что такое тыловые динамики

Сайт установщиков

http www.instalator.ru images stories stories til
Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.

Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом, техническим консультантом компании «Русская Игра».

Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.

НУЖНЫ ЛИ ТЫЛОВЫЕ ДИНАМИКИ?

По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой. Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС. Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.

РОЛИ ТЫЛОВЫХ ДИНАМИКОВ.

Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд ситуаций, где без них просто не обойтись.

На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.

ЗВУК ВОКРУГ

http www.instalator.ru images stories stories til2
Суть данной установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку. Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в передние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.

Этот вариант установки – самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции – в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука. Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух- или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название0, устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах.

ОЗВУЧИВАНИЕ МЕСТ ЗАДНИХ ПАССАЖИРОВ

http www.instalator.ru images stories stories til4
Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле – забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливать не в заднюю полку, а по аналогии с фронтальными – в дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте – спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.

ТЫЛОВОЙ КАНАЛ КАК ДИФФУЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗВУКОВОЙ КАРТИНЫ

http www.instalator.ru images stories stories til5 Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.

Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные СЧ-динамики типоразмера 3,5 – 5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 Гц до 4-5 кГц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.

МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

http www.instalator.ru images stories stories til6 Если в предыдущих вариантах установки тыловых каналов есть свои сторонники и противники, то в форматах многоканального звука Dolby Digital и DTS тыл является частью концепции построения и его наличие обсуждению не подлежит. Как показала практика, при монтаже многоканальных систем следует руководствоваться теми же принципами, что и в домашней технике. Для построения тылового канала необходимо использовать динамики с максимально широким диапазоном частот (звук в этих системах изначально прописан в диапазоне от 20 до 20000 Гц). Устанавливать динамики желательно как можно выше – например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным.

СОПРЯЖЕНИЕ С КАНАЛОМ САБВУФЕРА

Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера?

Теоретически – да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика, пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит – проблемы с согласованием в данных системах не существует. Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране (free air) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания. Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС;достаточно вспомнить, что в тестах “Car&Music” не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления.

Читайте также:  ротавирус что это такое симптомы

КАК УСТАНОВИТЬ И КАК НАПРАВИТЬ ДИНАМИКИ ТЫЛОВОГО КАНАЛА

http www.instalator.ru images stories stories til8

Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое – максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF. Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее – с кузовом хэтчбек. Второе – избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье – не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность.

Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того – воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 4-5 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний. Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней.

ВЫВОД

Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана – все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.

Материал предоставлен журналом Car&Music, №4/2004.

Источник

Тыловые колонки в домашнем кинотеатре: биполь, диполь и прочие хитрости

Акустика с индексом «FX» от Monitor Audio – оптимальный выбор при создании качественной системы домашнего кинотеатра

MA FX front 1920

В «монофоническую эпоху» единственную колонку зачастую норовили поставить в угол. Во-первых – так она занимала меньше места в помещении, во-вторых – угол удачно выступал в качестве своего рода низкочастотного рупора, добавляя несколько децибел звукового давления на басу. Пожалуй самые известные угловые модели того периода (середина XX в.) – Hartsfield от JBL и Klipschorn, который выпускается и поныне.

jbl hartsfieldВот эти два монстра и есть угловые АС JBLHartsfield

Однако с приходом стереовещания ситуация изменилась. Высвободить под музыку один угол – задача в целом нехитрая, но вот два, а фактически целую стену – это уже проблема. Плюс к этому, благодаря новым материалам и технологиям, постепенно увеличивалась протяженность АЧХ акустических систем вниз, появлялись сабвуферы… В общем, от естественной угловой поддержки можно было более-менее безболезненно избавиться.

За последующие десятилетия потребитель «смирился» с необходимостью размещения в комнате полноценной стереопары, чаще всего – по бокам стойки с аппаратурой, а впоследствии и телевизора. Безусловно, видеомагнитофоны 1980-х с их архаичным Dolby Pro Logic порой вдохновляли отчаянных синефилов и на увеличение числа колонок, но это было скорее баловство, нежели осознанная необходимость.

Но четверть века назад появился Dolby Digital, в настоящий момент – самый распространённый многоканальный цифровой формат. Начиная с фильма «Бэтмен возвращается», с его использованием было снято около 20 тысяч кинокартин. А буквально через несколько лет начал свое победное шествие по планете и самый часто встречающийся теперь цифровой видеоноситель – DVD. Дальнейшее стало, как говорится, делом техники, и сегодня перед любым человеком помимо выбора фильма стоит и проблема места его просмотра – в кинотеатре или дома.

MA FX inside 2 1920 Не в каждом доме, не говоря уже о городской квартире, можно найти место для такого просторного домашнего кинотеатра

А вот дальше начинается самое интересное. Эффектов, как несложно догадаться, бывает много и разных. И теория качества в данном случае подсказывает нам желательность узкой специализации. Другими словами: чем более нишевую задачу выполняет то или иное устройство, тем более качественно оно это делает.

MA FX inside 3 1920 Разместить акустику пространственного звучания на стене – само собой разумеющееся решение

Очевидно, что классифицировать акустические системы можно по огромному числу признаков, но мы сейчас поговорим об их главном предназначении – звукоизлучении.

Самый распространённый класс – монополярные колонки, то есть те, где все излучатели расположены на передней панели, а оси излучения, чаще всего, параллельны и направлены непосредственно на слушателя. Приставка «моно», в данном случае, означает не число каналов, но число направлений излучения динамиков, то бишь – единственное.

Биполярные колонки оснащены динамиками, расположенными на разных панелях, чаще всего под углом друг другу, и работающими в фазе.

Конструктивно похожие на них «диполи» имеют одно существенное отличие: их динамики работают в противофазе.

Первые обеспечивают самое чёткое, практически точечное звучание, у вторых, в большей степени, проявляется пространственный эффект, третьи создают максимально диффузное звуковое поле. Пусть и с изрядной долей условности, но можно расположить их на некоей шкале, где первым будет отвечать максимальное соответствие музыке, а третьим — максимальный эффект присутствия в кино.

Естественно, что такой солидный и уважаемый производитель акустических систем, как Monitor Audio, предусмотрел в своём модельном ряду специальные колонки эффектов. Во всех трёх основных сериях, Bronze, Silver и Gold, есть настенные модели с аббревиатурой FX – думаю, нет нужды объяснять ее происхождение?

Bronze FX оснащен фирменным 5.5-дюймовым басовиком C-CAM на фронтальной панели и парой дюймовых твитеров, изготовленных по аналогичной технологии, на скошенных боковых гранях. Акустическое оформление – закрытый ящик, тумблер для переключения биполь / диполь расположен на задней панели, рядом с клеммами для подключения усилителя, внешняя отделка – виниловая плёнка.

MA FX inside Bronze 1920 Задняя панель Monitor Audio Bronze FX оснащается специальным переключателем конфигурации

Silver FX, представитель шестого поколения этой модельной линейки Monitor Audio, посолидней, калибр басовика увеличен до 6 дюймов, изготовлен он по технологии RST, варианты внешней отделки – натуральный шпон или лак.

MA FX inside Silver 1920 Monitor Audio Silver FX с особым блеском сыграет роль колонки тыловых или боковых каналов

Наконец в Gold FX мы видим 6 (!) излучателей, включая ленточный для фронтальной монополярной пары, возможность переключения режимов с передней панели и даже триггерные входы для управления ими с процессора.

MA FX inside Gold 1920 Эксклюзивная отделка Piano Ebony делает Monitor Audio Gold FX ещё более привлекательными

Подводя итог вышесказанному: специализированные колонки эффектов – не прихоть производителя и не маркетинговая хитрость, это очевидный и необходимый элемент любого полноценного домашнего кинотеатра. Скорей уж банальные полочники в роли тыловиков – это некий компромиссный способ решения задачи, примерно как попытка замены сабвуфера чуть более басовитыми фронтами. Такой режим в ресивере есть, но это не значит, что он единственно правильный и полностью соответствует концепции бескомпромиссного домашнего кинотеатра.

Источник

New-Reality

Домашние кинотеатры, акустические системы, умный дом установка «под ключ»

Тыловые колонки для домашнего кинотеатра

Домашний кинотеатр без хорошей акустической системы останется обычным телевизором, ведь эффект присутствия в большей степени зависит не от размера экрана, а от звуков, сопровождающих действие. Если быть точнее – от того, как расположены их источники.

Читайте также:  седативное состояние человека что такое

Акустические системы домашних кинотеатров

Tylovye kolonkiЭффекта присутствия можно добиться только в том случае, если источников звука будет больше одного. Поэтому акустические системы для домашних кинотеатров строятся из одного сабвуфера и нескольких колонок. Первое устройство отвечает за трансляцию низкочастотных звуков и по этой причине имеет большие размеры, чем все остальные. Это объясняется законами физики: чем ниже частота, тем больше длина волны и размер излучателя сигнала. Поэтому сабвуфер ставят в центре, под экраном, и все типы акустических систем строят на его основе. Например, простейшим вариантом является тип 3.1 – три акустических колонки и один сабвуфер. Наиболее распространена система 5.1, поскольку именно это число колонок позволяет разбить ее на две части:

На фронтальные акустические системы возлагается задача качественной передачи звучания. А вот тыловая акустика для домашнего кинотеатра является как раз той вишенкой на торте, которая обеспечивает эффект присутствия. Перед тыловыми колонками ставится задача создания спецэффектов и несколько размытого звукового фона. Чтобы достичь желаемого эффекта, тыловая аудиосистема должна отвечать следующим требованиям:

Технические требования к тыловым аудиосистемам

Тыловые аудиосистемы не отвечают за качество звучания, а создают некий пространственный эффект. Поэтому их частотный диапазон и чувствительность могут быть меньшими, чем у фронтальных систем. Однако количество тыловых колонок должно быть таким, чтобы у основной акустической системы не осталось незадействованных каналов. Например, если фронтальная АС использует кодек Dolby Digital, количество каналов у которой 5.1, можно использовать одну тыловую АС Polk Audio FXi A4 из двух колонок. А если число каналов 7.1 – кодек Dolby Digital Plus, то число колонок увеличивается до четырех.

tylovye bipolyarnye kolonkiТыловые биполярные колонки

Немаловажное значение имеет и конструкция самих звуковых излучателей. Они бывают трех типов:

Монополярные колонки обеспечивают максимальное качество воспроизведения, звучание из них самое четкое, точечное. Поэтому для тыловых аудиосистем они не подходят. Биполярные создают пространственный эффект, а диполи – диффузию звукового поля, близкую к естественному шуму. Вот именно эти колонки лучше всего подходят для тыловых. Аудиосистемы, имеющие режим работы в противофазе, имеют в своем модельном индексе литеры FX. Компания Monitor Audio (Великобритания) выпускает высококлассные акустические системы hi-fi, колонки которых можно переключать из режима биполярного в диполь и варьировать звуковые эффекты.

Расположение и подключение тыловых аудиосистем

Если размеры комнаты позволяют, то диван лучше отодвинуть от стены и расположить тыловые колонки несколько сзади него. Во всяком случае эти излучатели звука не должны быть впереди места зрителя. Вы можете поэкспериментировать с направлением звуковой оси тыловой системы – поставить колонки лицом друг к другу или даже развернуть их к стене, добившись эффекта реверберации за счет многократного отражения.

Поскольку для тыловых аудиосистем не принципиально важно высокое качество звучания, то для их подключения можно использовать протокол Bluetoth, который при использовании кодеков ранних версий режет верхнюю часть спектра сигнала.

Примеры тыловых аудиосистем

Относительно дешевой тыловой аудиосистемой окружающего звука является АС Polk Audio FXi A4. Она оснащена драйвером СЧ/НЧ диаметром 133 мм с полимерным диффузором и двумя твитерами 25,4 мм, купола которых выполнены из шелково-полимерного композита. Рабочий диапазон от 60 Гц до 20 кГц, чувствительность 88 ДБ. Есть возможность переключения из режима диполя в биполярный. Совместима с фронтальными АС формата 5.1, а для работы с 7.1 нужна еще одна пара динамиков. Колонки можно располагать можно на стене, на полке или на потолке.

Купить тыловую аудиосистему можно во многих интернет-магазинах, при этом не стоит гнаться за самыми продвинутыми и дорогими моделями. Если вы подойдете творчески к ее размещению и не поленитесь экспериментировать со звуком, то получите эффект полного погружения в мир экранного действа.

Источник

Тыловые АС — когда они нужны?

9483234

Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.

Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом.

Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.

Нужны ли тыловые динамики?
По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой.

Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС.

Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.

Роли тыловых динамиков.

Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд моментов, где без них просто не обойтись.На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.

Звук вокруг.
Суть установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку.

Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в задние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.

Sound Board, или Звуковые панели.
Этот вариант установки — самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции — в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука.

Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух — или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название), устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах.

Читайте также:  что такое собственные оборотные средства в балансе

Озвучивание мест задних пассажиров.
Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле — забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливить не в заднюю полку, а по аналогии с передними пассажирами — в заднюю дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте — спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.

Тыловой канал как диффузная составляющая звуковой картины.
Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.

Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ- и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные широкополосные или СЧ-динамики типоразмера 3,5-5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 до 8000 Гц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.

Устанавливать динамики желательно как можно выше — например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ- и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным.

Сопряжение с каналом сабвуфера.
Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера?

Теоретически — да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника автомобиля настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит — проблемы с согласованием в данных системах не существует.

Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране (free air) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания.

Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС; достаточно вспомнить, что на наших тестах не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления.

Как установить и как направить динамики тылового канала.
Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое — максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF. Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее — с кузовом хэтчбек.

Второе — избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье — не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность.

Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того — воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 7-8 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний.

Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней.

Вывод.
Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана — все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.

6 комментариев к статье: Тыловые АС — когда они нужны?

Ох уж эти задние пассажиры. Поверьте мне как пассажиру — когда в уши играют динамики да ещё многополосные да ещё и сзади… ехать так отвратительно… Так что забота о задних пассажирах методом увеличения количества динамиков, играющим полный спектр правого и левого каналов создаёт для всех очень не комфотртное звучание и является тупиковой ветвью эволюции автозвука в плане повышения комфортности звучания. Звук над панелью перед водителем более комфортный для всех. При применении выигрывателей музыки Pioneer с функцией (прямой привод сабвуфера) могу предложить вариант динамиков в заднюю полку.С другими аппаратами(без прямого привода сабвуфера) такой вариант то же предпочтительнее,так как больше баса,чем с полки, а середина и верх достаточно сильно рассеиваются под закрытой полкой и почти не мешают формированию сцены. При отсутствии пионера можно применить недорогой усилитель с ФНЧ. На природе можно отключать, в повседневном случае — использовать как сабик.И самое главное — при продаже или другой крайней необходимости демонтируется за …20 секунд, если будущий хозяин пожалеет на эту красоту 200 уе.На природе даже от магнитолы озвучивание поляны… друзья будут вам очень благодарны.Практикую такой метод. Перед поездкой на природу подъезжаете ко мне, быстренько устанавливаем,подключаем… Оставляем залог (200). По возвращении отдаю залог за минусом 5 уе в сутки. В 9 случаях из 10 за залогом никто не возвращается.e2b39bd920d3

Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера

Не первый раз читаю и слышу об этом способе подключения тыловых динамиков. А можно ли выложить фото вариантов установки таких динамиков, не подключения — это уже понятно, а именно фото того, как это может выглядеть в автомобиле?

Да музыку дома надо слушать, а не в машине

Панель отправки комментариев Отменить комментарий

Авторизуйтесь используя свой аккаунт в социальных сетях Войти чтобы оставить комментарий.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector