что такое тяговый подвижной состав и его классификация

Тяговый подвижной состав, его классификация и обозначение

Локомотивы и локомотивное хозяйство

Движение поездов на железнодорожном транспорте осуществляется с помощью тягового подвижного состава. К нему относятся локомотивы, моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав.

Локомотивпредставляет собой тяговое средство, предназначенное для приведения в движение поездов. В настоящее время в качестве локомотивов применяют тепловозы, электровозы и в небольшом количестве паровозы, мотовозы и газотурбовозы. По роду работы локомотивы подразделяют на магистральные (грузовые и пассажирские), маневровые и промышленные.

Функции локомотивов выполняют также моторные вагоны электропоездов, дизель-поездов и автомотрисы. Один или несколько моторных вагонов, соединенные с прицепленными вагонами, составляют секцию. Несколько сцепленных секций с кабинами управления в голове и хвосте поезда составляют электропоездили дизель-поезд, предназначенный для перевозки пассажиров в пригородах крупных городов, а иногда в пределах одной-двух областей. Автомотрисапредставляет собой самоходный пассажирский вагон, используемый для перевозки пассажиров на малоинтенсивных линиях, рабочих и инструмента к месту производства работ и т.п. Разновидностью автомотрис являются рельсовые автобусы.

В зависимости от источника энергии и машин для превращения ее в механическую работу тяговый подвижной состав подразделяют на автономный и неавтономный.

К автономному тяговому подвижному составуотносятся тепловозы, мотовозы, газотурбовозы, паровозы, а также дизель-поезда и единицы специального самоходного подвижного состава (ССПС), имеющие на своем борту первичный двигатель, вырабатывающий механическую энергию из жидкого, твердого или газообразного топлива.

Тепловозы, дизель-поезда, автомотрисы и бóльшая часть ССПС используют в качестве первичного источника энергии жидкое дизельное топливо и оборудованы двигателем внутреннего сгораниядизелем, который преобразует тепловую энергию сгорающего топлива в механическую энергию, приводящую подвижную единицу в движение. Локомотивы и ССПС с карбюраторными (бензиновыми) двигателями внутреннего сгорания малой мощности называют мотовозами, а локомотивы с газотурбинными установками – газотурбовозами. Паровозы в качестве источника энергии используют паровую машину, но в связи с низким к.п.д. были выведены из эксплуатации.

Неавтономный тяговый подвижной состав не имеет собственного источника энергии, а получают ее через контактную сеть от стационарных источников – тяговых подстанций. Электрическая энергия преобразуется в механическую с помощью тяговых электродвигателей.

К неавтономному тяговому подвижному составу (электроподвижному составу, ЭПС) относятсяэлектровозы и моторные вагоны электропоездов. Электровозомназывают локомотив с электрическими тяговыми двигателями, получающими питание от энергосистемы через тяговые подстанции и контактную сеть. Электропоезда также получают питание от энергосистемы через контактную сеть.

Основными характеристикамилокомотивов и МВПС являются: назначение, род используемого тока (для электровозов), вид передачи (для тепловозов), осевая формула, длина (по осям автоцепок), сцепная (полная) масса, максимальная мощность и конструкционная скорость.

При электрической неавтономной тяге мощность локомотива не ограничена мощностью первичного двигателя, поэтому электровозы могут развивать значительно бóльшую мощность по сравнению с автономными локомотивами. Эксплуатационные затраты на техническое обслуживание и те­кущий ремонт электровозов и электропозедов ниже, чем у тепловозов и дизель-поездов. По провоз­ной способности электрифицированные линии превосходят неэлектрифицированные, а применение рекуперативного торможения позволяет значительно экономить энергоносители. Вместе с тем введение электрической тяги требует существенных капиталовложений в устройство линий электропередачи, тя­говых подстанций и контактной сети. Однако такие затраты на железных дорогах с высокой интенсивностью движения быстро окупаются. Поэтому электрическая тяга нашла широкое применение на грузонапряженных линиях, на линиях со скоростным движением и в пригородном пассажирском движении.

На железных дорогах применяются электровозы и электропоезда постоянного, переменного тока, а также двухсистемные. ЭПС переменного тока имеет более сложную конструкцию (наличие тягового понижающего трансформатора и выпрямительной установки), однако управление таким ЭПС позволяет реализовать более эффективные и экономичные режимы ведения поездов. Двухсистемные электровозы и электропоезда совмещают в себе конструкции и особенности ЭПС обеих систем тока и используются на железнодорожных линиях, где строительство станций стыкования является экономически неоправданным. Применение двухсистемных электровозов и электропоездов в пассажирском движении позволяет сократить время нахождения поездов в пути следования, а также повысить производительность труда за счет удлинения плеч обслуживания локомотивных бриг и локомотивов.

На локомотивах с автономной тягой для передачи механической энергии от двигателя к колесным парам используется индивидуальный и групповой привод.

При групповом приводе с использованием гидромеханической передачи движущие колесные пары, раз­мещенные в одной жесткой раме, приводятся во вращение одним двигателем с использованием промежуточной гидродинамической и механической трансмиссии.

Индивидуальный привод реализуется электрической передачей, при которой каждая движущая колесная пара соединена со своим электродви­гателем, получающим электроэнергию, выработанную дизель-генераторной установкой. Индивидуальный электрический привод является наиболее эффективным и прогрессивным, так как позволяет распределить крутящий момент между большим количеством движущих колесных пар с наименьшими потерями энергии.

Если число колесных пар не превышает шести, локомотив обычно выполняют в одном кузове. Такой локомотив называется одно­секционным. При большем числе колесных пар кузов локомотива оказывает­ся чрезмерно длинным, что усложняет его конструкцию и затруд­няет прохождение кривых участков пути. Поэтому многоосные ло­комотивы выполняют не с одним, а с несколькими самостоятель­ными кузовами – секциями, соединенными друг с другом специальными шарнирными соединениями или автосцепками.

Важным параметром локомотива является его осевая формула, которая используется для обозначения числа колес у локомотивов и вида привода. Осевая формула состоит из цифр, соединенных знаками + или –. К цифрам могут добавляться индексы.

Читайте также:  сертификаты безопасности для андроид что это такое

Цифра обозначает число колесных пар в тележке. Если колесные пары имеют индивидуальный привод, к цифре добавляется индекс 0. Знак «+» означает механическое сочленение тележек (наличие между ними шарнирного соединения для передачи тяговых усилий), а знак «–» указывает на отсутствие сочленения тележек.

Так, осевую формулу 3 + 3 имеетлокомотив с двумя трехосными сочлененными тележками с групповым приводом. Локомотив с четырьмя двухосными несочлененными тележками с индивидуальным приводом имеет осевую формулу 2 – 2 –2 – 2. Если локомотив многосекционный и каждая секция может использоваться самостоятельно, осевая формула имеет запись: 2(3 – 3), что означает двухсекционный локомотив, в котором каждая секция автономна и имеет 2 несочлененные 3-осные тележки с индивидуальным приводом.

В локомотивостроении ведутся работы по унификации локомотивов: унифицируется экипажная часть и другие узлы тепловозов и электровозов.

Современные электровозы и тепловозы могут совершать пробег между экипировками в зависимости от массы поездов и профиля пути до 1500 км, а между техническими обслуживаниями – от 1200 до 2000 км. Они приспособлены к работе в составе двух, трех, четырех секций (локомотивов) с возможностью управления из кабины любой головной секции одной локомотивной бригадой (система многих тяговых единицСМЕТ). Это позволяет гибко использовать мощность локомотивов в зависимости от массы поезда и водить поезда массой до 10 тыс. т и более.

Схожие по конструкции локомотивы и моторвагонные поезда принято объединять в серии и присваивать им обозначения в виде комбинаций букв и цифр (серии присваивает завод-изготовитель по согласованию с заказчиком).

В обозначении серий грузовых электровозов постройки СССР использовались буквы ВЛ (Владимир Ленин), за которыми следовали цифры, обозначающие заводской номер конструкции. К серии могли добавляться буквы, обозначающие конструктивные особенности. После обозначения серии через дефис записывался заводской порядковый номер, например: ВЛ10у-145, ВЛ80м-1032. Пассажирские электровозы производства Чехословакии в обозначении серии имели буквы ЧС, например: ЧС7-233, ЧС4т-452. Современные отечественные электровозы в обозначении серии имеют букву Э (электровоз). Если электровоз пассажирский, то добавляется буква П, если имеет несколько секций – то С, например: ЭП2к-010, 2ЭС5к-120. Многосекционные локомотивы имеют в начале обозначения цифру, обозначающую количество секций: 2ЭС6-011.

В обозначении серий тепловозов применяются следующие принципы: первая буква Т – тепловоз; вторая буква – тип передачи: Э – электрическая, Г – гидродинамическая; третья буква – назначение тепловоза: П – пассажирский, М – маневровый, без буквы – грузовой; число – завод-разработчик. Перед буквами может стоять число, указывающее количество секций. После обозначения серии через дефис указывается порядковый номер локомотива: 2ТЭ10-1432 – двухсекционный грузовой тепловоз с электрической передачей проекта Харьковского завода; ТЭП70-324 – пассажирский тепловоз с электрической передачей проекта Коломенского завода; ТГМ-23 – маневровый тепловоз с гидродинамической передачей. Маневровые тепловозы производства Чехословакии имеют обозначение: ЧМЭ3-4320. Тепловоз М62, широко распространенный на железных дорогах России, разрабатывался Советским Союзом для железных дорог Венгрии и имеет обозначение серии, выполненное в соответствии с требованиями заказчика – Венгерских железных дорог. В настоящее время существуют его модификации 2М62 и 2М62у.

Электропоезда также имеют буквенно-цифровое обозначение серий, например ЭР2т-1243 – электропоезд рижского завода, тип 2 с реостатным торможением; ЭД4м-238 – электропоезд демиховского завода, тип 4, модернизированный.

Буквенно-цифровое обозначение серий также применяется для дизель-поездов и автомотрис: ДР1-023 – дизель-поезд постройки рижского завода, тип 1; АЧ2-059 – автомотриса производства Чехословакии, тип 2. Дизель-поезда производства Венгрии имели серии Д1 и Д2.

С 1984 г. на подвижном составе наряду с буквенно-цифровыми обозначениями стали применять 8-значные идентификационные номера локомотивов и вагонов. Первый знак такого номера обозначает тип подвижной единицы. У локомотивов первый знак – 1. Второй знак у локомотивов означает тип локомотива и число секций: – паровоз, 1 – односекционный электровоз, 2 – двухсекционный электровоз, 3 – электропоезд, 4 – вагон метро, 5 – односекционный тепловоз, 6 – многосекционный тепловоз, 7 – дизель-поезд или автомотриса, 8 – ССПС; знаки с 3 по 7 – порядковый номер подвижной единицы. Последний знак – контрольный. Он вычисляется по специальному алгоритму и позволяет контролировать правильность считывания номера автоматизированными системами идентификации ПС (САИ ПС «Пальма»).

Источник

Тяговый подвижной состав: классификация, виды, устройство и характеристики

В настоящее время железнодорожное сообщение развито достаточно сильно. Для того чтобы перемещать массивные вагоны, используются тяговые подвижные составы. На сегодняшний день к таким составам относят локомотивы, а также моторвагонные подвижные составы.

Общие сведения о локомотивах

Локомотив представляет собой силовое самоходное средство. Он принадлежит к тяговому подвижному составу, который предназначен для перемещения по рельсовым путям железных дорог.

e0fce95efff2cc43f93236d7add3233f Вам будет интересно: Магнитогидродинамический генератор: устройство, принцип работы и назначение

В свою очередь, тепловые тяговые подвижные составы также делятся на несколько видов. К ним можно отнести тепловозы, паровозы, мотовозы. Их всех объединяет то, что они оснащены в качестве источника выработки энергии для движения двигателем внутреннего сгорания, а именно дизельным. Собственно, поэтому они и принадлежат к автономным тяговым подвижным составам.

955f8a6097ede6a97ecfc0d247974247

Виды тепловых локомотивов

Начать рассмотрение тяговых составов с тепловым двигателем можно с паровоза. В качестве силового агрегата, вырабатывающего энергию, здесь используется паровой котел. В качестве топлива может использоваться как жидкий, так и твердый материал.

Читайте также:  сакроилеит что это такое за болезнь как лечить

c80a8ce071e2638a2a367baa34031283 Вам будет интересно: Пескоструй стекла: описание обработки стекла, оборудование, применение, фото

Устройство тепловоза, к примеру, гораздо проще. У этого тягового состава в качестве силового агрегата используется дизельный двигатель. При помощи гидравлической, механической или электрической передачи сообщается движение колесным парам транспортного средства. Схожим устройством обладает газотурбовоз. Только вместо дизельного двигателя у него имеется газовая установка, которая также посредством определенной передачи сообщает движение колесным парам.

a93d6380789b74a97c6173866fd6d26e

Электрические варианты

С классификацией тяговых подвижных составов с электрическими источниками энергии все гораздо проще. К ним относятся лишь электровозы. Здесь сразу стоит отметить, что установленного силового агрегата такой локомотив не имеет. Его питание осуществляется через контактную сеть. Энергия в нее поступает через стационарных поставщиков, то есть от электростанций. На борту локомотива имеется лишь тяговый электрический двигатель, который, собственно, и преобразует получаемую электрическую энергию в механическую.

Из-за такого устройства тягового подвижного состава, он не относится к автономным типам локомотива.

748f3705229587fdc57b3fa371a8fc5b

КПД составов и классификация по роду работы

Коэффициент полезного действия является важнейшей характеристикой тяговых составов. Надежность тягового подвижного состава достаточно высока вне зависимости от его КПД, однако параметр слишком важен, чтобы его игнорировать.

Данный коэффициент характеризует степень использования источника энергии для получения полезной работы. Это значение будет тем выше, чем лучше будет первичная энергетическая установка. Если говорить, к примеру, об электрических локомотивах, то их КПД находится в пределах 25-32%. Современные типы же автономных локомотивов, а также группа моторвагонных дизельных поездов достигает 29-31%.

Далее важно отметить, что такие тяговые составы разделяются на несколько классов, в зависимости от рода работы. Другими словами, есть локомотивы, использующиеся для перемещения пассажирских вагонов, грузовые и маневровые. Среди всех достаточно сильно выделяется моторвагонный состав. Он способен не только перемещать прицепленные к нему вагоны, но при этом и сам осуществлять перевозку пассажиров.

1727332af7867aa45a58fbe4e402d8a9

Отличия грузовых и пассажирских составов

Для грузовых составов наиболее важной характеристикой является большая сила тяги, которая позволит перемещать вагоны с огромной массой. Для пассажирских же локомотивов требуется развивать большую скорость, чтобы обеспечить быструю перевозку людей из одного конца пути в другой. На сегодняшний день модернизация тягового подвижного состава позволила создать грузопассажирский локомотив. Он обладает требуемыми характеристиками для обоих составов, то есть его сила тяги, а также развиваемая скорость находятся на высоком уровне.

231dc60d365c7221ac3aa214c6fb69a2

Обозначение тяговых составов

Подвижные составы как на российских железных дорогах, так и на зарубежных, имеют специальную маркировку: серию. Этот разряд ему присваивают на заводе-изготовителе. Что касается российской системы маркировки, то она буквенно-цифровая.

К примеру, электровозы старого образца имеют маркировку ВЛ, которая означает Владимир Ленин. Цифры же обычно несут в себе информацию о технических характеристиках. Далее идет черточка, а после нее указывается номер локомотива в данной выпущенной серии. К примеру, маркировка состава ВЛ80к-0145.

4fb92d3c853c7853eda69819954ebaef

Общая конструкция тепловоза

Так как все тепловые подвижные составы являются автономными, стоит рассмотреть их более подробно.

Тепловозы могут быть одно-, двух- и многосекционными. Магистральная односекционная разновидность ж/д транспорта отличается наличием двух кабин машиниста. Двухсекционные так же имеют две кабины, но при этом по одной в каждой из секций. Что касается устройства многосекционного тепловоза, то в промежуточных его секциях отсек машиниста отсутствует. Управление составом осуществляется непосредственно из головной кабины.

d4e2c57bfaba11f75753f185c7094d21

Устройство основных частей тепловоза

У данного локомотива имеется несколько основных компонентов, из которых он и состоит. Сюда входит первичный двигатель, передача, кузов, часть для экипажа, оборудование для управления и вспомогательное.

Для тепловых локомотивов первичным двигателем является дизель. Для того чтобы заставить перемещаться колесные пары тепловоза, требуется специальная передача усилий от двигателя. Что касается вида силового агрегата, то обычно это бескомпрессорные двигатели внутреннего сгорания двухконтактные. Что касается мощности силовой установки, то она полностью пропорциональна тому количеству топлива, которое сжигается. Но при этом стоит учесть, что чем больше уходит сырья, тем больше требуется подавать воздуха.

Передача может быть механической, электрической, гидравлической. Именно с ее помощью полезное усилие двигателя передается колесным парам.

Что касается экипажной части, то она состоит из рамы тележки и из колесных пар с буксами, а также рессорным подвешиванием. В качестве аппарата управления используется специальный контроллер, располагающийся в кабине машиниста на пульте.

Источник

Классификация тягового подвижного состава

По роду работы локомотивы подразделяют на грузовые, пассажирские и маневровые. Мотор-вагонный подвижной состав, применяемый в пригородном движении, в отличие от локомотивов не только служит для тяги прицепных вагонов, но и используется для перевозки пассажиров.

Применение на электровозах и тепловозах с электрической передачей тяговых электродвигателей позволяет использовать как индивидуальный, так и групповой привбд. При индивидуальном приводе каждая движущая колесная пара соединена со своим двигателем. При групповом приводе движущие колесные пары, размещенные в одной жесткой раме, приводятся в движение одним двигателем с использованием промежуточной зубчатой передачи.

Вес кузова современного локомотива передается на колесные пары через опоры (а иногда и вторичное рессорное подвешивание), рамы тележек, первичное рессорное подвешивание и буксы. Если число колесных пар не превышает шести, локомотив обычно выполняют с одним кузовом. Такой локомотив называется односекционным.

Читайте также:  скептик что это такое

При большем числе колесных пар кузов локомотива оказывается чрезмерно длинным, что усложняет его конструкцию и затрудняет прохождение кривых участков пути. Поэтому многоосные локомотивы выполняют не с одним, а с несколькими самостоятельными кузовами-секциями, скрепленными друг с другом специальными шарнирными соединениями или автосцепками.

Расположение колесных пар в экипажной части локомотивов, род привода, передающего усилие от тяговых электродвигателей к колесным парам, и способ передачи тягового усилия принято выражать осевой характеристикой, в которой цифры соответствуют числу колесных пар. В осевой характеристике знак «-» означает, что тележки не сочленены, т. е. не связаны шарнирно, и тяговое усилие от движущих колесных пар к автосцепке передается через раму кузова, которая в этом случае имеет повышенную прочность. Знак «+» показывает, что тележки сочленены, и сила тяги передается через рамы тележек.

Если движущие колесные пары имеют индивидуальный привод, то к цифре, с помощью которой обозначено число осей, добавляют индекс «О». Так, электровоз с осевой характеристикой 3 + 3 представляет собой локомотив с двумя сочлененными трехосными тележками и индивидуальным приводом движущих колесных пар.

Для серий тепловозов с электрической передачей принято буквенное обозначение ТЭ, а с гидравлической — ТГ. В буквенное обозначение серий тепловозов, кроме грузовых, включают знак, характеризующий назначение локомотива: П — пассажирский, М — маневровый. Например, тепловоз ТЭП70 представляет собой пассажирский локомотив с электрической передачей.

Каждая секция мотор-вагонного поезда состоит из моторных и прицепных вагонов. Управляют таким поездом из кабины, расположенной в головном вагоне.

На тепловозах запас экипировочных материалов, кг, на одну секцию составляет: топлива — до 7500, песка — до 2300, масла — до 1250 и воды — до 1580.

Контрольные вопросы 1. Назовите автономные и неавтономные локомотивы. Чем они отличаются друг от друга?

2. Каковы значения КПД паровозов, тепловозов и электровозов?

3. Как классифицируют локомотивы по роду работы?

4. Как по серии отличить грузовой, пассажирский и маневровый тепловозы?

5. На каких линиях эффективна электрическая тяга?

ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Источник

Тяговый подвижной состав

Тяговый подвижной состав (ТПС) — принятое обозначение механических средств (локомотивов), предназначенных для перемещения по сети железных дорог несамоходных транспортных средств (грузовых и пассажирских вагонов, специальных машин). Тяговый подвижной состав в современных условиях представляют электровозы, тепловозы, газотурбовозы; исторически — паровозы.

К тяговому подвижному составу не относится подвижной состав с распределенной тягой — например электропоезда и дизель-поезда.

Смотреть что такое «Тяговый подвижной состав» в других словарях:

ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ — железных дорог подвижные самоходные единицы, с помощью к рых осуществляется передвижение поездов по ж. д. К Т. п. с. относятся локомотивы, моторвагонный подвижной состав, тяговые агрегаты … Большой энциклопедический политехнический словарь

Тяговый подвижной состав железных дорог Норвегии — Тяговый подвижной состав железных дорог Норвегии по состоянию на 1 января 2008 года Норвежские государственные железные дороги эксплуатируют 36 локомотивов, 191 ед. МВПС и 206 пассажирских вагонов. Содержание 1 Текущий подвижной состав 1.1… … Википедия

Тяговый подвижной состав идентифицированный — Идентифицированный образец ТПС представительный образец от вида (типа) продукции, предъявляемый для целей сертификации, изготовленный в соответствии с разработанной нормативной и технической документацией. Источник: УКАЗАНИЕ МПС РФ от… … Официальная терминология

Тяговый подвижной состав модернизированный — Модернизированный ТПС образец продукции, подготавливаемый для замены выпускаемой продукции, в конструкцию и (или) технологию изготовления которого внесены изменения с целью улучшения первоначальных свойств. Источник: УКАЗАНИЕ МПС РФ от… … Официальная терминология

Железнодорожный тяговый подвижной состав — 48 железнодорожный тяговый подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, обладающий тяговыми свойствами. [ГОСТ Р 55056 2012, статья 49] 49 Источник: ГОСТ Р 550 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 11018-2000: Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия — Терминология ГОСТ 11018 2000: Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия оригинал документа: бандаж: Определение по ГОСТ 398. Определения термина из разных документов: бандаж допуск… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52929-2008: Железнодорожный тяговый подвижной состав. Методы контроля тормозного пути и стояночного тормоза — Терминология ГОСТ Р 52929 2008: Железнодорожный тяговый подвижной состав. Методы контроля тормозного пути и стояночного тормоза оригинал документа: 3.1 тормозной путь: Расстояние, пройденное ТПС при торможении от момента приведения в действие… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

(железнодорожный) тяговый подвижной состав — 1 (железнодорожный) тяговый подвижной состав; (железнодорожный) ТПС: Железнодорожный подвижной состав, обладающий тяговыми свойствами для осуществления и обеспечения перевозочного процесса. Источник: ГОСТ Р 54461 2011: Надежность железнодорожного … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Подвижной состав — Универсальный тяговый модуль c платформой Подвижной состав транспортные единицы автомобильного, железнодорожного, метротранспорта … Википедия

тяговый (железнодорожный) подвижной состав — Совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Примечание Моторвагонный подвижной состав включает в… … Справочник технического переводчика

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector