что такое тяговые пути

ТЯГОВАЯ СЕТЬ

Тяговая сеть состоит из контактной и рельсовой сети и питающих проводов. Рельсовая сеть –это ходовые рельсы, которые имеют стыковые электрические соединения. Контактная сеть магистральных и пригородных электрических дорог представляет собой совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электроэнергии от тяговых подстанций к токоприёмникам ЭПС. Большие провесы провода могут нарушить токосъём и возможен пережог провода. Контактная сеть не имеет резерва, и при повреждении – движение остановиться.

Простая контактная подвескапредставляет собой провод свободно висячий между местами подвеса на опорах. Применяется при небольших скоростях.

Цепная контактная подвескапредставляет провод висящий между опорами на часто расположенных проводах-струнах, которые соединены с несущим тросом. При сезонных изменениях температуры величину провеса иногда подтягивают к опорам, и через систему блоков подвешивают груз. Цепные контактные подвески имеют ряд разновидностей по способу подвешивания провода к несущему тросу.

В соответствии с ПТЭ, высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть на перегонах и станциях не ниже 5750 мм, на переездах – не ниже 6000 мм. Максимальная высота подвески – 6800 мм.

Опоры контактной сети бывают железобетонные и металлические. Чаще применяют более дешевые железобетонные (высота до 15,6 м), но установка их сложнее из-за более хрупкого верхнего слоя бетона, но они тяжелее металлических. Опоры из металла (высота 15 м и более) делают в виде четырёхгранных ферм пирамидальной формы. Расстояние контактной сети на прямых участках перегонов и станций должно быть не менее 3100 мм, а в особо трудных условиях – допускается не менее 2450 мм – на станциях, и 2750 мм – на перегонах.

На крупных станциях контактные провода подвешиваются только на путях, предназначенных для приёма и отправления поездов на перегоны с электротягой, а также на путях электровозных моторвагонных депо.

Для надёжной работы и удобства обслуживания контактную сеть делят на отдельные участки (секции) с помощью воздушных промежутков и нейтральных вставок (изолирующих сопряжений), а также секционных и врезных изоляторов. Соединяют или разъединяют секции с помощью секционных разъединителей, установленных на опорах контактной сети. Для снабжения электроэнергией линейных ж\д потребителей на опорах контактной сети подвешивают специальную трёхфазную линию напряжением 10 кВ.

На электрифицированных железнодорожных линиях ходовые рельсы используют для пропуска тяговых токов, поэтому верхнее строение пути (ВСП) на таких линиях имеет следующие собенности:

1.к головкам рельсов с наружной стороны колеи приваривают стыковые соединители из медного троса, вследствие чего уменьшается электрическое сопротивление рельсовых стыков (рис. 11.7). 2.применяют щебеночный балласт, обладающий хорошими диэлектрическими свойствами, зазор между подошвой рельса и балластом делают не менее 3 см,

3.железобетонные шпалы изолируют от рельсов резиновыми прокладками, а деревянные – пропитываются креозотом, который защищает шпалы от гниения и одновременно является хорошим изолятором,

4.линии оборудованные автоблокировкой и электрической централизацией, имеют изолирующие стыки, с помощью которых образуются отдельные блок-участки.

Чтобы пропустить тяговые токи в обход изолирующих стыков, устанавливают дроссель-трансформаторы или частотные фильтры.

Для предохранения подземных металлических сооружений от повреждения блуждающими токами улучшают их изоляцию от земли, а также применяют специальные меры защиты.

Источник

Тяговая рельсовая сеть

Постановление Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 65 «Об утверждении Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4736)

«. тяговая рельсовая сеть (железной дороги): часть тяговой сети железной дороги, представляющая систему рельсов железнодорожного пути, используемых для протекания тяговых токов. «

Источник:

Распоряжение ОАО «РЖД» от 03.04.2012 N 651р

«Об утверждении и вводе в действие документа «Устройства и элементы рельсовых линий и тяговой рельсовой сети. Технические требования и нормы содержания»

Смотреть что такое «Тяговая рельсовая сеть» в других словарях:

тяговая рельсовая сеть — 3.6.22 тяговая рельсовая сеть: Часть сети системы тягового электроснабжения железных дорог, включающая в себя рельсы электрифицированных участков, стыковые соединители, междупутные, междурельсовые и междроссельные перемычки, путевые и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

тяговая рельсовая сеть (железной дороги) — Часть тяговой сети железной дороги, представляющая систему рельсов железнодорожного пути, используемых для протекания тяговых токов. [ГОСТ Р 53685 2009] Тематики электрификация, электроснабж. железных дорог … Справочник технического переводчика

Петербургская трамвайная сеть — Санкт петербургский трамвай Трамвайная система Страна: Россия Город: Санкт Петербург Тип системы: пассажирская, с 1914 по 1997 пассажирско грузовая Дата откры … Википедия

Санкт-петербургский трамвай — Санкт петербургский трамвай … Википедия

Ленинградский трамвай — Санкт петербургский трамвай Трамвайная система Страна: Россия Город: Санкт Петербург Тип системы: пассажирская, с 1914 по 1997 пассажирско грузовая Дата откры … Википедия

Памятник пуска Петербургского трамвая — Санкт петербургский трамвай Трамвайная система Страна: Россия Город: Санкт Петербург Тип системы: пассажирская, с 1914 по 1997 пассажирско грузовая Дата откры … Википедия

Читайте также:  кто поет песню зачем мне теперь красота я без тебя сирота

Памятник пуска первого петербургского трамвая — Санкт петербургский трамвай Трамвайная система Страна: Россия Город: Санкт Петербург Тип системы: пассажирская, с 1914 по 1997 пассажирско грузовая Дата откры … Википедия

Петербургский трамвай — Санкт петербургский трамвай Трамвайная система Страна: Россия Город: Санкт Петербург Тип системы: пассажирская, с 1914 по 1997 пассажирско грузовая Дата откры … Википедия

Питерский трамвай — Санкт петербургский трамвай Трамвайная система Страна: Россия Город: Санкт Петербург Тип системы: пассажирская, с 1914 по 1997 пассажирско грузовая Дата откры … Википедия

Источник

ТЯГОВАЯ СЕТЬ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Тяговая сеть состоит из контактной (питающей) и рельсовой(отсасывающей) сетей. Рельсовая сеть представляет собой рельсы, имеющие стыковые электрические соединения. Контактная сеть — это совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электрического подвижного состава.
Основным требованием к конструкции контактной сети является обеспечение надежного постоянного контакта провода с токоприемником независимо от скорости движения поездов, климатических и атмосферных условий. В контактной сети нет дублируемых элементов, поэтому ее повреждение может повлечь за собой нарушение установленного графика движения поездов.
В соответствии с назначением электрифицированных путей используют простые и цепные воздушные контактные сети. На второстепенных станционных и деповских путях при сравнительно небольшой скорости движения может применяться простая контактная подвеска, представляющая собой свободно висящий провод, который закреплен на опорах.

image003

При высокой скорости движения провисание контактного провода должно быть минимальным. Это обеспечивается конструкцией цепной подвески, в которой контактный провод между опорами подвешен не свободно, как в простой подвеске, а прикреплен к несущему тросу с помощью часто расположенных про­волочных струн. Благодаря этому расстояние между поверхностью головки рельса и контактным проводом остается практически постоянным. Для цепной подвески в отличие от простой требуется меньше опор: они располагаются на расстоянии 70. 75 м друг от друга.
В соответствии с ПТЭ высота контактного провода над поверхностью головки рельса на перегонах и станциях должна составлять не менее 5750 мм, а на переездах — 6000. 6800 мм.
В горизонтальной плоскости контактный провод расположен зигзагообразно относительно оси пути с отклонением у каждой опоры на ±300 мм. Благодаря этому обеспечиваются его ветроустойчивость и равномерное изнашивание контактных пластин токоприемников.

image005

Контактный провод изготавливают из твердотянутой электролитической меди. Он может иметь площадь сечения 85, 100 или 150 мм2. Наиболее распространены медные фасонные (МФ) провода. Для увеличения срока службы контакт­ных проводов используют различные технические решения (сухая графитовая смазка медных накладок на полозе токоприемника и др.), снижающие их износ.

image007

На строящихся магистральных железных дорогах применяют металлические (высотой до 15 м и более) и железобетонные (до 15,6 м) опоры контактной сети. Расстояние от оси крайнего пути до внутреннего края опор на прямых участках должно составлять не менее 3100 мм. На существующих линиях, оборудованных контактной сетью, и в особых случаях на электрифицируемых линиях допускается сокращение указанного расстояния до 2450 мм — на станциях и до 2750 мм — на перегонах.
Схема оснащения контактными проводами станционных путей зависит от их назначения и типа станции. Над стрелочными переводами контактная сеть имеет так называемые воздушные стрелки, образуемые пересечением двух контактных подвесок.
Надежное электроснабжение подвижного состава и безопасность работников, обслуживающих контактную сеть, обеспечиваются, в частности, ее секционированием (делением на отдельные участки) с помощью воздушных промежутков, нейтральных вставок (изолирующих соединений), а также секционных и врезных изоляторов.
Нейтральные вставки представляют собой несколько последовательно включенных воздушных промежутков, исключающих кратковременное электрическое соединение смежных секций контактной сети токоприемниками электрического подвижного состава в процессе его движения. Применение нейтральных вставок обязательно на участках переменного трехфазного тока с питанием секций от разных фаз.
Перегоны и промежуточные станции, а на крупных станциях группы электрифицированных путей выделяются в отдельные секции. Соединение или разъединение секций осуществляется посредством секционных разъединителей, размещаемых на опорах контактной сети.

Для защиты контактной сети от короткого замыкания между соседними тяговыми подстанциями располагают посты секционирования, оборудованные автоматическими выключателями. Кроме того, с целью обеспечения безопасности обслуживающего персонала и других лиц, а также защиты систем автоматики и телемеханики от токов короткого замыкания все металлические конструкции, непосредственно взаимодействующие с элементами контакт­ной сети или находящиеся в радиусе 5 м от них, заземляют или оборудуют устройствами отключения. Для предохранения подзем­ных металлических сооружений от повреждения блуждающими токами их изолируют от земли.
Снабжение электроэнергией линейных железнодорожных потребителей осуществляется посредством использования специальной трехфазной линии с напряжением 10 кВ, которая подвешивается на опорах контактной сети.
На электрифицированных железных дорогах по рельсам проходит тяговый ток. Для сокращения потерь электроэнергии и обеспечения нормального режима работы устройств автоматики и телемеханики на таких линиях предусматривают следующие особенности устройства верхнего строения пути:

Читайте также:  скрипит стекло при опускании и поднимании что делать

воздушная или кабельная линия, через к-рую подводится ток к контактной сети (питающий Ф.) или возвращается обратный ток от рельсов к тяговой подстанции (отсасывающий Ф.). Питающие Ф. присоединяются через разъединители к проводам контактной сети и располагаются частично на ее опорах, частично на специальных. Отсасывающие Ф. присоединяются непосредственно к рельсам электрифицированных путей.

АНКЕРНЫЙ УЧАСТОК контактной подвески — участок, границами которого являются анкерные опоры контактной сети. Деление контактной подвески на А. У. необходимо для включения в провода устр-в, поддерживающих неизменным натяжение проводов при изменении их темп-ры (см. Компенсация натяжения проводов), и осуществления продольного секционирования контактной сети. Это деление уменьшает зону повреждения в случае обрыва проводов контактной подвески, облегчает монтаж, техн. обслуживание и ремонт контактной сети. Длина А. У. ограничивается допустимыми отклонениями от задаваемого компенсаторами номин. значения натяжения проводов контактной подвески. Отклонения вызываются изменениями положения струн, фиксаторов и консолей.

Источник

По рельсам течет обратный тяговый ток — как это понять?

Опубликовано 12.06.2021 · Обновлено 26.10.2021

Возможно вам доводилось слышать такое выражение, как «обратный тяговый ток», ну или «отсасывающий фидер», но вот что бы это могло означать, так сразу понять сложно. Давайте же разберемся с этими связанными понятиями и где этот ток возникает.

Если речь идет об электрическом токе, значит мы говорим исключительно об электрифицированных железнодорожных участках, а как известно в России применяется электрификация двумя родами тока: постоянным 3000 В и переменным 25000 В. Обратный ток имеет место в обоих случаях, по этому принципиальной разницы между ними нет.

dvizhenie24 ru tyagovye podstancii 3893Тяговая подстанция

Каким образом электродвижущий подвижной состав получает электроэнергию? Для электропитания предназначена контактная сеть, которая, как известно, однопроводная. От тяговой подстанции один фазный провод подключается к контактной сети, создавая разность потенциалов… — так, а вот здесь загвоздка. Для создания этой разности, в результате которой собственно и возникнет электрический ток, нужен еще один проводник, ведь электрическая цепь должна быть замкнутой. Видели когда-нибудь троллейбус? — Уверен что да, так вот он подключается к двухпроводной контактной сети, а трамвай и электродвижущий подвижной состав используют в качестве второго контактного провода рельсовое полотно.

Рельсы отлично проводят электрический ток, и они как нельзя кстати подходят на роль второго проводника, без которого вообще невозможна никакая электродвижущая сила. Экономия и простота налицо. Теперь об обратном токе — в принципе, это довольно абстрактное понятие, которое собственно и обозначает ток, текущий от локомотива к тяговой подстанции, а «отсасывающий фидер» это как раз то устройство, которое соединяет рельсовое полотно со вторым выводом на тяговой подстанции. Следует отметить, что на одном участке, обслуживающимся одной тяговой подстанцией, по рельсовой цепи будут идти очень сильные токи, так как на одном участке могут одновременно работать несколько единиц подвижного состава, и их токи суммируются. Особенно это выражено, когда речь идет о подстанциях постоянного тока.

dvizhenie24 ru put 4841

Рельсы — это точно такая же часть электрической цепи, как и контактный провод, только потенциал которых равен потенциалу земли. Для выравнивания потенциалов, чтобы предотвратить поражение человека, наступившего на рельсы, электрическим током, рельсовая цепь дополнительно заземляется. В случае с переменным током имеет место система с глухозаземленной нейтралью. На контактную сеть подается одна из трех фаз, а к рельсам подходит «средняя точка» или нейтраль трансформатора, которая дополнительно заземлена.

Поражение электрическим током в реальности возможно только в одном случае: если в рельсовой цепи произошел обрыв. В этом месте вероятнее всего возникнет электрическая дуга, которая нанесет немалый ущерб из-за своей высокой температуры. Особенно часто дуга возникает в цепях с постоянным током. Иногда железнодорожники говорят «прорыв обратных токов», имея в виду как раз разрыв рельсовой цепи и возникшую электрическую дугу.

Автор:
Иван Беляев, ЖД-эксперт

Источник

Тяговая сеть

Тяговая сеть состоит из контактной (питающей) и рельсовой (отсасывающей) сетей. Рельсовая сеть представляет собой рельсы, имеющие стыковые электрические соединения. Контактная сеть — это совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электрического подвижного состава.

Основным требованием к конструкции контактной сети является обеспечение надежного постоянного контакта провода с токоприемником независимо от скорости движения поездов, климатических и атмосферных условий. В контактной сети нет дублируемых элементов, поэтому ее повреждение может повлечь за собой нарушение установленного графика движения поездов.

В соответствии с назначением электрифицированных путей используют простые и цепные воздушные контактные сети. На второстепенных станционных и деповских путях при сравнительно небольшой скорости движения может применяться простая контактная подвеска, представляющая собой свободно висящий провод, который закреплен на опорах.

Читайте также:  что такое типун на языке фразеологизм

При высокой скорости движения провисание контактного провода должно быть минимальным. Это обеспечивается конструкцией цепной подвески (рис. 10.2), в которой контактный провод между опорами подвешен не свободно, как в простой подвеске, а прикреплен к несущему тросу с помощью часто расположенных проволочных струн. Благодаря этому расстояние между поверхностью головки рельса и контактным проводом остается практически постоянным. Для цепной подвески в отличие от простой требуется меньше опор: они располагаются на расстоянии 70. 75 м друг от друга.

В соответствии с ПТЭ высота контактного провода над поверхностью головки рельса на перегонах и станциях должна составлять не менее 5750 мм, а на переездах — 6000. 6800 мм.

obschiy kurs zd 58

1 — опора; 2 — тяга; 3 — консоль; 4, 9 — изоляторы; 5 — несущий трос; 6 — контактный провод; 7 — струна; 8 — фиксатор

В горизонтальной плоскости контактный провод расположен зигзагообразно относительно оси пути с отклонением у каждой опоры на ±300 мм. Благодаря этому обеспечиваются его ветроустойчивость и равномерное изнашивание контактных пластин токоприемников.

На строящихся магистральных железных дорогах применяют металлические (высотой до 15 м и более) и железобетонные (до 15,6 м) опоры контактной сети (рис. 10.4). Расстояние от оси крайнего пути до внутреннего края опор на прямых участках должно составлять не менее 3100 мм. На существующих линиях, оборудованных контактной сетью, и в особых случаях на электрифицируемых линиях допускается сокращение указанного расстояния до 2450 мм — на станциях и до 2750 мм — на перегонах.

Схема оснащения контактными проводами станционных путей зависит от их назначения и типа станции. Над стрелочными переводами контактная сеть имеет так называемые воздушные стрелки, образуемые пересечением двух контактных подвесок.

Надежное электроснабжение подвижного состава и безопасность работников, обслуживающих контактную сеть, обеспечиваются, в частности, ее секционированием (делением на отдельные участки) с помощью воздушных промежутков, нейтральных вставок (изолирующих соединений), а также секционных и врезных изоляторов.

Нейтральные вставки представляют собой несколько последовательно включенных воздушных промежутков, исключающих кратковременное электрическое соединение смежных секций контактной сети токоприемниками электрического подвижного состава в процессе его движения. Применение нейтральных вставок обязательно на участках переменного трехфазного тока с питанием секций от разных фаз.

Перегоны и промежуточные станции, а на крупных станциях группы электрифицированных путей выделяются в отдельные секции. Соединение или разъединение секций осуществляется посредством секционных разъединителей, размещаемых на опорах контактной сети.

obschiy kurs zd 59

Рис. 10.3. Профиль контактного провода МФ

obschiy kurs zd 60

а — консольные железобетонные; б — металлические для гибких поперечин; в — железобетонные для жестких поперечин; 1 — лежень; 2 — диафрагма; 3 — раскос решетки; 4 — стойка; 5 — ригель; 6 — фиксирующий трос

Для защиты контактной сети от короткого замыкания между соседними тяговыми подстанциями располагают посты секционирования, оборудованные автоматическими выключателями. Кроме того, с целью обеспечения безопасности обслуживающего персонала и других лиц, а также защиты систем автоматики и телемеханики от токов короткого замыкания все металлические конструкции, непосредственно взаимодействующие с элементами контактной сети или находящиеся в радиусе 5 м от них, заземляют или оборудуют устройствами отключения. Для предохранения подземных металлических сооружений от повреждения блуждающими токами их изолируют от земли.

Снабжение электроэнергией линейных железнодорожных потребителей осуществляется посредством использования специальной трехфазной линии с напряжением 10 кВ, которая подвешивается на опорах контактной сети.

На электрифицированных железных дорогах по рельсам проходит тяговый ток. Для сокращения потерь электроэнергии и обеспечения нормального режима работы устройств автоматики и телемеханики на таких линиях предусматривают следующие особенности устройства верхнего строения пути:

obschiy kurs zd 61

• к головкам рельсов с наружной стороны колеи приваривают медные стыковые соединители (рис. 10.5), снижающие электрическое сопротивление рельсовых стыков;

• рельсы изолируют от шпал с помощью резиновых прокладок в случае применения железобетонных шпал и пропиткой деревянных шпал креозотом;

• используют щебеночный балласт, обладающий хорошими диэлектрическими свойствами, и между подошвой рельса и балластом обеспечивают зазор не менее 3 см;

• на линиях, оборудованных автоблокировкой и электрической централизацией, применяют изолирующие стыки (для того чтобы пропускать тяговый ток в обход их, устанавливают дроссель-трансформаторы или частотные фильтры).

Контрольные вопросы 1. Какая доля потребляемой в стране электроэнергии приходится на железнодорожный транспорт?

2. Какие системы тока применяют на электрифицированных линиях?

3. В чем состоят преимущества железнодорожных линий, электрифицированных на переменном и постоянном токе?

4. Каковы допустимые уровни напряжения в контактной сети при постоянном и переменном токе?

5. Каким образом обеспечивается ветроустойчивость контактной сети?

6. Назовите технические решения, приводящие к снижению износа контактного провода.

Общий курс железных дорог

Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200

Рассмотрены устройство и работа основного электронного оборудования, применяемого в электродинамическом (реостатном) тормозе системы «Шкода». Применительно к электродинамическому тормозу электровозов ЧС2 Т и его модификации на скоростном электровозе ЧС200

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Праздники по дням и их значения
Adblock
detector