что такое тюркский каганат

Тюркский каганат

Gokturks
Флаг
270px %D0%A2%D1%8E%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82 Столица 552-603 Суяб [1] [2] [3] Язык(и) древнетюркский Площадь 13 млн км² Население тюркюты
Усуни, Дулу, Нушиби (в Семиречье)
уйгуры (в Восточном Туркестане)
теле (в Алтае)
кидани (в Маньчжурии)
енисейские кыргызы (берегах Енисея)
согдийцы (в Средней Азии)
кыпчаки (на севере, Казахстан, Западная Сибирь) Преемственность ← Жужаньский каганат
Восточно-тюркский каганат →
Западно-тюркский каганат →
Древняя история Казахстана
Андроновская культура
Саки • Усуни • Кангюй • Гунны
Раннесредневековые государства Казахстана
Тюркский каганат (552—603)
Западный каганат (603—704)
Тюргешский каганат (704—756)
Карлукский каганат (756—940)
Кангары • Кимаки • Огузы
Караханиды • Каракидай • Кыпчаки
Средневековые государства Казахстана
Монгольская империя (1205—1291)
Казахское ханство и жузы
Казахское ханство (1465—1847)
Старший жуз (1715—1822)
Средний жуз (1715—1822)
Младший жуз (1715—1731)
Букеевская Орда (1801—1872)
В составе Российской империи
Алаш-Орда (1917—1920)
Туркестанская автономия (1917—1918)
Новейшая история
Киргизская АССР (1920—1925)
Казакская АССР (1925—1936)
Казахская ССР (1936—1991)
Республика Казахстан (1991—н.в.) Портал | Категория

Тю́ркский кагана́т, Тю́ркютский кагана́т (Кёктюрк — небесные тюрки) — крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. Одно из крупнейших государств в истории. В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана (Средней Азии), Казахстана и Северного Кавказа.

Содержание

История

После падения могущества усуней, Семиречье превратилось в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V веке отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихся землях пытались обосноваться остатки юэчжи, но после войн с жужанями в 418—419 годах они были вынуждены уйти в Среднюю Азию, где столкнулись с персами и эфталитами. Верховья рек Шу и Талас были захвачены кангарами, которые остановили движение жужаней на запад. Семиречье и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням.

Ранняя история

По легенде, от хуннского царевича и волчицы появился род Ашина. Они жили в горах Алтая, число их оценивалось в несколько сот семейств. Считается, что Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского кагана. В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племён Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками.

Само слово «тюрк» значит «крепкий», «сильный». До настоящего времени у многих тюркоязычных народов слово «тюрк» используется в первоначальном значении как «вместе, сообща». Согласно А. Кононову, первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племён Ашина, и лишь затем стал названием всех племён, подчинённых тюркскому кагану.

Тюркский Каганат

В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.

Распад Каганата

Государственное устройство

Войско

Экономика и хозяйство

Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

Тюркюты освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию.

Этнический состав

Хронология

220px Kloster zezerleg

magnify clip

Ниже приведены известные события, относящиеся к истории древних тюрок и Тюркского каганата. Даты под звёздочкой являются реконструкцией и имеют предположительный характер.

Источник

Тюркский каганат

tyurkskiy kaganat2

Великий Тюркский каганат образовался в 552 году., когда вождь племени Ашин — Бумын был провозглашен каганом. С этого времени этноним «тюрк», дословно означающий «сильный», «крепкий», закрепился в качестве собирательного имени за всеми племенными объединениями-государствами.

В последующие тридцать лет наследники-продолжатели дела основателя империи Бумына — Истеми, Мугань, Кара-Чурин Тюрка и Тобос внесли существенный вклад в реализацию общетюркской мечты — превращение Тюркского каганата в мировой колосс.

Территория тюркского каганата

Наивысшего расцвета Великий Тюркский каганат достигает во второй половине VI века в процессе освоения новых территорий и включения в него потенциала покоренных племен. Его территория простиралась от Маньчжурии до Северного Причерноморья, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи.

karta tyurkskiy kaganat

Значительная часть Южного Урала и Нижнего Поволжья, включая территорию современного Татарстана, также входила в состав каганата. «Свое гигантское государство, простиравшееся от Черного моря до Тихого океана, тюрки назвали Вечный Эль, как бы утверждая этим свою власть на вечные времена».

Политика Тюркского каганата

Опираясь на военную и политическую силу, каганат пытался усилить влияние на соседей, развивал отношения с великими государствами раннего средневековья: на востоке — с Китайской империей, на западе с Византийской империей, на юго-западе — с кочевыми племенами Средней Азии.

Пограничное положение настраивало каганат на необходимость не только завоевательных походов, но и на ведение искусной дипломатии. В дипломатическую практику тогда вошли регулярные обмены посольствами, подписание политических и торгово-экономических договоров.

dogovor tyurki

Активность и результативность внешней политики обеспечили включение Тюркского каганата в международную систему торговых, экономических, политических и дипломатических отношений. Это, в свою очередь, обусловило новый уровень этнических контактов и культурно-цивилизационного симбиоза. Но главной целью оставалась консолидация конгломерата тюркских народов Евразии и на этой основе усиление экономической, политической и военной мощи государства.

Боевое искусство Тюркского каганата

Имперский характер государства требовал постоянного внимания к совершенствованию военного дела, усилению боеспособности армии. «Победы коктюрков, в результате которых они стали хозяевами половины мира, были не случайными: они создали эффективную системы управления армией». Войско коктюрков состояло из тяжелой и легкой кавалерии. Конница являлась основной ударной силой военных действий, она была приспособлена к действиям и в степи, и в горах. Соответственно ее предназначению воины-кавалеристы были хорошо вооружены.

tyurki

Вместо длинного скифо-сарматского меча у них появляются однолезвийная искривленная сабля, дальнобойные луки трехлопастными наконечниками на черенке. Копье у конного воина становится более тяжелым, ибо оно предназначалось для того, чтобы вышибать противника из седла. Все эти новые формы вооружения стали необходимы в связи с изобретением стремян, которые делали посадку всадника более устойчивой, позволяли вести рукопашный бой.

Древнехуннско-гуннская традиция культивирования военного дела, воинской отваги получила дальнейшее развитие и была доведена до уровня боевого искусства. К нему тюрки приобщались с детства. Этому они учились в школах воинских и боевых искусств, в которых шла не только физическая и воинская, но и духовная закалка.

Тюркское боевое искусство базировалось на философии и мировоззренческой системе ценностей тенгрианства, что помогало тюркам одерживать победу благодаря не столько численному, сколько духовному превосходству.

В литературе до сих пор сохраняется точка зрения, согласно которой Великий Тюркский каганат занимался исключительно ведением войн. Но ни одно государство, ни тогда, ни позже не могло веками сохранять свое доминирование только за счет войны.

tyurki s kopyem

Степень военного могущества каганата и множество победных сражений в ходе военных столкновений с армиями таких великих империй, как Китай, Иран, Византия, Арабский халифат, и многих других государств также во многом определялись уровнем его экономического и культурного развития. Поэтому правильнее говорить о перманентном изменении соотношения между военными и мирными формами, приоритетами и направлениями его развития, часто в пользу первых, т.е. военно-технологических.

Первоначальный имперский импульс, обозначившийся еще в эпоху хуннской державы, по мере роста стремления к расширению территории и освоения новых пространств набирал силу. У гуннов проявления имперской традиции обнаруживаются более четко. В Великом Тюркском каганате уже определенно обозначается преобладание имперских традиций над партикулярными, невоенными устремлениями.

Во многом это было связано с трансформацией кочевого образа жизни, уклада хозяйствования и стиля мышления, сутью которой является смена «завоевательно-переселенческой» мировоззренческой установки на философию «завоевания — покорения — подчинения». С ней связаны все наиболее кардинальные перемены в решающих сферах жизнедеятельности.

Уже на этом этапе можно говорить не только о синтезе кочевого и оседлого укладов, но и о том, что земледелие, ремесленное производство, ориентированные на рынок, становятся равнозначными традиционным кочевым видам хозяйствования. Важнейшим элементом трансформации кочевнической системы стала революция в духовной сфере.

Создание Великой Тюркской империи было, пожалуй, единственной и безальтернативной формой решения этапной исторической задачи — «собирания разбросанных тюркских камней» и завершения длительного процесса формирования общетюркской цивилизации.

Культура Тюркского каганата

Признаками-критериями развитости этой цивилизации является эффективность управления государством, армией, политическими институтами. Получают развитие и расцвет оригинальные элементы, новые формы и направления материальной и духовной культуры. Многие культурные явления той эпохи приобрели устойчивый характер и превратились в традиции для последующих поколений тюркских народов и государств.

kalendar tyurkov

Тюркская традиционная культура, сложившаяся тогда как система, включала в себя широкий спектр народных знаний, связанных с практической деятельностью (календарь и счет времени, метрология и система счета); систему космогоничных воззрений и философских взглядов на время, пространство и смысл бытия; совокупность идейно-мировоззренческих установок и религиозных верований, самобытное искусство, отражавшие широту и полноту духовного мира тюркского сообщества.

Письменность в Тюркском каганате

Ярчайшим свидетельством ее высокого уровня явилось появление и развитие общетюркского языка и древнетюркской рунической письменности, которая стала предпосылкой для сильного культурного рывка общества. Культура и образованность для тюрков постепенно становятся явлением достаточно обычным и привычным.

pismo

«Впервые традиции общей письменной цивилизации оказались распространенными на территории, став достоянием не отдельного племени (какими были рунические письменности кочевников до тюрков), а всей империи». Расширилась социальная база письменной культуры и территория ее распространения. «Руническая письменность была распространена и активно использовалась во всей зоне обитания древнетюркских племен.

Этот вывод имеет исключительное значение для определения роли фактора образованности в формировании культурного облика татарского народа. В его иерархической системе ценностей образованность, просвещенность и цивилизованность всегда имели статус главных, приоритетных.

Материализованными формами тюркской письменности выступают орхоно-енисейские надписи, выполненные на камне, бумаге, строениях и предметах быта. Особый интерес представляют эпитафии, имевшие многожанровый характер и широкую функциональную нагрузку.

orhono eniseyskie

Специалисты рассматривают их как средство монументальной пропаганды и источники изучения тюркского права, как своеобразное дидактическо-педагогическое наставление-завещание; как сборник идейно-нравственных и духовных ценностей и кодекс морали и этики, а также как памятники общетюркской поэзии.

Памятники-эпитафии манифестировали идею вечного божественного эля, т.е. имперскую идею, слитую и неотделимую от истории.

«Записи на орхонских каменных книгах-памятниках мировой культуры VI — VIII века поражают величием духа, мощью слова, концентрацией сил древнего космоса, сечи кровавой, гулом битв и сражений предков, призывом к миру и добру, плачем, скорбью по погибшим героям, стремлением к объединению тюркских племен во имя благоденствия народа».

Орхрнно-енисейский памятник – это открытая книга мудрости, написанная на основе собственно тюркского алфавита, которым пользовались длительное время многие тюркские народы. Это послание создателей древнетюркской империи своим наследникам.

Ученые Тюркского каганата

Рождение тюркской историографии как особого направления в системе научных знаний связано с именами двух отцов-основателей древнетюркской исторической школы — Тоньюкука (Апа-Тархан) и Иоллыг-тегина.

tonukukЭто выдающиеся мыслители и самые древние из известных нам тюркских историков. Но в самом факте появления историографии как наиболее высокой формы исторического самосознания, самопознания своей культурно-исторической идентичности необходимо видеть интегрированный признак осознанности единства, сплоченности и величия своего народа, своей цивилизации.

Общетюркский цивилизационный дом за 200 лет своего существования подготовил к самостоятельной жизни целое поколение новых «потрясателей Вселенной».

Могучий тюркский этнокультурный корень дал крепкие «побеги» в форме десятков каганатов (Уйгурский, Тюргешский, Карлукский, Караханидский, Кимакский и др.), государств и даже империй. Каждый из них имел исторический срок самореализации и формы самопроявления на исторической арене.

Источник

Что такое тюркский каганат

Тюркский каганат — государство, основанное в 552 г. в Центральной Азии племенным союзом тюрок, главными занятиями которых были кочевое скотоводство и охота. В 460 г. жужане вытеснили тюрок из Восточного Туркестана на Алтай. Там образовался союз племен, принявший название «тюрк». Этот термин, имевший первоначально политическое значение, позже стал обозначать группу тюркских народов и языков. В 545 г. тюрки разгромили уйгурские племена, а в 551 г. — жужан. В 552 г. вождь тюрок Бумын провозгласил себя каганом, в том же году тюрки завоевали всю Центральную Азию, во второй половине VI в. — первой половине VII в. делали набеги на Иран, Китай и других соседей. Внутренние распри и восстания завоеванных народов ослабили каганат. В конце VII в. начался быстрый распад каганата, в 745 г. его остатки разгромили уйгуры и основали Уйгурский каганат.

Древние тюрки

Древние тюрки (=Тюркюты=Тюгю)

Алтайские тюрки (=тюркюты=тюгю) считаются прямыми потомками хуннов. А вот правящий у них род Ашина был монгольского или смешанного монголо-тюркского происхождения.

В начале V века Ашина подчинялись хуннскому князю Мугяню, владевшему Хэси (см. выше). В 439 году Мугянь был разбит тобасцами из Вэй. Ашина с подчинёнными ему 500 семействами бежал на Алтай и стал вассалом жужаней. Его наследники были подданными жужаней более ста лет. За это время тюрки размножились, окрепли, создали мощную конницу. Обретя могущество, они в 551 году под предводительством Бумына восстали против жужаней и быстро разгромили их. После этого Бу- мын принял титул кагана, но вскоре умер. Далее тюрки повели многочисленные войны на востоке, западе и юге, покорили множество племён, народов и государств, создав огромную империю, охватывавшую пространства от Маньчжурии до Чёрного моря.

Династия Ашина

Восточнотюркский каганат

Бумын (Тумын, Иль-хан) (каган с 551 года) 534-552

Кара Иссык-хан 552-553

Мугань-хан (Яньды, Кушу) 553-572

Таспар (Тобо)-хан 572-581

Шаболио (Бага Ышбара-хан) 581-587

Чулохоу (Бага-хан) 587/588

Кара Чурин-Тюрк (Тардуш-каган) 599-604

Жангар (Толис-каган) 604-608

Дуги (Шиби-каган) 608-619

Кат Эль-каган (Тугбир) 620-630

Гибель каганата под ударами китайских войск.

В 556 году Истеми, брат Бумына, возглавил поход тюрков на запад. Практически с этого момента началось разделение каганата на Восточный и Западный. Хотя до 599 года официально каганами считались потомки Бумына, но западная часть каганата практически им не подчинялась.

В 599 году каганом стал сын Истеми Кара Чурин-Тюрк. Теперь уже возмутилась восточная часть каганата. В разгоревшейся борьбе Кара Чурин-Тюрк потерпел поражение, а каганат распался окончательно на Западный и Восточный, каждый со своими каганами.

Истеми (Синджиб) ум. 576

Кара Чурин-Тюрк (Дяньгу) 576—604

Таман (Дамань) 604-611

Кюлюг Эльбильге-каган 630-631

Шили (Ирбис Болун-ябгу-каган) 631—633

Нишу-шад (Дулу-каган) 633-634

Тонг-шад (Ышбара Эльтериш Шир-каган) 634—638

Юкук-шад (Ирбис-Дулу-каган) 638—642

Иль-Кюлюг-шад (Ирбис-каган) 639—640

Багадур (Ирбис Ышбара-ябгу-каган) 640-641

Период 641—642 гг. — междуцарствие.

Ирбис Шегуй-каган 642—651

Хуллыг (Нивар Ышбара-ябгу-каган) 651—657

Гибель каганата под ударами китайских войск. Его территория была разделена на два губернаторства. Одно соответствовало ареалу расселения племён дулу, другое нушиби. Во главе первого был поставлен Ашина Мише (ум. в 664 г.), второго — Ашина Бучжэнь (ум. в 667 г.).

Второй тюркский каганат

Каганат возник в результате восстания тюрков и примкнувших к ним остатков различных других племён против китайцев. Довольно быстро китайское господство в степи было свергнуто, а тюркский каганат возрождён.

Каганы Второго каганата не принадлежали к главной ветви династии Ашина.

Итмиш (Ильтериш) Нишу-бег 679—680

Кутлуг Эльтериш-каган 682—693

Мочжо Капаган-каган 693—716

Могилянь Бильге-каган 716—734

Йоллыг Тенгри-каган 734—739

Бильге Кутлуг-хан 739—741

Окончательная гибель каганата под ударами китайских и уйгурских войск. Последний каган убит уйгурами, к которым и перешла власть в степи.

Как это ни странно, после гибели Второго тюркского каганата его правящий род Ашина сохранился. Правителями (идикутами) племенного союза басмылов стали представители именно этого рода (последний каган Баймэй был вождём басмылов). Позднее бас- мылы в составе кипчаков-половцев оказались далеко на западе. Болгарский род Асеней (Асени=Ашина) был половецкого происхождения. В 1186.году Асени стали царями Болгарии (о династии Асеней — в главе «Славянские государства и Литва»),

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 655-658.

Источник

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

Полезное

Смотреть что такое «ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ» в других словарях:

Тюркский каганат — (каганат) 552 603 … Википедия

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ — ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (по реке Аму Дарья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и… … Современная энциклопедия

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ — государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центр. Азии, Сев. Китая, значительной части Ср. Азии (до р. Амударья). В нач. 7 в. распался на Зап. тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и Вост. тюркский каганат… … Большой Энциклопедический словарь

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ — ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до р. Амударья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и… … Русская история

Тюркский каганат — ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (по реке Аму Дарья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Тюркский каганат — государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до реки Амударья). В начале VII в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и Восточный Тюркский … Энциклопедический словарь

Тюркский каганат — (552 745) государство, основанное в Центральной Азии племенным союзом тюрок. В 460 одно из гуннских племён, так называемое ашина, попало под власть жужан (См. Жужане) и было переселено из Восточного Туркестана на Алтай, где сложился союз… … Большая советская энциклопедия

Тюркский каганат — (552 745) госуд., основанное в Цент. Азии племенным союзом тюрок, к рый возгл. одним из вождей (хунн) племен Ашиной. Важное место в их обществ. жизни принадлежало воен. делу. Тюрки занимались кочевым скотоводством, охотой. В 545 тюрки… … Древний мир. Энциклопедический словарь

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство — Существовало с IV по VIII век, основано Ашиной. Во второй половине VI века Т.К. в союзе с Византией начал войны с Ираном за контроль над Великим шелковым путем. В 576 году тюрки взяли Боспор (Керчь), в 581 г. осадили Херсонес. В начале VII века Т … Топонимический словарь Севастополя

Западно-тюркский каганат — 603 704 … Википедия

Источник

Читайте также:  самая красивая девочка в балашихе и зачем такую дочь мама родила
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector