что такое тьютор в образовании в школе

Помогает, но не психолог, сопровождает, но не коуч: кто такой тьютор и зачем он нужен

Тьютор — как много в этом слове. И каких только определений на просторе Интернета не встретишь. Тьютор — явление в российском образовании пока непривычное и для многих новое. Так почему же не обсудить его в статье?

Друзья, тьютор — это человек, который курирует процесс обучения. Он лично ведет обучающегося по всем темам программы, помогает разбираться с заданиями и готовит к экзаменам. Кто-то считает, что тьюторство возникло одновременно с онлайн-образованием, но это вовсе не так.

Термин ввели еще в 14 веке британские университеты, называя тьюторами тех, кто следил за дисциплиной и посещением занятий. Позже, примерно в 18 веке, тьюторы Оксфорда и Кембриджа начали делать то, что делают до сих пор — советовать курсы для обучения, составлять план занятий, помогать готовиться к итоговым тестированиям.

И вроде бы деятельность тьютора прозрачна и ясна, но многие все-таки путаются, называя их то репетиторами или учителями, то психологами или коучами. Давайте разберемся, чем же они различаются.

Смотрите, задача преподавателя — обеспечить усвоение образовательной программы. Донести материал до студента так, чтобы он его запомнил и мог применить на практике. Он ответственный за составление программы обучения и за методы, которые он использует в преподавании.

А тьютор смотрит намного глубже, он помогает обучающемуся ответить на такие важные вопросы как:

Иначе говоря, тьютор работает со смыслом обучения. И это ни в коем случае не замена преподавателя: это деятельность на стыке педагогики и психологии.

Хотя в методах их работы можно найти что-то общее. Тьюторы активно пользуются психологическими тестами для проведения диагностики, могут общаться с помощью особых вопросов, которые помогают человеку самому прийти к ответам на волнующие вопросы. При этом тьютор не решает за ученика, а лишь направляет его.

Да, он, как и психолог, относится к подопечному без оценки. Но он всегда готов дать совет о том, как и чему можно поучиться, что происходит на рынке труда и т.д. Он может выслушать студента и на основе его интересов предложить попробовать себя в каком-то новом деле. Может помочь разрешить возможные конфликты с преподавателем.

Несмотря на то, что тьютор занимается сопровождением, назвать его коучем тоже не совсем правильно. Коучи работают с конкретной целью: развивают сильные стороны своих подопечных, ищут более эффективные и быстрые способы достижения конкретного результата.

Главная задача коуча – повысить КПД ученика и быстро привести его к успеху. Не просто же так слово «Coach» переводится как «повозка», т.е. способ передвижения от пункта к пункту: от цели до результата.

Да и по-русски коучей часто называют тренерами успеха. А вот задача тьютора — поддерживать интерес студента к процессу обучения, помогать ему сохранить мотивацию и концентрацию. Сформировать собственный осознанный запрос и объяснить, что каждое действие и бездействие имеет последствия.

Ответ простой: люди стали более осознанными.

Да, вы уже можете начинать писать гневные комментарии и искрометно шутить про то, как это слово вызывает у вас аллергическую реакцию. Но с каких пор знать, зачем ты совершаешь то или иное действие, стало позорным?

Идти учиться не из-за того, что родители заставили, а потому что четко знаете, где и как примените знания. Строить стратегию обучения, а не скупать курсы, которые после оплаты никогда не будут открыты. Не терять мотивацию в процессе образования, а плавно двигаться к намеченным целям.

Ну и не забываем, что от работы с тьютором студенты приобретают немало приятных бонусов. Например:

Развитие гибких навыков. Общение с компетентным и заинтересованным в вашем успехе человеком помогает развивать самоанализ, эмоциональный интеллект и даже тайм-менеджмент. А гибкие навыки, по результатам исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, составляют 85% успеха человека в его карьере.

Дисциплина. Конечно, тьютор не будет ругать вас за невыполненное задание. Но с помощью особых техник он всегда сможет помочь вам выявить настоящую причину прокрастинации и порекомендовать методы для избавления от нее. А еще научит вас правильно распределять учебную нагрузку так, чтобы всегда оставалось время и на отдых, и на выполнение домашней работы.

Адаптация. Сейчас почти вся страна познала прелести дистанционного обучения, при этом привыкнуть к такому формату смогли не все. Кто-то не может настроиться на образовательный процесс, кто-то потерял мотивацию, а кому-то просто не хватает взаимодействия с людьми. С этим всем прекрасно помогает тьютор.

Так что тьюторы — это прекрасные люди, которые помогают ученикам не сбиться с пути, сохранить ментальное здоровье в процесс образования и впитывать новые знания с удовольствием, а не как манную кашу с комочками.

Друзья, а вы уже сталкивались с тьюторами во время обучений? Как считаете, чем был бы такой человек полезен именно для вас?

Источник

Кто такой тьютор и чем он занимается

О сути профессии — от первого лица.

07080e587ab6bd5aa50842b7323811bb

2ed6b238fa9bb8daa57a109bc9925c1e

23331106042021 395ac55f9d2bdf7b2eaa249aca1918774fc91ed3

Максим Буланов — практикующий тьютор, автор Telegram-канала «Бездетный тьютор», преподаватель МГПУ и НИУ ВШЭ. Окончил Московский педагогический государственный университет: бакалавриат по направлению «Филология» и магистратуру по направлению «Тьюторство в сфере образования».

Тьютор помогает людям найти образовательную траекторию и составить план обучения. В частных школах и даже в некоторых университетах стали появляться штатные тьюторы, но некоторые предпочитают работать как фрилансеры.

Читайте также:  кот стал часто чихать что делать причина и как лечить

Мы поговорили об основных задачах, рабочем процессе и перспективах развития профессии с одним из её представителей.

23301606042021 fd50a008d1cd060d5f45d857f1204c15da416551

Журналист. Пишет статьи об образовании. Интересуется наукой и классической литературой. Любит брать интервью.

Первые шаги в профессии

Первый опыт работы тьютором у меня был ещё в магистратуре, во время практики. Затем я попробовал устроиться тьютором в один из московских лицеев, где на тот момент преподавал русский язык и литературу, но не получилось — у школы не было интереса. Тогда принял решение завершить учительскую карьеру, стать репетитором и частным тьютором.

Сделал себе сайт в интернете, завёл страницы в Facebook и во «ВКонтакте». Долго думал над названием проекта. В итоге решил просто к своему имени добавить слово «тьютор», чтобы люди начали меня с этим ассоциировать. Ссылку на эту страницу вместе с описанием своих предложений я отправил базе всех учеников, которые у меня были (порядка трёхсот человек). Так я получил первые заказы: репетиторство по русскому языку, написание сочинений, а затем и тьюторство.

Параллельно я сотрудничал с Центром творческих инициатив «Перспектива». Там мы делали профориентационную программу «Программа А». Я помогал коллегам переформатировать образовательную среду и был тьютором: оформлял с кураторами из индустрии (IT, архитектура, искусство) учебные программы — сейчас это назвали бы педдизайном, писал методические рекомендации, чтобы в программах нашлось место не только лекциям или мастер-классам, но и рефлексии учащихся, сессиям по обсуждению процесса учёбы или работы над проектом, пробы. Также присутствовал на занятиях в «Перспективе», помогал их проводить, а на выездах и визитах в разные места сопровождал группу и как наблюдатель, и как тьютор — после выездов мы обсуждали с детьми, кто что увидел, понял, приметил.

Вообще, тьютор — живой элемент образовательной среды. Тьютору-фрилансеру сложнее: ему нужно определять область своей специализации и грамотно сообщать об этом людям. У него в ресурсной карте есть десятки городских и медиаресурсов, но нет рычагов влияния, чтобы решить проблему ученика в образовательной организации.

А штатный сотрудник — это член команды. Он может влиять на проектирование образовательной среды и правил игры. То есть штатный тьютор — посредник между системой и учениками, и это очень полезная роль.

Как проходит рабочий день тьютора-фрилансера

Я работаю с подростками от 12 лет, студентами и взрослыми. С некоторыми клиентами мы ведём долгосрочную работу, а некоторым достаточно пяти-шести консультаций. Чаще всего мы проводим несколько встреч, делаем перерыв, а потом люди возвращаются обсудить, как развилась их история. Одновременно я веду в среднем по пять человек, мне так комфортно.

Рабочий день я начинаю примерно в 10-11 утра. У меня есть проекты, помимо консультационной работы, и я устаю от командных коммуникаций с людьми по разным проектам, поэтому стараюсь минимизировать звонки в пользу работы лицом к лицу (офлайн). Я могу полтора часа готовиться к сессии с клиентом, читать литературу, пересматривать прошлые разговоры и анализировать их. Рутины у меня нет. В день я ставлю максимум две консультации. Не забываю, что в расписании должно быть время и для себя — на встречи с друзьями, отдых.

В чём заключается работа тьютора

Перед началом работы с клиентом мы договариваемся об условиях, ожиданиях и формате. После первой встречи я делаю визуальный конспект истории и запроса клиента и прошу его отредактировать. Благодаря этому человек понимает, на что он хочет сделать упор, и мы начинаем работу. Я должен удостовериться, что мой подопечный уверен в том, что предпринимает в области своего образования и развития. В конце мы возвращаемся к запросу и проверяем, оправдались ли ожидания, какой путь человек проделал и какие изменения у него произошли.

Люди приходят с разными запросами. Задача тьютора — организовать и поддержать размышление подопечного над его же образовательной ситуацией. Таким образом, в сопровождении выделяют несколько тактов: формирование запроса, проектирование маршрутов решения, проба решения, коррекция программы.

Я не всегда придерживаюсь такой схемы — иногда клиент приходит со свежей ситуацией, когда что-то изменилось в жизни и надо реагировать. Или в свете новых событий старый запрос становится уже неактуальным. Я помогаю человеку это отследить и обрести уверенность, что изменения происходят по его воле.

Приведу пример: человек переехал из одной страны в другую и рассматривает обучение в магистратуре как способ социализации. Мы проверяем, действительно ли магистратура — единственный вариант для решения этой задачи. А что человек до этого изучал и делал и куда будет двигаться, если выберет ту или иную программу?

Другой пример: клиент прошёл за два года порядка 40 курсов и тренингов в различных форматах и просит помощи с тем, чтобы сделать этот процесс более осмысленным. Для этого мы согласуем видение будущего — какую работу он хочет, какие навыки у него есть сейчас и какие ему нужны для желанной работы, какие дефициты есть и с помощью чего их можно закрыть.

С подростками я сейчас работаю уже меньше, чем раньше. Среди моих клиентов есть, например, двенадцатилетний мальчик, я помогаю ему сформировать умение самостоятельно управлять временем и учёбой.

Читайте также:  скрипят полы ламинат что делать не разбирая

На мой взгляд, главные качества тьютора — справедливое отношение, последовательность в словах и действиях, гибкость и способность учиться. В тот момент, когда ты скажешь, что ты уже всё знаешь, можно уходить из профессии.

Самое интересное и самое сложное в профессии

Для меня самое интересное в тьюторстве — возможность работать с людьми. Зная различные приёмы и техники сопровождения, тьютор может спроектировать сцену, где развернутся истории клиента и он поймёт вместе с тьютором, в какой образовательной ситуации находится, какие вопросы ему сейчас хочется или нужно решать. Работая с тьюторантом индивидуально, я могу вникнуть в его проблему или запрос и как минимум поделиться своей энергией, чтобы он мог справиться со своей ситуацией, то есть принять какое-то решение о своём образовании, увидеть свою образовательную историю и себя в ней.

Самое сложное в этой профессии — понять, каким образом делиться своей энергией с тем или иным клиентом. Каждый раз, когда я начинаю взаимодействовать с новым тьюторантом, нужно выстраивать отношения с нуля. Это как встряхнуть перед очередным использованием ртутный градусник, чтобы он показал правильную температуру. Нужно избавляться от следов прошлых или параллельно действующих контрактов. Понимать, что с какими-то людьми конкретные приёмы эффективны, а с другими они вообще не сработают. И может так оказаться, что у меня в «загашнике» вообще нет приёма, который подошёл бы конкретному человеку, потому что у него какой-то другой способ познания — и мне надо понять, в чём он.

Профессиональные неудачи

Был один провальный случай. Я работал с девочкой из своей школы. Сначала занимался с ней как репетитор, а потом как тьютор. Ей нужно было выбрать, в какой профиль идти после восьмого класса.

Проблема заключалась в том, что каждую неделю мы касались какой-то области её интересов и придумывали, как исследовать эту область, но на следующую сессию она приходила, как будто «обнулившись» после общения с семьёй, и нужно было начинать работу с чистого листа.

В итоге в конце учебного года её родители сказали: «Спасибо, было интересно, но на этом мы закончим и теперь будем готовиться к экзаменам». Хотя наша работа ещё не была завершена. Когда я пришёл на выпускной через пару лет, мама этой девочки сказала мне, что им не надо было тогда прекращать работу, потому что девочка по-прежнему в неопределённости. Люди признали, что можно было что-то сделать, а я в силу разных причин не смог тогда донести до них важность продолжать. Недокрутил историю.

Перспективы развития профессии

Я планирую двигаться дальше в науку. Я учился в аспирантуре, но тогда не совсем верил в ту тему, которую исследовал. Сейчас я изучаю образовательный потенциал городской среды, и мне по-тьюторски это очень близко: это смесь урбанистики, антропологии, психологии и средового подхода к жизни человека в городе — и всё это можно изучать в контексте образования.

Что касается развития самой профессии тьютора, то в последние десять лет я вижу сильный рост интереса к ней: люди говорят об этом, делают выпуски на радио, появляется больше обучающих программ. Университеты внедряют тьюторство в свою среду, создаются тьюторские службы в образовательных онлайн-проектах. Цикл формирования профессии ещё продолжается. Она «вышла» из кабинетов исследователей и попала в бизнес, где практики больше, а процессы её осмысления быстрее. Надеюсь, что вслед за этим начнёт формироваться и устойчивый спрос на тьюторские услуги на рынке.

Источник

Кто такие тьюторы и зачем они нужны школам

756104635406970

Об авторе: Михаил Мягков, генеральный директор образовательной компании MAXIMUM Education.

В учебные заведения планировалось приглашать выпускников или студентов старших курсов педагогических вузов, которые могли бы проводить очные занятия у детей, а преподаватели старшего возраста, в свою очередь, должны будут стать тьюторами для дистанционного мониторинга процесса, а также консультирования молодых учителей и разбора сложных случаев. Такая модель обучения не нова, но будет ли она эффективна в России?

Тьютор — необходимый элемент в системе образования

Сейчас тьютор часто ассоциируется с тем, кто помогает учиться детям с особенностями в развитии. Но на самом деле тьютор — это наставник любого учащегося на его сложном образовательном пути. И это ни в коем случае не замена учителя: это особая роль на стыке психологии и педагогики.

Самоопределение, индивидуальная образовательная траектория, наставничество, создание индивидуального образовательного пространства — это все про тьюторинг. Задача тьютора — помочь ребенку оценить свои способности и интересы и на основании этого помочь ему составить индивидуальную программу развития.

756305112877036

Работу «тьютора» часто относят к профессиям будущего, хотя в частных школах тьютор — уже обычная история. Тьютор в Москве может рассчитывать на зарплату от 30 до 80 тыс. руб. в месяц, в среднем зарплата в столице составляет 88,9 тыс. руб. в месяц.

Откуда появились тьюторы и при чем здесь dual teaching

Тьюторство — не новый термин, и, по некоторым данным, его корни уходят в Древнюю Грецию. То, что хотят ввести в московских школах, в зарубежной практике называют dual teaching (а еще two teacher model и co-teaching). И это тоже про тьюторство, но немного другое.

Сильных и опытных преподавателей всегда дефицит, такие профи, как правило, живут в больших городах, и доступ к ним имеют ограниченное количество учеников, что порождает неравенство. В dual teaching-системе опытные преподаватели ведут свои занятия онлайн в режиме реального времени на большое количество классов. На местах (в каждом конкретном классе) находятся преподаватели-ассистенты, которые следят за выполнением задач, помогают с практическими заданиями и способствуют вовлечению учеников в процесс.

Читайте также:  сдохла курица что делать

Понятно, что проблема неравенства в образовании появилась не вчера. Например, в Китае и 20 лет назад была нехватка преподавателей высокого уровня. Сначала ее пытались решить в рамках офлайн-занятий, когда в огромную аудиторию с одним учителем приходили более 200 учеников. Примерно в 2010 году эти уроки в формате «один учитель — много учеников» перевели в онлайн. С эволюцией онлайн-образования подходы к онлайн-обучению совершенствовались — появились форматы 1х1 (ученик — учитель), 1х5 (учитель — пять учеников), 1х10, 1х100, 1х1000 и в качестве одной из моделей появился dual teaching, объединяющий в себе офлайн- и онлайн-обучение.

755717600931864

С точки зрения бизнеса данная модель помогала решить проблему нехватки квалифицированных кадров при сохранении качества образования. Также это помогало образовательному бизнесу выйти за пределы больших городов и начать экспансию в города третьего-четвертого уровней, где наблюдалась критическая потребность в хороших преподавателях.

На государственном уровне dual teaching работает в более чем пяти провинциях Китая: в 2013 году Chinese Normal University, например, внедрил практику «один лектор + один ассистент на месте» для учеников из сельской местности.

Нехватка педагогов в России

В нашей стране равенство всех граждан в получении знаний закреплено в законе «Об образовании», хотя понятно, что это скорее декларативная история, нежели реальное положение дел.

В разных регионах России школьники имеют разные возможности для получения основного общего образования. Сравнивать уровень сельской школы в провинции и московского лицея просто невозможно.

Подтверждают этот тезис результаты мониторинга ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Согласно его результатам 44,7% педагогов уверены, что в школах работает неоднородный педагогический состав. А из-за преобразований государственных стандартов количество школ ежегодно сокращается, из-за чего растет нагрузка на учителей: 63,5% педагогов работают более чем на одну ставку.

Мы в MAXIMUM Education проводили собственные опросы учителей (более 2,5 тыс. респондентов со всей России) и глубинные интервью с родителями (свыше 100 человек) весной 2020 года на эту тему. Опрошенные нами учителя и родители отмечали очень серьезный уровень дифференциации уровня образования по регионам.

С учетом того, что по данным Счетной палаты к 2024 году численность школьников составит почти 20 млн детей, а количество школ между тем сокращается, кажется, что проблемы Китая очень близки и нам.

Эффективна ли модель и получится ли ее внедрить в России

Очевидно, что проблема осознается и на уровне системы, поэтому мы видим цифровизацию одним из фокусов и задач в национальном проекте. Однако провести сети и поставить оборудование недостаточно, чтобы образование стало цифровым. Да и не факт, что именно эту задачу надо решать.

Сейчас мы находимся в точке, когда будущее уже началось. И не важно, что в неком условном «завтра» пандемия закончится. Онлайн-компонент уже вряд ли исчезнет — слишком много ресурсов вложено в дистанционное обучение. Вопрос, хорошо это или плохо, для меня не стоит. Качественное — хорошо и эффективно, некачественное — плохо и нежизнеспособно.

Другой вопрос, что к 100%-дистанционному формату никто не готов, да и на самом деле такой сценарий не планируется. Тема эта по сути своей спекулятивна и уводит в сторону от по-настоящему важного вопроса: как сделать эффективным смешанный формат обучения, какая модель для этого выглядит наиболее подходящей в российской системе образования. И именно тут хочется посмотреть на опыт нашего соседа, у которого много похожих сложностей, большая территория и существует та же неоднородность качества образования.

755903987723216

Модель dual teaching, конечно, не идеальна, но, несомненно, стоит того, чтобы попробовать ее адаптировать под российские реалии. На первый взгляд, все проще простого: поставь в классы электронную доску, договорись с ведущими учителями больших городов — и вот тебе пилот.

Но один из самых главных вызов в применении данной модели — эффективность обучения. Так, в институте лекции обычно подкрепляются семинарскими занятиями, где лекционный материал разбирается, дополнятся и закрепляется. Здесь также важна связка учитель — тьютор. На самом деле огромная роль тут отводится «ассистенту», который должен не просто следить за тем, чтобы дети не отвлекались, но повторно объяснять, проверять, помогать, мотивировать и при этом быть в тональности и русле того, что дает онлайн–учитель. Из этого вытекает очень простой вывод: необходима качественная подготовка и/или переподготовка учителей–ассистентов, а также выстраивание диалога между онлайн-учителем и ассистентом в классе.

И здесь, конечно, открывается потрясающая возможность к экспериментам и изменениям модели.

Думаю, что пилот может и должен происходить в сфере частного дополнительного школьного образования. Частный сектор довольно гибок: попробовали на малой территории, что-то не получилось, быстро скорректировали и пошли дальше. Так можно выработать эффективную модель для всей России.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector