ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
вторник, 10 ноября 2020 г.
Мотоблок и мотокультиватор
Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке лишь в 1980-е годы, во многом благодаря журналу «Моделист-Конструктор». Оно заменило неудобные в употреблении термины, используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор.
Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но, как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.
Классификация мотоблоков
Устройство мотоблока
Мотоблок состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, системы агрегатирования и системы управления.
Двигатель мотоблока
Трансмиссия мотоблока
Система агрегатирования мотоблока (навесное оборудование)
Система агрегатирования мотоблока предназначена для его сопряжения с орудиями. У мотокультиваторов орудия устанавливаются на ведущую ось, а у колёсных мотоблоков — закрепляются на специальном кронштейне. Ряд мотоблоков имеют систему отбора мощности для привода активных рабочих органов навесного орудия.
Система управления
Так как при работе с мотоблоком оператор шагает по земле, все органы управления должны приводиться в действие только руками оператора. Обычно мотоблок имеет рулевые штанги, с помощью которых оператор удерживает и направляет его. На рулевых штангах располагают часто используемые органы управления двигателем и трансмиссией. Редко используемые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах. На левой рулевой штанге обычно располагают органы управления муфтой сцепления, а на правой — органы управления двигателем («ручка газа»). Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы не имеют тормозов, а на тяжелых мотоблоках управление тормозом обычно выведено на правую штангу.
Выбор мотоблока
Навесное и прицепное оборудование для мотоблока
Мотоблок, как и трактор, имеет довольно большое количество различного навесного оборудования. В базовую комплектацию, как правило, входят колеса и культиватор, остальное оборудование потребитель приобретает отдельно от мотоблока, выбирая только актуальные в своём хозяйстве приспособления.
Ниже приведу лишь некоторое навесное оборудование. Обратите внимание, что для мотокультиватора подойдет далеко не вся.
Тележка для мотоблока
Широко распространенным сменным орудием для мотоблока является грузовая тележка (полуприцеп). Для использования с тележкой пригодны мотоблоки среднего и тяжёлого классов.
Прицеп служит для транспортировки грузов, может быть обычным или иметь опрокидывающийся кузов.
Необходимо учитывать, что такой агрегат неэффективен, так как ведущие колёса мотоблока практически не нагружаются, в то время как ведомые колёса тележки воспринимают основной вес. Следовательно, тягового усилия мотоблока может не хватить для преодоления подъёма или для движения по тяжёлой грунтовой дороге. Так же некоторые тележки для мотоблоков делаются активными. По этой причине мотоблок с тележкой пригоден лишь для перемещения грузов на небольшие расстояния по твёрдому грунту (внутризаводские перевозки, перевозки на приусадебных участках, перевозки грузов в или из близнаходящихся населённых пунктов).
Обратите внимание, что мотоблок и мотокультиватор не являются транспортным средством допущенным к передвижению по дорогах общего пользования.
Косилка для мотоблока
Косилки бывают сегментными или роторными (дисковыми).
С их помощью скашивают ботву, ухаживают за газоном и заготавливают сено.
От правильной настройки косилки зависит качество покоса травы. Если вы заметили нескошенные участки – это сигнал неисправности. Зачастую, это плохо заточенные ножи или проскальзывание ремня. В таких случаях ножи нужно немного подточить, а ремень – натянуть. Если же Вы ощущаете слишком высокий уровень вибрации, проверьте и подтяните крепления.
Окучники для мотоблока
С помощью окучников окучивают растения и рыхлят почву межу рядами, чтобы удалить сорняки. С помощью окучников земля насыщается кислородом, и, соответственно, культуры дают более качественный и хороший урожай.
Дисковый окучник – наиболее популярный и распространенный тип окучников. Он представляет собой специальную стойку, к которой крепится один или два диска.
Культиваторы для мотоблока
Культивация, или фрезерование почвы – базовый и один из основных процессов, который выполняет мотоблок. Суть культивации состоит в крошении грунта и перемешивании его на глубине до 30-40 см. Глубина варьируется в зависимости от типа и модели мотоблока.
Условно все культиваторы можно разделить на 2 большие категории по типу рабочего органа: фреза «гусиные лапки» и фреза саблевидного типа.
Ножи саблевидного типа часто называют стандартной почвофрезой, поскольку это – наиболее распространенный и популярный вариант. Такая навеска часто идет в базовом заводском комплекте. Широкую распространенность объясняет универсальность устройства: он может работать практически с любым типом почвы. Саблевидные ножи почвофреза изготавливаются из очень прочной высококачественной углеродистой стали. Помимо этого, такая фреза имеет разборную конструкцию, поэтому установка, обслуживание и транспортировка инструмента максимально простая. Сталь, из которой изготавливаются ножи, совершенно не восприимчива к сварочным работам.
При работе с фрезой необходимо установить в задний кронштейн мотоблока сошник. Его нужно зафиксировать в среднем положении. Затем, работая, вы окончательно отрегулирете глубину, которая зависит от плотности и качества обрабатываемого грунта.
Обратите внимание на этот вопрос, поскольку именно от корректной регулировки сошника будет зависеть и ваше удобство, и качество обработанной земли. Часто возникает ситуация, когда мотоблок «роет на месте», показывает недостаточную глубину культивации или же вам приходится прилагать существенные усилия для работы. Именно правильная регулировка сошника решит такие проблемы.
Помните, что ни давить, ни дергать, ни толкать, ни наваливаться на мотоблок не нужно – он сам выполнит всю работу, а вы лишь должны его направлять и контролировать.
Плуг для мотоблока
Плуг предназначен для первичной подготовки почвы к посеву и вспахивания. Основная функция, выполняемая плугом, – переворачивание верхнего слоя земли. Таким образом, почва становится более мягкой, а находящиеся на поверхности семена сорняков погибают.
В зависимости от твердости почвы, особенностей работы и вида мотоблока все плуги для мотоблока делятся на три основные категории.
Чтобы эффективно справляться со своими функциями, плуг должен соответствовать типу почвы, на котором ему придется работать. Естественно, что плуг для мягкой почвы будет абсолютно неэффективен при работе на твердых поверхностях. Не менее важно правильно соотнести все размеры мотоблока и плуга, а также обратить внимание на сопутствующие настройки.
Сеялки для мотоблока
Комплект переоборудования мотоблока в минитрактор (адаптер)
Комплект переоборудования мотоблока предназначен для переоборудования тяжелого мотоблока в минитрактор.
Разные комплекты включают в себя различные узлы и детали.
Грунтозацепы для мотоблока
Гусеничный привод на мотоблок
Картофелекопалка для мотоблока
Картофелекопалка позволяет минимизировать ручной труд человека при выкапывании картофеля.
Источник
Выбор мотоблока для хозяйства
Легкие мотоблоки используют на легких почвах и на участках площадью не больше 12 соток. И оснащаются такие агрегаты, как правило, только фрезами и окучниками. Вес их колеблется в пределах 15-30 кг.
Мотоблоки среднего класса годятся для обработки тяжелых почв. У них есть съемные колеса, эти агрегаты могут работать с плугом, бороной, почвообрабатывающими фрезами и оснащаться удлинителями оси, позволяющими изменить стандартную ширину колесной базы (просвет между колесами и, соответственно, ширину захвата) с 90 до 180 см, ограничителями глубины обработки почвы, окучниками двурядными и однорядными, картофелекопалками разных моделей, грунтозацепами для подъема в горку, колесными цепями для передвижения по льду. Такие агрегаты пригодятся на участках площадью до 25 соток.
Выбирая мотоблок, внимательно изучите его техпаспорт. В частности, если климат в вашей местности жаркий, то стоит присмотреться к моделям с дизельным двигателем с принудительным или водяным охлаждением. Такая машина избавит вас от необходимости устраивать перерывы в работе и менять масло, чтобы двигатель не перегрелся. Для средней полосы и более северных регионов подходят агрегаты с четырехтактным бензиновым двигателем с воздушным охлаждением. Только учтите, что мотоблоки с дизельными двигателями, оснащенные электростартером, служат дольше, могут работать в большем диапазоне температур и обладают лучшей проходимостью, чем агрегаты на бензиновом ходу. А так как дизельное топливо дешевле бензина, затраты на обработку почвы, уход за посадками или уборку урожая будут ниже.
И еще, выбирайте мотоблоки с редукторами, которые можно ремонтировать, в эксплуатации они будут дешевле.
Чтобы работа с мотоблоком была не только качественной, но и не слишком утомительной, стоит обратить внимание на модель, которая позволяет быстро и безопасно заменять рабочие органы, регулировать ограничитель глубины и рукоятки управления, изменять ширину обработки. Так, О.В.Пиль («Академия инструмента») рекомендует модели с упругой подвеской штанг управления и резиновыми или силиконовыми ручками, снижающими передачу вибрации двигателя. Неплохо, если в выбранной вами модели предусмотрена возможность отключения во время работы одного колеса (в этом случае не придется делать большой круг при развороте). Широкие и высокие колеса облегчат передвижение по холмистой местности. А входящие в комплект галогеновые фары пригодятся для работы в вечернее время.
Нередко мотоблоки оснащают транспортными колесами. Обычно они съемные и их легко демонтировать перед началом работы. Если же они не снимаются, учтите, что поскольку ведущие колеса мотоблока практически не нагружаются, тягового усилия может не хватить для преодоления подъема или движения по тяжелой грунтовой дороге. То есть на таком мотоблоке груз можно перевозить лишь на небольшие расстояния по ровной поверхности. В ином случае моторесурс агрегата значительно снизится.
Если с мотоблоком будет работать женщина или подросток, стоит выбрать модель с декомпрессором (он облегчает запуск двигателя) и электростартером: такая машина заведется в любую погоду без больших усилий, которых нередко требует ручной запуск.
Безопасность эксплуатации мотоблока обеспечат автоматическое выключение трансмиссии в момент отпускания рукоятки управления и дополнительные крылья и брызговики (мотоблок обычно снабжают защитным кожухом и бампером для защиты двигателя от повреждения при столкновении с препятствием), которые закрывают от грязи навесное оборудование и работника.
Примечание:
Выбирая мотоблок, сопоставьте его ширину захвата с мощностью двигателя. На каждую лошадиную силу должно приходиться не больше 20 см захвата. То есть если вам требуется мотоблок с захватом 60 см, поделите 60 на 20. Таким образом, мощность мотоблока должна быть не меньше 3 л.с.
Причем желательно, чтобы у мотоблока был некоторый запас мощности, иначе, работая на пределе своих возможностей, он быстро выйдет из строя. Кроме того, широкозахватный, но легкий и маломощный мотоблок на тяжелых почвах просто не сможет прорыхлить почву на требуемую глубину, и участок придется обрабатывать за два прохода.
Источник
Как выбрать мотоблок
Содержание
Содержание
Нередко мотоблок любя называют «пешим трактором». И неспроста, ведь решаемый с его помощью круг задач обширен. Как сделать осознанный выбор и не совершить ошибок при покупке? На что способен мотоблок? Отвечаем на эти вопросы в данном гайде.
В первую очередь мотоблок нацелен на работы по обработке почвы: прополка, культивация, окучивание, вспашка, посадка картофеля и сбор урожая, покос травы и т. д. Но этим функциональные возможности мотоблока не ограничиваются. Он применяется для перевозки грузов, уборки мусора и снега, откачивания воды.
Важно понимать, что сам мотоблок представляет собой базу для обработки почвы, а окончательный функционал машины определяется наличием и возможностями навесного оборудования, которое планируется использовать при эксплуатации агрегата. О функционале навесного оборудования подробно рассказано в этой статье.
Устройство мотоблока
Мотоблок представляет собой агрегат, сердцем которого является двигатель внутреннего сгорания, установленный на раме. Вращающий момент с вала двигателя, посредством трансмиссии, передается на ведущие колеса и устройство передачи мощности активному навесному оборудованию.
Как правило, трансмиссия состоит из двух узлов: сцепления и редуктора, выполняющего в некоторых моделях функции коробки передач.
Активное навесное оборудование приводится в действие посредством либо ременной передачи, либо будучи подключенным к валу отбора мощности (ВОМ).
Органы управления мотоблоком выведены на руль агрегата, который в свою очередь может быть регулируемым по высоте и поворачивающимся на 180°, для удобства управления мотоблоком во время проведения работ.
Характеристики мотоблоков
Для удобства восприятия, все значимые характеристики, в той или иной степени определяющие выбор устройства, сгруппированы по функциональной принадлежности к тому или иному узлу мотоблока.
Значимые параметры силовой установки
Мощность двигателя — важный параметр, которому следует уделить особое внимание, поскольку от него зависит производительность агрегата и круг решаемых с его помощью задач.
В упрощенном понимании, чем большую площадь предполагается обрабатывать, тем большая мощность должна быть «заложена» в мотоблок.
Важно понимать, что эксплуатация мотоблока на грани его возможностей — не лучшее решение, поскольку приведет к быстрому износу двигателя.
Желательно всегда иметь в запасе 1–2 лошадиные силы.
Немаловажным внешним фактором является тип обрабатываемой почвы. Непаханая целина может оказаться не «по зубам» даже самым мощным представителям семейства мотоблоков. Для нормальной обработки таких земельных наделов, изначально потребуется привлечение средств тяжелой механизации для предварительной подготовки почвы под возможности пешего трактора.
В технических характеристиках некоторых мотоблоков можно встретить указание мощности двигателя в кВт. Для быстрого перевода в привычные лошадиные силы нужно указанное значение мощности умножить на коэффициент 1,3596.
1кВт = 1,3596 л. с.
Тип двигателя. Мотоблоки подразделяются на бензиновые и дизельные модели. Дизельные агрегаты более выносливы, обладают большим тяговым усилием и завидной экономичностью. Их стихия — профессиональная обработка больших площадей земельных наделов. К недостаткам можно отнести затрудненный пуск в холода, большой вес силовой установки, ее сложность и недостаточное количество специалистов, способных ее квалифицированно обслужить.
Подавляющее большинство мотоблоков для хозяйственно-бытовых нужд комплектуется бензиновым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания. Такие агрегаты стоят дешевле, менее шумны, довольно просты в обслуживании, обеспечивают легкий запуск даже при отрицательных температурах. В отличие от своих дизельных «сородичей», обладают меньшим моторесурсом, КПД и тяговым усилием.
Параметры трансмиссии
Количество передач. Своеобразным стандартом, обеспечивающим комфортную работу с мотоблоком, является наличие как минимум двух передач для движения вперед одной для перемещения задним ходом.
В последнее время многие производители отступают от этого постулата и оснащают свои мотоблоки коробками передач с большим количеством ступеней переключения, что дает пользователю возможность более гибкого регулирования скорости и тяги на ведущей оси мотоблока. В продаже можно встретить модели с восемью ступенями для движения вперед и четырьмя для перемещения задним ходом.
Тип редуктора. Посредством редуктора момент вращения передается с вала двигателя на ведущую ось и активное навесное оборудование мотоблока. Существует несколько типов конструкции редуктора:
Если планируется использование мотоблока в связке с активным навесным оборудованием, оптимальным выбором будет модель, оснащенная шестеренчато-цепным или шестеренчатым редуктором.
Тип сцепления. Узел сцепления является важным элементом трансмиссии любого мотоблока. Его задача — передача крутящего момента с вала двигателя на первичный вал редуктора (коробки передач). Причем, не просто передача, а своевременное замыкание и размыкание механической связи между двигателем и редуктором по командам пользователя. Существует несколько типов сцепления:
Наиболее часто в конструкции мотоблока можно встретить либо ременной, либо дисковый тип сцепления. Ременное сцепление отличается простотой и незамысловатостью конструкции. Вал двигателя и первичный вал коробки соединены между собой обычным ручейковым или поликлиновым ремнем.
Когда рычаг сцепления выжат, ремень не натянут и просто проскальзывает по шкиву вала двигателя. При отпускании рычага активируется механизм натяжения ремня, и вращение передается на вал коробки передач. Уже из описания работы видны слабые места такой конструкции:
Однако само по себе ременное сцепление очень просто и невероятно ремонтопригодно. Достаточно лишь иметь запасной ремень, а ремонт можно осуществить и в полевых условиях. Покупка запасных частей тоже не «ударит» по карману.
Несколько иначе обстоят дела с дисковыми типами сцеплений. Их принцип действия основан на умении управлять силами трения. Ведомый диск прижимается к ведущему с большой силой, в результате чего образуется прочная механическая связь для передачи момента вращения. В многодисковых вариациях таких пар несколько, а во фрикционном типе — диск сцепления прижимается к маховику, закрепленному на валу двигателя.
Сцепление дискового типа чрезвычайно надежно и при правильной эксплуатации не доставляет особых хлопот механизатору. К недостаткам можно отнести дороговизну конструкции и невозможность проведения ремонта в полевых условиях.
Параметры навесного оборудования
Возможность установки навесного оборудования. Весь потенциал мотоблока раскрывается при использовании навесного оборудования, поэтому при выборе пешего трактора нелишним будет изучить возможности потенциального кандидата на роль незаменимого помощника на предмет совместимости с различными видами навесного оборудования.
Что касается навесных принадлежностей, таких как плуг, картофелекопалка, окучиватель, снежный отвал и т. д., то здесь нужно обратить внимание на систему крепления. Она должна быть совместима с креплением мотоблока.
Как правило, производители указывают совместимые принадлежности.
Передача мощности на активное навесное оборудование. Что касается активного навесного оборудования, то здесь важно понимать принцип передачи вращения к навесным узлам у конкретной модели мотоблока. Он может быть реализован посредством вала отбора мощности (ВОМ) или с помощью ременной передачи.
В первом случае — это специальный фланец, расположенный на редукторе агрегата, для подключения активного навесного оборудования.
Во втором — шкив, закрепленный на валу и соединенный с навесным приспособлением ремнем.
В обоих случаях необходимо проверять совместимость навесного оборудования с конкретной моделью мотоблока.
Параметры, влияющие на качество обработки почвы
В первую очередь мотоблоки приобретают для вспашки и обработки земли, поэтому этой группе параметров следует уделить должное внимание.
Ширина культивации. Этот параметр характеризует ширину обработанной полоски земли за один проход мотоблоком. При выборе агрегата следует здраво оценить конфигурацию приусадебного участка и исходя из нее выбирать подходящее значение ширины культивации. В противном случае можно получить ситуацию, что мотоблок в хозяйстве есть, а землю приходится копать лопатой, поскольку пеший трактор не проходит по ширине между постройками, деревьями, кустарниками и другими препятствиями.
По ширине культивации можно косвенно оценить потребную мощность двигателя. Считается, что для обработки поверхности шириной 20 см, необходимо порядка одной лошадиной силы мощности силового агрегата.
Глубина обработки. Характеризует уровень заглубления фрез в грунт. Значение этого параметра продиктовано диаметром фрез, установленных на мотоблоке, и, как правило, равняется его половинному значению.
Другие параметры мотоблока
Диаметр колес. Не все агрегаты оснащаются колесами, но с ними мотоблок обладает большим функционалом и по своим возможностям приближается к мини-трактору. Чем больше диаметр колес, тем легче агрегату преодолевать препятствия и тем «мягче» его ход.
Ширина колеи. Характеризует расстояние между ступицами крепления колес. Чем больше этот параметр, тем устойчивей мотоблок.
Вес. Чем выше вес аппарата, тем лучше его сцепление с поверхностью, а следовательно, проще дается обработка почвы. Для мотоблоков весом более 100 кг, крайне желательно наличие в трансмиссии дифференциала. С ним поворачивать и разворачивать пеший трактор значительно проще.
При выборе мотоблока важно обращать внимание на баланс масс относительно колесной оси. Управление плохо сбалансированным агрегатом потребует дополнительных физических усилий.
Скорость движения. Для культивации почвы и выполнения большинства операций в пешем порядке, вполне достаточно будет скорости 3–4 км/ч. Если же планируется оснащение мотоблока прицепом для перевозки грузов, стоит присмотреться к моделям, развивающим скорость в 10–12 км/ч.
Электрозапуск. Дополнительная опция, автоматизирующая запуск силового агрегата. Особенно полезна у тяжелых мотоблоков, оснащенных мощным дизельным двигателем. Для запуска бензинового мотора у агрегатов малой и средней мощности, вполне достаточно ручного механизма.
Варианты выбора мотоблока
К выбору мотоблока нужно подойти ответственно, четко очертив для себя условия и сценарии его эксплуатации, круг возлагаемых на агрегат задач. К примеру, для небольших приусадебных хозяйств наилучшим образом подойдут мотоблоки мощностью 5–7 л. с., оборудованные ременным сцеплением и редуктором цепного типа.
Для средних участков (20–30 соток) — бензиновые мотоблоки мощностью 8–9 л. с. с дисковым или ременным сцеплением и шестеренчато-цепным редуктором. Если предполагается использование агрегата не только для работ в поле, но и для выполнения других задач — обязательна возможность подключения активного навесного оборудования.
В небольшом фермерском хозяйстве наиболее уместно присутствие мотоблока профессиональной серии с двигателем большой мощности, шестеренчатой коробкой передач с несколькими ступенями переключений и многодисковым сцеплением.
Для работы в тяжелых условиях с большой нагрузкой, оптимальным будет выбор аппарата с дизельным двигателем и возможностью автоматического запуска.
Источник