаций, и знакомства одно из них.
Как часто вы сталкивались с ситуацией, когда вы много раз помогали человеку, а когда попросили помощи у него, он отказал? Почему? Потому что у человека не заложено привычки вам помогать, нет опыта и практики в этом. Так что запускай «поезд взаимопомощи и поддержки». Эксперты в коммуникациях и нетворкинге строят на этом поезде все отношения, бизнесы, семьи, и даже досуг.
Источник
Виды общения
1. Контакт масок – формальное общение, при котором используются привычные маски вежливости, безразличия, участия и т.д., т.е. набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику и не вступать в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение – вид общения, при котором регламентированы содержание, средства общения социальными ролями партнеров по общению: преподаватель и студент, врач и пациент и т.д.
«Роль» — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных: базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. В течение одного дня деловой человек может «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнёра по пёреговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глубокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего «Я». Единственное ограничение, которое налагается на нас, — это наша неспособность признать неограниченность наших возможностей. Однако не нужно никаких усилий, чтобы смириться с поражением, ленивым созерцанием собственных неудач. Большинство проживает всю жизнь, так и не использовав возможность полного контроля над собственными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это единственное, что подвластно нашей воле.
Социальная роль – совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.
Роль – социальная функция личности; понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (руководитель, подчиненный, отец, мать и т.д.).
Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.
Социальные ожидания – ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.
Социальная установка – устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающие мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.
Светский этикет – это знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение: и никакими из своих действий не оскорбить кого-бы то ни было.
Интеллигентность заключена не только в знаниях, но и способности к пониманию другого. Терпимое отношение к миру и к людям.
В наше время постоянно растет спрос на деловых, организованных людей. Организованного человека отличает определенная система работы, техника личного труда, уважение ко времени.
6. Деловое общение – формально-неформальное (личностно-ролевое) общение, целью которого является организация и оптимизация того или иного вида совместной предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Ролевое общение определяется служебными и социальными статусами людей. Личностное общение обусловливается личностными статусами и личными целями.
Характеристика основных видов делового общения.В специальной литературе имеются ряд классификаций видов делового общения.
Типология видов делового общения по цели общения.
Виды делового общения: эмоциональное, информационное, убеждающее, конвенциональное, суггестивное, императивное, манипуляторное, партнерское.
Основные формы делового общения: деловая беседа, деловое совещание, делового переговоры, пресс-конференция.
Общепризнано, что основными видами делового общения считаются: когнитивное (познавательное),убеждающее (эмоциональное), экспрессивное (эмоциональное), суггестивное (внушающее).
Целькогнитивного (познавательного) общения – это расширение информационные ресурсы партнера. Условия организации, формы, средства и способы, результат когнитивного (познавательного) общения представлены в таблице 1.1.
Условия организации | Формы | Средства и способы | Результат |
Учет интеллек-туальных возможностей и установок партнеров на получение новой информации | Лекции, семинары, доклады, беседы, консультации, отчеты, дипломные работы, видео- и телевизи- оных обучающих передач | Комментарий, аргументация, сравнительный анализ. Интерпретация новой лексики, выделение ключевых слов, резюмирование, речевая культура и ораторское мастерство и т.д. | Освоение новой информации, внедрение инноваций, саморазвитие |
Убеждающее общение.Цель данного вида общения: сформировать у партнера новые ценностные ориентации и установки. Условия организации, формы, средства и способы, результат убеждающего (эмоционального) общения представлены в таблице 1.2.
Условия организации | Формы | Средства и способы | Результат |
Установка на восприимчивость партнера к новому, его интеллектуаль- но-эмоциональную культуру | Призывающая к действию речь, дискуссия, спор, полемика, комплимент, «круглый стол» | Аргументация, демонстрация и доказательство, сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, свидетельствующие о преимуществах; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия | Привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей |
Экспрессивное (эмоциональное) общение.Цель экспрессивного (эмоционального) общения заключается в формировании у партнера эмоционального настроя, передаче чувств, переживаний, побуждающие к необходимому действию экспрессивное (эмоциональное). Условия организации, формы, средства и способы, результат экспрессивного (эмоционального) общения представлены в таблице 1.3.
Условия организации | Формы | Средства и способы | Результат |
Опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно- эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы партнера: аудиальный, визуальный, кинестетический | Лозунги, призывы, презентации, рассказ о фирме, брифинг, мозговой штурм, синектика, анализ видео- и кинофрагментов и др. | Аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; актерское мастерство, демонстрация конгруэнтности; искренность чувств и др. | Изменение настроя партнера, провоцирование чувств: сострадания, сопереживания и т.д. |
Цельюсуггестивного (внушающего) общения:изменение мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.. Условия организации, формы, средства и способы, результат суггестивное (внушающее) общения представлены в таблице 1.4.
Условия организации | Формы | Средства и способы | Результат |
Внушаемость партнера, высокий авторитет суггестора, атмосфера доверительности | Беседа, митинг, брифинг, дебаты, реклама, собрание, консультация, тренинг | Разъяснение внушаемых установок, управление эмоциональным напряжением, внушение через приемы: идентификацию, ссылки на авторитет; угроза, шантаж, манипулирование и т.д. | Изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций |
По способу обмена информацией различают устное и письменноеделовое общение. Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические. Монологическими видами являются: приветственная речь, торговая речь (реклама), информационная речь, доклад.
Диалогические виды делового общения: деловой разговор (кратковременный контакт на одну тему); деловая беседа (продолжительный обмен сведениями, точками зрения, сопровождается принятием решений); переговоры (обсуждение, цель которого служит соглашение по какому-либо вопросу); интервью (разговор с журналистом, предназначен для печати, радио, телевидения); дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция; контактный деловой разговор (живой диалог); телефонный разговор (дистантный).
Письменные виды делового общения – многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, инструкция, решение, приказ, доверенность и др.
По содержанию деловое общение может быть разделено на: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами и т.д.); деятельностное (обмен действиями, умениями, навыками).
По средствам общения можно выделить 4 вида общения: непосредственное (голова, туловище, голосовые связки и т.д.); опосредованное – связанное с использованием специальных средств и орудий; прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг другом в акте общения; косвенное – через посредников.
Функции делового общения – это те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Имеются различные классификации функций делового общения.
Тремя взаимосвязанными характеристиками делового общения являются: 1) перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга в процессе общения); 2) информационная (обмен информацией); 3) интерактивная (взаимодействие людей). В соответствии с этими характеристиками делового общения можно выделить три функции делового общения: 1) аффективно-коммуникативная (перцептивная, обращена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека); 2) информационно-коммуникативная (происходит между партнерами, которые являются активными субъектами и предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров; 3) регуляционно-коммуникативная (интерактивная, позволяет регулировать поведение и создавать совместную деятельность людей в процессе их взаимодействия).
Источник