что такое тяжелые нарушения речи

Тяжелые нарушения речи (ТНР)

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа нарушений, включающая целый ряд медицинских и логопедических диагнозов. Сюда входят все стойкие в своих проявлениях отклонения речевой системы у детей с нормальным развитием слуха и без первичных нарушений интеллекта.

Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжелых служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать стандартную общеобразовательную систему. Это обусловлено тем, что вслед за речью снижается вербальная память, отстает логическое мышление, появляются трудности выполнения устных инструкций, плохо развита моторика, а также снижена мотивация, зато у ребенка наблюдаются неуверенность в себе и раздражительность. Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало коммуницирует в обществе, у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.

Тяжелые нарушения речи, в отличие от общих, подразумевают полное отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в районе 4-5 лет. Возможно произношение отдельных слогов или звуков, но при этом ребенок предпочитает общаться жестами. Такое отставание от разговорных норм развития становится наиболее заметным именно в районе 5 лет, когда нормотипичные дети умеют выговаривать большинство звуков, используют развернутые фразы и предложения. Диагноз ТНР ставится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) прежде всего для того, чтобы направить ребенка в специализированное коррекционное учреждение. Конкретный медицинский диагноз, входящий в эту группу, может быть поставлен гораздо раньше. Но специалисты склоняются к мнению, что не стоит дожидаться постановки диагноза ТНР комиссией, любые коррекционные мероприятия лучше начинать как можно раньше, как только стали заметны первые трудности с речью ребенка, так как период полной реабилитации длительный. В некоторых случаях можно лишь улучшить речь ребенка, но не привести в норму.

Диагнозы, относящиеся к тяжелым нарушениям речи

ТНР является собирательным понятием, где речевые нарушения включают разнообразные диагнозы. В зависимости от симптоматики и этиологии необходимы различные виды коррекции, успех которой во многом зависит от правильной диагностики.

У ребенка с нарушенной речью может быть:

По некоторым источникам, к ТНР также относят дисфонию, афонию, тахилалию и брадилалию.

Все перечисленные формы нарушений имеют несколько степеней тяжести, что проявляется при диагностике и влияет на дальнейшую коррекцию. При самых тяжелых стадиях ребенок признается ограниченным в своих возможностях, и тогда поднимается вопрос социально-правового характера о предоставлении группы инвалидности.

При данных диагнозах рекомендуется перевести ребенка в специализированное учебное заведение – логопедический сад или в логопедическую группу сада комбинированного типа, где подбирается соответствующая как познавательная, так и коррекционная программа. Основные цели таких заведений сводятся к речевому и познавательному развитию, а также созданию социально-коммуникативной среды для детей с нарушениями.

Отдельно проводятся занятия по физическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию как основных элементов общего развития. Важно с момента постановки диагноза регулярно посещать специалистов для наблюдения динамики и своевременной коррекции реабилитационной программы. В зависимости от вида нарушения и его тяжести ребенок может стоять на учете одновременно у нескольких специалистов: невролога, логопеда, детского психолога, дефектолога.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Коррекция ТНР всегда длительна, часто требует участия команды специалистов. Поскольку многие диагнозы связаны с органическими поражениями, то необходимо медицинское сопровождение (психиатра, невролога, терапевта, педиатра). Помимо этого необходимы регулярные занятия со специалистами с педагогическим и психологическим образованием. Для снятия психологических блоков нужен детский психолог. Логопед занимается непосредственно коррекцией произношения, дефектолог помогает в развитии мышления, памяти.

Прогноз улучшений зависит от постоянства и регулярности занятий. Когда ребенок пропускает несколько уроков подряд, накопленные умения теряются,и специалистам приходится все начинать заново.

Сложность реабилитации также состоит в том, что для каждого ребенка составляется индивидуальная программа работы, включающая все его особенности. Сюда входят:

Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Именно в этот период есть возможность выровнять задержку развития речи и избежать постановки одного из диагнозов психоневрологической области.

Не каждое нарушение поддается коррекции, все зависит от ситуации и степени тяжести нарушения. Случаи с органическими поражениями коры и иннервационного аппарата требуют более длительной и серьезной коррекции. А логоневроз, обусловленный психотравмой, изначально имеет более благоприятный прогноз.

Немаловажна роль родителей, которым необходимо активно включаться во все этапы развития ребенка. Важно обеспечить строгое соблюдение режима дня и поддержание спокойной атмосферы в семье, так как эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита.

Специалисты центра Ember оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи на любой стадии. На консультации дефектологи и психологи дают рекомендации относительно смены модели взаимодействия с ребенком, что помогает улучшить взаимопонимание и облегчить выполнение домашних заданий. К примеру, мы применяем дополнительные наглядные материалы (карточки, игрушки) для улучшения восприятия вербальной информации.

Тяжелые нарушения речи требуют ежедневного внимания к деталям, постоянных коррекционных занятий и тесного сотрудничества всех специалистов и родителей.

Для успешной коррекции ТНР важно, чтобы детско-родительские отношения были гармоничными. Если родители испытывают чувство вины, повышенную тревожность, это может привести к гиперопеке ребенка и тормозить коррекцию его состояния. В этом случае рекомендуется проработать эмоции и страхи с семейным психологом.

В нашем центре есть все условия для успешной коррекции тяжелых нарушений речи.

Источник

Что такое тяжелые нарушения речи

С детьми, имеющими речевые нарушения, надо обязательно заниматься, и делать это усиленно. Без нормально развитого артикуляционного аппарата ребенок в дальнейшем не сможет нормально учиться и развиваться. Иногда детей, с которыми не занимаются, считают умственно отсталыми. Из-за ошибки диагностики и лени родителей ребенок может навсегда получить неверный диагноз, который сломает ему жизнь. Допускать этого нельзя.

Детки с тяжелыми нарушениями речи учатся в саду по адаптированной образовательной программе. С ними усиленно занимается логопед. Для детсадовцев с ТНР есть специальные игры, логоритмические упражнения и другие занятия, которые в целом укрепляют здоровье, развивают мелкую моторику (она непосредственно влияет на мозг и речь), тренирует артикуляционный аппарат.

Хочу посоветовать литературу, которая поможет занятиям с ребенком дома и в детсаду. Издания направлены на устранение недостатков речи, моторики и решение других попутных проблем. Их составляли профессиональные дефектологи и логопеды. Детям будет интересно!

Читайте также:  что такое сыр тендер

Что такое тяжелые нарушения речи

Как развивается речь малыша? Языком он овладевает постепенно: развивается фонематический слух, навыки произнесения звуков, улучшается словарный запас и понимание смысла слов. Овладение закономерностями языка начинается к 1,5-3 годам и завершается к 6-7 годам. В школе навыки совершенствуются. Разговаривать и понимать ребенок учится под воздействием родителей и окружающей среды, ему нужна практика говорения.

priznak

Нарушения речи могут быть связаны с разными ее компонентами: внятностью (звукопроизношениям), способностью слышать звуковой состав (фонематическим слухом), наполненностью словарного запаса или неумением строить предложения. Общее недоразвитие речи можно отнести к одному из 3-х уровней:

Тяжелые нарушения речи – это устойчивые разлады в формировании речевой системы. Сюда относят сложные случаи заикания, сенсорную алалию, дизартрию в тяжелой степени, закрытую ринолалию, афазию. Часто детям с такими проблемами присваивают статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

К тяжелым относят нарушения, не позволяющие ребенку пойти в обычную школу. Деткам с такими проблемами обязательно нужна помощь логопеда. Специальные занятия помогают многим детям пойти в результате в общеобразовательную школу. Другим же приходится искать школу для учеников с ТНР. Перейти из нее в обычную очень сложно, в вузы такие дети не поступают.

В последние десятилетия изменились особенности дефектов речи у детей. Проблемы возникают чаще и глубже. Наблюдаются сложности с произнесением звуков и связной речью. Специалисты связывают это с распространением телевидения и, особенно, мобильных телефонов. Дети реже играют и разговаривают между собой, зато чаще взаимодействуют с планшетом и телефоном. Происходит это не с помощью речи, а с помощью картинок, кнопок, букв.

Почему с тяжелыми нарушениями речи надо работать

Речевые проблемы – это не просто «ребенок все понимает, но сказать не может». У «тяжелых» деток наряду с дефектами речи идут другие. Недоразвита их познавательная деятельность (умение воспринимать, мыслить, запоминать). То есть интеллектуальное отставание наблюдается, но оно вторично и поддается коррекции. Особенно, если вовремя подключить специалистов.

Для деток с речевыми проблемами характерны такие психологические особенности:

Полноценно развитая речь – один из важных факторов нормального развития ребенка. Родителям стоит запомнить: до 5 лет они должны заметить, а потом при помощи специалистов правильно диагностировать все речевые недостатки. Чем раньше, тем лучше. И найти детсад либо другое заведение, где ребенку помогут.

Как учат деток с ТНР в детском саду?

Дошкольники с ТНР могут обучаться в ДОУ специализированных, а также в обычных детсадах, где есть логопед-профи. Для работы с ними дошкольное учреждение разрабатывает Адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР). Она создается на базе примерной адаптированной основной программы по ФГОС. Эта программа действительна только для конкретного детсада.

zanyatie 1

Она должна учитывать особенности психофизического и речевого развития, индивидуальные возможности ребенка, предусматривать коррекцию и социальную адаптацию. То есть происходит то, о чем писалось в одной из предыдущих статей: детсад берет одну из примерных общегосударственных программ и адаптирует ее под себя (в данном случае – под одного или нескольких учащихся). Документ утверждается заведующей и согласовывается с управляющим советом.

В одном саду может действовать несколько адаптированных программ: например, для деток с ТНР, задержкой психического развития и т.д. В документе должно быть несколько важных разделов, среди которых:

Почему стоит отдавать ребенка с ТНР в детсад, где до этого уже обучался ребенок с похожими проблемами? Потому, что воспитатели с этим уже сталкивались, имеют наработанный опыт и знают, в каком направлении двигаться. Скорее всего, под нового ребенка с ОВЗ будет разработана новая программа с учетом его индивидуальных особенностей.

Для деток с ТНР есть смысл обучаться в общеобразовательном ДОУ по адаптированной образовательной программе. Особенно, если среди воспитателей есть специалист по нарушениям речи. Ребенок будет постоянно в коллективе с обычными детками. Тут два плюса: он сможет чему-то от них научиться и не будет находиться в «теплице» специализированного ДОУ.

Сочетание коррекционной и общей развивающей программ

Напомню: дети с ТНР имеют только речевые отставания, но не психические. Их нужно развивать и обучать так же, как обычных дошкольников, при этом не забывая о коррекции. Основная задача программы для детей с ТНР в ДОУ – совместить два направления. Для этого и создается АОП в детсаду. Кстати, при ее разработке за основу могут быть приняты две и даже три примерные программы.

Готовность к школе в значительной мере зависит от того, насколько успешно будут преодолены речевые нарушения. Заниматься с ними по АООП ТНР очень важно. После поступления в первый класс это поможет преодолеть школьную дезадаптацию. Программа помогает адаптироваться в общество, развиваться соответственно возрасту. При этом дети получают психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение, а их родители – консультативную помощь.

Коррекция проводится индивидуально или в группе, в зависимости от особенностей ребенка и обстоятельств. Не стоит думать, что индивидуальные занятия всегда лучше. Иногда групповые – продуктивнее, особенно для детей, лишенных мотивации.

Программа ставит определенные цели. Например, добиться, чтобы к трем годам ребенок понимал речь, заинтересовался играми со сверстниками, научился повторению за взрослым предложения из 2-3 слов. К шести годам – смог использовать слова в соответствии с их значением, пересказывать небольшие рассказы, продуктивно работать и не отвлекаться, различать на слух правильно и неправильно произнесенные звуки. Конечно, цели вырабатываются индивидуально.

Задача родителей – помогать специалистам

Родители обязательно должны включаться в процесс развития речи своего ребенка и помогать педагогам. Приготовьтесь, что трудиться придется долго, целенаправленно и постоянно. Успешность коррекции существенно зависит от желания семьи работать с проблемой. Важный момент – надо вести себя аккуратно и сделать так, чтобы не отбить у ребенка желание разговаривать.

rech 1

Деткам с заиканием нужно организовать дома спокойные условия. Не заставлять их много разговаривать, укладывать днем спать. Лучше помогать малышу договорить слово, если он застопорился. Приветствуется «режим молчания», рекомендуют разговаривать шепотом. При ребенке не стоит обсуждать его дефект, особенно с посторонними.

При алалии ребенок плохо разговаривает или вовсе не может этого делать из-за повреждения речевых участков мозга. Такие поражения бывают из-за родовой травмы или других причин. При сенсорной алалии рекомендуют ограничить общение ребенка с окружающими, выключать радио и ТВ. Помогает создание искусственного зрительного голода. Как бы странно это не звучало, но нужно ограничить игрушки и картинки. Такой спокойный фон поможет специалисту в коррекционной работе.

Читайте также:  служба sys maint перегрузила диск что делать

В случае дизартрии первостепенное внимание нужно уделить чередованию сна и бодрствования. У малышей с дизартрией есть проблемы с моторикой пальчиков и кистей: они с трудом сами одеваются, делают гигиенические процедуры, держат ложку, оперируют предметами. Родители должны учить деток правильно захватывать руками вещи, держать их, перекладывать. За успехи надо ободрять и хвалить. Задача родителей – терпеливо и методично учить детей навыкам самообслуживания.

При закрытой ринолалии страдает тембр голоса и произношение звуков. Это случается, если есть непроходимость в носовой полости из-за аденоидов, полипов, искривленной носовой перегородки. Если доктор советует их устранить, стоит прислушаться к его мнению – вместе с дефектом могут исчезнуть сложности произношения.

Есть и открытая ринолалия из-за расщелин неба. Таким малышам рекомендуют реконструктивную операцию до оформления в школу. Начинать заниматься стоит до операции, это поможет правильно сформировать артикулирующие органы.

Источник

Что такое общее недоразвитие речи (дети с тяжелыми нарушениями речи)

deti s tyazholymi narusheniyami rechi

Что такое общее недоразвитие речи

Под общим недоразвитием речи ( дети с тяжелыми нарушениями речи ) в логопедии понимается такая форма речевых нарушений, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексического состава, грамматического строя речи).

Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии, заикании и др. нарушениях.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

При устранении речевых нарушений используются понятия: логопедическое воздействие, коррекция, компенсация, развитие, «обучение», «воспитание», «коррекционно-развивающее обучение» и др.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением.

Дети с тяжелыми нарушениями речи и некоторые виды речевых нарушений:

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (нарушение тголоса, нарушение фонации, вокальные нарушения).

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Логоневроз – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата.

Дислалаия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалаия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Итак, общее недоразвитие речи ( дети с тяжелыми нарушениями речи ) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторон при нормальном слухе и интеллекте.

В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребёнка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня:

Общее недоразвитие I уровня;

Общее недоразвитие II уровня;

Общее недоразвитие III уровня.

Дети с тяжелыми нарушениями речи I уровня. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимики.

Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков («Сяпоги», «сюба», «сяйник», «сяпля»). У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Воздействие на ребёнка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.

Источник

Что такое тяжелые нарушения речи

Термином ТНР в логопедии обозначаются стойкие специфические нарушения в созревании и становлении всех компонентов языковой системы (лексическо-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, просодической организации речевых высказываний), выявленные у детей при нормально функционирующем слухе и сохранном интеллекте.

ТНР в логопедии расшифровывается как тяжелое нарушение речи и включает следующие логопедические заключения:

Если исходить из общепринятой классификации речевых нарушений, то к группе ТНР принадлежат ОНР и ФФНР с полиморфным нарушением звукопроизношения.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР

С психологической точки зрения таким детям свойственна пассивность или наоборот, повышенная активность (гиперактивность), зависимость от окружающих, спонтанное поведение. Для них характерно:

Кроме того, такие дети с большим трудом усваивают чтение и письмо, арифметику. Как следствие – плохая обучаемость в школе. Дети замкнуты, стесняются общаться со сверстниками. Их преследуют ситуации с недопониманием, из-за чего формируются комплексы и проблемы с социализацией в целом.

Обучение детей с тяжелым нарушением речи ведется по адаптированной образовательной программе ( АООП) в специальном логопедическом саду или логопедической группе массового детского сада. С ними ежедневно занимается логопед и воспитатели, имеющие подготовку и опыт работы с воспитанниками с патологией речевой деятельности. Для детсадовцев с ТНР проводятся специальные игры, логоритмические упражнения и другие коррекционные занятия с психологом, дефектологом.

Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с ТНР представлено на схеме:

Коррекция дефекта проводится с учетом ведущей деятельности. У логопатов дошкольного возраста она осуществляется в процессе игры, которая является инструментом развития аналитико-синтетических процессов, общей и мелкой моторики, сенсорики и прососодики, усвоения языковых закономерностей и формирования гармоничной личности ребенка.

Организация получения образования обучающимися с ТНР регламентирована ст. 79 ФЗ РФ 273 «Об образовании». Согласно закону общее образование детей с ОВЗ осуществляется в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП. Обучение может происходит совместно с другими учащимися или воспитанниками (при инклюзии: наполняемость класса не более 25 человек, из которых не более 5 детей с ТНР). В отдельных учреждениях коррекционного вида (класс для детей с ТНР не может превышать12 человек).

Читайте также:  когда мужчина любит он начинает делать и не потому что надо а потому

Дети с ТНР нуждаются в специализированных методах обучения и воспитания, предполагающие дробное и алгоритмизированное предъявление нового материала и его поэтапное закрепление. Требуется время и дополнительные усилия для активизации учебных навыков, проведения предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы, образовательной лексической базы.

Источник

Тяжелые нарушения речи

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа нарушений, включающая целый ряд медицинских и логопедических диагнозов. Сюда входят все стойкие в своих проявлениях отклонения речевой системы у детей с нормальным развитием слуха и без первичных нарушений интеллекта.

Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжелых служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать стандартную общеобразовательную систему. Это обусловлено тем, что вслед за речью снижается вербальная память, отстает логическое мышление, появляются трудности выполнения устных инструкций, плохо развита моторика, а также снижена мотивация, зато у ребенка наблюдаются неуверенность в себе и раздражительность. Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало коммуницирует в обществе, у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.

Тяжелые нарушения речи, в отличие от общих, подразумевают полное отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в районе 4-5 лет. Возможно произношение отдельных слогов или звуков, но при этом ребенок предпочитает общаться жестами. Такое отставание от разговорных норм развития становится наиболее заметным именно в районе 5 лет, когда нормотипичные дети умеют выговаривать большинство звуков, используют развернутые фразы и предложения. Диагноз ТНР ставится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) прежде всего для того, чтобы направить ребенка в специализированное коррекционное учреждение. Конкретный медицинский диагноз, входящий в эту группу, может быть поставлен гораздо раньше. Но специалисты склоняются к мнению, что не стоит дожидаться постановки диагноза ТНР комиссией, любые коррекционные мероприятия лучше начинать как можно раньше, как только стали заметны первые трудности с речью ребенка, так как период полной реабилитации длительный. В некоторых случаях можно лишь улучшить речь ребенка, но не привести в норму.

Наши преимущества

Логопедическое обследование и нейропсихологическая диагностика

Наряду с обследованием речи мы предлагаем диагностику у нейропсихолога для более точного определения локализации поражения в коре головного мозга. Цели и задачи коррекционной работы напрямую зависят от грамотной, всесторонней диагностики. Мы также рекомендуем консультацию специалистов в смежных профессиях.

Положительная динамика

Выпускники нашего центра, имеющие в анамнезе диагноз ТНР, успешно преодолевают трудности психо-речевого развития и способны усваивать знания, умения и навыки, предлагаемые школой.

Многообразие пособий и игр

Наши интересные задания нравятся детям и создают дополнительную мотивацию на занятиях.

Диагнозы, относящиеся к тяжелым нарушениям речи

ТНР является собирательным понятием, где речевые нарушения включают разнообразные диагнозы. В зависимости от симптоматики и этиологии необходимы различные виды коррекции, успех которой во многом зависит от правильной диагностики.

У ребенка с нарушенной речью может быть:

По некоторым источникам, к ТНР также относят дисфонию, афонию, тахилалию и брадилалию.

Все перечисленные формы нарушений имеют несколько степеней тяжести, что проявляется при диагностике и влияет на дальнейшую коррекцию. При самых тяжелых стадиях ребенок признается ограниченным в своих возможностях, и тогда поднимается вопрос социально-правового характера о предоставлении группы инвалидности.

При данных диагнозах рекомендуется перевести ребенка в специализированное учебное заведение – логопедический сад или в логопедическую группу сада комбинированного типа, где подбирается соответствующая как познавательная, так и коррекционная программа. Основные цели таких заведений сводятся к речевому и познавательному развитию, а также созданию социально-коммуникативной среды для детей с нарушениями.

Отдельно проводятся занятия по физическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию как основных элементов общего развития. Важно с момента постановки диагноза регулярно посещать специалистов для наблюдения динамики и своевременной коррекции реабилитационной программы. В зависимости от вида нарушения и его тяжести ребенок может стоять на учете одновременно у нескольких специалистов: невролога, логопеда, детского психолога, дефектолога.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Коррекция ТНР всегда длительна, часто требует участия команды специалистов. Поскольку многие диагнозы связаны с органическими поражениями, то необходимо медицинское сопровождение (психиатра, невролога, терапевта, педиатра). Помимо этого необходимы регулярные занятия со специалистами с педагогическим и психологическим образованием. Для снятия психологических блоков нужен детский психолог. Логопед занимается непосредственно коррекцией произношения, дефектолог помогает в развитии мышления, памяти.

Прогноз улучшений зависит от постоянства и регулярности занятий. Когда ребенок пропускает несколько уроков подряд, накопленные умения теряются,и специалистам приходится все начинать заново.

Сложность реабилитации также состоит в том, что для каждого ребенка составляется индивидуальная программа работы, включающая все его особенности. Сюда входят:

Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Именно в этот период есть возможность выровнять задержку развития речи и избежать постановки одного из диагнозов психоневрологической области.

Не каждое нарушение поддается коррекции, все зависит от ситуации и степени тяжести нарушения. Случаи с органическими поражениями коры и иннервационного аппарата требуют более длительной и серьезной коррекции. А логоневроз, обусловленный психотравмой, изначально имеет более благоприятный прогноз.

Немаловажна роль родителей, которым необходимо активно включаться во все этапы развития ребенка. Важно обеспечить строгое соблюдение режима дня и поддержание спокойной атмосферы в семье, так как эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита.

Специалисты центра Ember оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи на любой стадии. На консультации дефектологи и психологи дают рекомендации относительно смены модели взаимодействия с ребенком, что помогает улучшить взаимопонимание и облегчить выполнение домашних заданий. К примеру, мы применяем дополнительные наглядные материалы (карточки, игрушки) для улучшения восприятия вербальной информации.

Тяжелые нарушения речи требуют ежедневного внимания к деталям, постоянных коррекционных занятий и тесного сотрудничества всех специалистов и родителей.

Для успешной коррекции ТНР важно, чтобы детско-родительские отношения были гармоничными. Если родители испытывают чувство вины, повышенную тревожность, это может привести к гиперопеке ребенка и тормозить коррекцию его состояния. В этом случае рекомендуется проработать эмоции и страхи с семейным психологом.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector