что такое собирательный образ в литературе

Что такое собирательный образ в литературе?

Что такое собирательный образ в литературе?

f0

Собирательный образ в

литературе – это совокупность образов героев разных произведений, которые

обладают одним характером, привычками и образом жизни.

образ, автор берет особенности сразу у нескольких людей.

является образ героя Грушницкого в произведении «Герой нашего времени»

Этот персонаж собрал в себе все особенности человека того времени.

f2

Кто такой хагур?

f7

Что такое диалектика образа в литературе?

Что такое диалектика образа в литературе?

f5

Какой жанр произведения построен на собирательном образе исторических героев?

Какой жанр произведения построен на собирательном образе исторических героев?

f9

Помогите срочно?

Какие приемы автор использует изображая войну ; рисуя образ Васкова ; собирательный образ женщины на войну.

f1

f9

f3

Что такое цитата в литературе?

Что такое цитата в литературе?

И что такое олицетворения в литературе?

f7

Когда появился нартский эпос?

Когда появился нартский эпос?

f7

Что такое ОБРАЗ?

f9

6. Кто такой Хагур?

f0

f1

О двух стариках богомольцах, у которых на попечении жила девушка маленькая, но очень переживающая за других, всегда спешившая на помощь. И после того как она умерла от лихорадки, вся деревня пришла её хоронить. А старики пошли помолиться за эту чис..

f2

Прочитайте этот эпизод, где Оксана в зеркало на себя любуется, и перескажите близко к тексту. При чем тут » в голову ничего не лезет».

f3

6. красна девица, дружинушка хоробрая, молодцы добрые, солнце красное, темные леса, синие моря, а используются они для того, чтобы показать ту манеру речи, тот говор, тот настрой и торжественность, ту напевность и складность 7. Святогор и Микула Сел..

f4

Ярким примером поэтического двоемирия является баллада В. Жуковского «Светлана».

f5

f6

f7

f8

f9

(план всего рассказа) 1. Глухарь. 2. Васютка заблудился. 3. Дни в лесу. 4. Озеро 5. Дорога домой.

Источник

1112564

Можно догадаться, что все главные и второстепенные герои литературных произведений не придуманы автором, а списаны с реальных людей. Если бы все герои авторов оказались чистым вымыслом, то вряд ли сами произведения были бы интересны читателю. Вымышленный герой идеален, а это неинтересно.

Понятие прототипа

У каждого персонажа литературного произведения есть двойник в реальной жизни. Это может быть писатель, создавший шедевр, знакомые или родственники, и даже интересная историческая личность. Этих людей и можно назвать прототипами литературных персонажей.

1112857
Что такое прототип в литературе? Это первоначальный образ, знакомый писателю в жизни или по историческим книгам, у которого заимствуются черты характера и внешности для создания литературного героя. В то же время писатель вправе домыслить персонаж, доработать, дополнить его качества личности. Часто писатель создает настолько литературный образ, выбирая прототип, что такое совпадение с реальным человеком бывает не совсем точным.

Прототип в реалистической литературе

Нередко по задумке писателя появляется прототип, который от начала и до конца повторяет жизненный путь и поступки самого автора. Такие произведения являются наиболее реалистичными, потому что сполна вбирают в себя жизненный уклад и взгляды героев именно той эпохи. Обращаться к такому прототипу писателю приходится в автобиографических произведениях.

Несколько прототипов – собирательный образ

Существуют и так называемые собирательные образы. Это когда прототип героя не один, а их несколько. Создавая литературный образ, автор берет различные особенности сразу у нескольких людей. Ярким примером может служить произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где Грушницкий – это собирательный образ.

Детская литература

Для детей так выбирается прототип, что такое произведение становится читающему ребенку близким и понятным, потому что главный герой – ребенок. Юному читателю вполне понятны его поступки. А откуда же берутся персонажи-дети? Чаще всего прототипами становятся родные дети писателей. Так появилась Алиса Селезнева в «Тайне третьей планеты», девочка Мурочка в произведениях К.Чуковского.

1112858

Дочь Льюиса Кэролла Алиса стала прототипом главной героини в произведении «Алиса в Стране Чудес». Часто рассказанная история кажется невероятной и очень интересной, а имена персонажей совпадают с именами оригинала и его друзей. Иногда читатели могут рассмотреть прототип. Что такое понятие может дать при анализе произведений? Читая литературное произведение, хочется знать, с какого человека автор списал героев, кого они напоминают. Это помогает прочувствовать идею и тему текста.

Но прототип (что такое значит этот термин, мы разобрали выше), вполне возможно, не хочет огласки своего имени. Поэтому иногда читателям лишь остается догадываться и строить теории о прототипе того или иного героя.

Источник

Что такое собирательный образ в литературе

Особенности художественного образа в литературе

Понятие и определение художественного образа

По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.

Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.

Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:

Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.

Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.

Читайте также:  что такое соц норма в электроэнергии

Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.

Определение понятия «художественный образ» предусматривает такие его свойства:

Особенности художественного образа в произведениях

Историческая личность в тексте литературного произведения нередко имеет авторскую характеристику. Например, образ Пугачёва в пушкинском романе «Капитанская дочка» является довольно противоречивым. В литературном творении он показан злодеем, вступившим на преступный путь насилия и готовым на безжалостную расправу с отказавшимися присягать самозванцу людьми. Несмотря на это, Емельян Пугачёв способен и на добрые поступки. Именно он приходит на помощь Гриневу в безвыходной ситуации. В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает литературный образ сильной, жестокой, но в то же время романтической натуры.

Художественный образ – категория эстетики, которой может быть свойственно комическое или трагическое начало. Комическое (сатирическое) присуще многим героям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя. Другая эстетическая функция (трагическое начало) была использована при создании образов Р. Раскольникова, Е. Базарова.

Система образов в стихотворениях

При прочтении стихотворения «Парус» перед читателем возникает образ мятежной человеческой души, полной возвышенных стремлений, но в то же время пребывающей в вечном поиске, подверженной мучительным противоречиям. В этом произведении М. Ю. Лермонтов использует образ-символ (так в литературоведении называют приём развёрнутой метафоры).

Художественный вымысел автора позволяет сравнить революцию со страшным судом. Красноармейцы отрицают общепринятые нравственные основы, совершенно не задумываясь о цене человеческой жизни.

Художественный образ подвержен влиянию времени: произведение прошлой эпохи нередко обретает новое прочтение. А характер созданных автором типичных героев обогащается новыми чертами. В этом плане художественный образ столь же неисчерпаем, как и сама жизнь.

Источник

Что такое собирательный образ в литературе

s8188323

Нам в школе задали задание на тему: примеры собирательных образов литературных героев в русской литературе

Попробуем решить это задание и получить 5-ку на уроке!

Сочинение на тему: Примеры собирательных образов литературных героев в русской литературе

Отечественных писателей всегда интересовала многогранность характера русского человека. Практически в любом произведении нашей литературы можно найти персонажа с исконно русскими качествами, и я хочу остановиться на некоторых из них. Если говорить о русском народе, нельзя обойти стороной роман-эпопею, который является настоящей кладовой отечественных героев, Л. Н. Толстого «Война и мир».

Любимица писателя – Наташа Ростова – молодая девушка, обладающая огромным любящим сердцем, ее человечности и милосердию сложно найти пределы. Так, героиня заставила отдать их с матерью вещи бедным солдатам, упрекая маму в ее мелочности. Герой Шолохова так же обладает этими качествами: он взял на воспитание мальчишку, назвав Ванюшу (пускай и не родного по крови) своим сыном.

Андрей Соколов отличается не только высокими человеческими качествами, но и умением жить на войне. Герой не раз пытался бежать из плена, и когда ему это удалось, он, проявив смекалку, прихватил с собой немца, который будет полезен советской армии. Настоящий воин, человек с сильным характером и ловким умом – именно таким представляется нам герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Эти качества сближают его с Соколовым.

Свой ум Василий проявляет и на поле боя (хитрая победа над немцем во главе «Поединок»), и во время отдыха (помогает по хозяйству старикам во главе «Два солдата»). Два героя – Василий Теркин и Андрей Соколов – являются собирательными образами национального характера русского человека. В заключении, хочу подчеркнуть глубину русской души, самобытность нрава наших людей, которые воспевали и будут воспевать во все времена.

В греческой мифологии герой – потомок бога и смертного, полубог. У Гомера герой – доблестный воин, потомок славных предков. Античные герои долго занимали ведущее место в сюжетах европейской литературы, и постепенно установилась традиция называть этим понятием любого персонажа (от лат. persona – лицо), любого субъекта действия или переживания в искусстве, в том числе и человека не храброго десятка.

Параллельно развивалось понятие героики, героизма, где принципиальную роль играли высокие цели и доблесть тех, кто действует, совершает поступки.

Так возникли и трусливые герои (персонажи), и неперсонифицированная героика (“коллективные герои” в произведениях о подвигах масс), которой не было в ранних литературах (Гомер точно указывает, какой герой какого убил).

Поэты XVIII в. и в значительной мере критики первой половины XIX в. пользовались термином “лицо” (“лица”), но в художественных произведениях уже Пушкин и Гоголь явно предпочитают слово герой, применяя его к персонажам заведомо негероическим: Онегину, Евгению в “Медном всаднике”, Чичикову. Лермонтов

сознательно играет значениями слова: Печорин по характеру достоин быть настоящим героем, но он герой николаевского безвременья, антигерой и в то же время чуть ли не лучший в своем обществе.
Персонажи бывают реальные (исторические, автобиографические), домысленные (имеющие прототип, но выступающие под другим именем, в других ситуациях и т. д.) и вымышленные. Среди последних – герои условные: гиперболизированные, гротескные, не только люди, но и фантастические существа, в случае олицетворения – и вещи (умывальник Мойдодыр), явления природы (Мороз-воевода, Зеленый Шум), даже отвлеченные понятия (Власть и Сила в “Прометее прикованном” Эсхила, аллегорические образы в барочном искусстве и т. д.).

Читайте также:  кот не идет на руки что делать

Иногда литературоведы пытаются разграничить понятия герой в смысле “главный герой” и “персонаж” как герой второстепенный и третьестепенный. Важно иметь в виду, что по содержательной нагрузке иной образ гораздо “больше” своего места в сюжете и в общем объеме текста, например, Рахметов у Чернышевского, Кириллов в “Бесах” Достоевского, умирающий Николай Левин и художник Михайлов в “Анне Карениной”, реальные персонажи в исторических романах вальтер-скоттовского типа, а в советской литературе, например, Ленин в “Человеке с ружьем” Н. Погодина. Отмечалось, что в сюжетном плане главный герой “Мастера и Маргариты” Булгакова – Мастер, а в идейном – Иешуа (и вместе с тем, надо думать, Воланд).

Если в произведении представлены и положительные и отрицательные герои, то главными обычно бывают первые. Так, естественно, легче выразить авторские оценки. Но в XX в. все чаше главными героями произведений, порой значительных по объему и по идейно-художественному наполнению, становятся персонажи противоречивые, мечущиеся, заблуждающиеся (Григорий Мелехов, большинство героев Ю. Трифонова, Пелагея и Алька у Ф. Абрамова и т. д.) или прямо отрицательные (начиная с Клима Самгина), хотя чаще всего не “изначально” отрицательные, а эволюционирующие в этом направлении (Андрей Гуськов у В. Распутина, Рамзин у Ю. Бондарева, Глебов у Ю. Трифонова, в зарубежной литературе – Адриан Леверкюн у Т. Манна, герои “Осени патриарха” Г. Гарсия Маркеса. “Превратностей метода” А. Карпентьера и многие др.).

Разграничение литературных героев на положительных и отрицательных не абсолютно по ряду причин. У многих персонажей характеры сложны и неоднозначны. Таковы Онегин, “добрый приятель” Пушкина, убивший восторженного и благородного Ленского, потерявший себя и свое счастье, или тот же Печорин, или Кирибеевич и Иван Грозный в “Песне про купца Калашникова”.

Герой плутовских романов всегда отрицателен (хотя не до предела: находятся более хитрые и бессовестные плуты, ставящие его в весьма затруднительные положения), но о себе рассказывает он сам в старости, уже исправившись. Правда, постаревший плут остается скорее субъектом повествования, чем субъектом действия, то есть собственно персонажем.

У других персонажей характеры цельные, но в чем-то ограниченные, а вместе с тем их носители не могут не вызывать сочувствия (старосветские помещики Гоголя, родители Базарова в “Отцах и детях” Тургенева, Аким в “Царь-рыбе” В. Астафьева и т. д.). В принципе положительный герой – выразитель и защитник всего исторически прогрессивного или же хранитель лучшего в прежнем (от фонвизинского Стародума до героев и главным образом героинь современной “деревенской прозы”). Но есть и Григорий Мелехов, заблудившийся правдоискатель, и его интеллигентные собратья по несчастьям – булгаковские Турбины.

Честные порывы или просто сильные страсти, если они не заведомо низменны, поднимали над “рядовым” уровнем отрицательных героев не только ошибающихся Эдипа и Отелло, но даже Макбета и самого князя тьмы и зла, назывался ли он Сатаной, как у Мильтона, Демоном, как у Лермонтова, или Воландом, как у Булгакова. Возвышенный “демонизм” делает возможным читательское сочувствие не только к Печорину, но и ко многим персонажам литературы романтизма – к “антиобщественным” героям поэм Байрона, Мицкевича, юного Лермонтова и др.

Некоторые “вечные образы” мировой литературы имели тенденцию, овеянные возвышенной страстью, переходить из среды отрицательных образов в число положительных. Таков Каин у Байрона, у Ивана Франко и др. Дон Жуан проделал путь от исконной отрицательности уТирсо де Молины и Мольера до положения воскресающего (пусть поздно) и философствующего высокого героя у Пушкина, Л. К. Толстого и Леси Украинки, а затем вновь подвергся снижению и даже “перелицовке” у Б. Шоу.

М. Фриша, С. Алешина (“Тогда в Севилье… “). Вас. Федоров в поэме “Женитьба Дон Жуана” использует уже только общую схему образа и нарицательное имя для выражения совершенно иного содержания, не претендуя на развитие собственно “вечного образа”.

Существует в литературе и такой персонаж, как Остап Бендер, человек антиобщественный и вместе с тем настолько обаятельный, что не воспринимается в качестве чисто отрицательного героя читателями, в жизни нимало не сочувствующими аферистам.

Особенно сложен вопрос о “сравнительной положительности”, применимый к любой литературе, начиная с античной. Кто положительнее: Ахилл или Гектор? Гектор – защитник родины, но троянец и брат преступника Париса, несущий для Гомера и его современников ответственность за свой род. Ахилл – агрессор, но грек, соотечественник Гомера и выполняет свой долг в соответствии с данной ахейцами клятвой.

Эсхиловский Прометей, безусловно, “положительнее” тирана Зевса, но Зевс не случайно в других трагедиях Эсхила – хранитель мирового порядка (а следовательно, всего лучшего), нарушить который безнаказанно нельзя и с самыми лучшими намерениями. Наконец, положительность героя отнюдь не безразлична к художественности его обрисовки. Абсолютно положительный герой, особенно данный не в экстремальной ситуации, воспринимается как “лакировочный”, слащавый, жизненно неубедительный. Такова участь многих героев, а особенно героинь, безупречных женщин В. Скотта и Ф. Купера, чистейших девушек вроде Эсмеральды и Деи у В. Гюго и т. п.

В реалистической литературе характер героя обычно не может быть абсолютно положительным уже потому, что существует в конкретных социальных обстоятельствах и определяется относительно их, а не сам по себе. Так, мы многое “списываем” Чинкову да и Баклакову в “Территории” О. Куваева, потому что не можем не учитывать исключительности обстоятельств, в которых они живут и действуют. Однако обстоятельства не всегда наличная обстановка. Это и вся предшествующая жизнь героя, условия формирования его характера, в соответствии с которыми мы судим о его объективных возможностях.

Читайте также:  что такое тезис и антитезис

Поэтому именно в современной литературе, учитывающей все сложнейшие связи человека с миром, положительность героя не обязательно зависит впрямую от его общественного статуса и практических дел. Это для Шекспира положение кое в чем важнее нравственного облика и сюжетной роли персонажей: в списках действующих лиц он неизменно, впрочем скорее по традиции, перечисляет их по рангам (Клавдия прежде Гамлета). сначала всех мужчин, а потом всех женщин – тоже по рангам. Сейчас никому в голову не придет, что председатель колхоза непременно более важный персонаж, чем рядовой колхозник.

Личность в наше время во многом важна и значительна сама по себе.

Тем не менее непреложной остается социальная активность положительного героя, проявляется ли она в боевых подвигах, в труде или в чисто человеческих, личных отношениях. В прошлом остались предложения отказаться от понятия “положительный герой”, которое якобы толкает художника на путь идеализации, попытки апологетики “маленького” или “потерянного” человека, имевшей место на рубеже 1950-60-х гг.

В свое время Достоевский видел особо трудную задачу в том, чтобы создать образ “положительно прекрасного” человека. И все-таки русская классика чрезвычайно богата образами положительных героев, таких как Чацкий и Татьяна Ларина, Инсаров и Базаров, Пьер Безухов и Наташа Ростова, чеховские интеллигенты, не говоря уже о людях из народа, изображенных Тургеневым, Некрасовым, Лесковым. В современной литературе истинно положительные герои, далекие от всякой идеализации,- это герои тетралогии Ф. Абрамова (семья Пряслиных, Анфиса, Лукашин), Дарья Пинигина у В. Распутина, Кирпикоп у В. Крупина, Сергей Лосев в “Картине” Д. Гранина, Бачана Рачишвили в “Законе вечности” Н. Думбадзе.

В творчестве Ч. Айтматова галерею героев-тружеников из народа, наделенных талантом человечности, завершает образ Буранного Едигея.

Выявляя историческую преемственность жизни и непреходящие духовные ценности, проза активно разрабатывает материал прошлого. В последнее время писатели нередко создают вымышленные образы людей прошедших эпох, наполняя их философским смыслом, имеющим актуальное значение.

Прототипы литературных героев. Пиковая Дама. Три Мушкетёра Шерлок Холмс.Вы не поверите,но это так.

Источник

Собирательный образ в художественной литературе? Что означает?

И для чего используется?

answer avatar

Собирательный образ, в основном, используется для усиления основной мысли произведения или какого-то его аспекта. Зачастую он довольно близок к шаблону или стандарту, негласно определенному для такого рода героев.

В литературе это персонаж, вбирающий в себя черты не одного человека, а нескольких, может быть, и многих, людей.

Например, скупой человек должен быть непременно немолодым и дурно выглядящим, хотя в жизни он может быть юным красавцем.

answer avatar

Это когда у автора есть 100 знакомых врачей и он как пазлы собирает из них одного своего героя и пишет про него книгу

В результате у него внешность доктора Иванова, мозги доктора Петрова, а жена от доктора Сидорова)

А, да, а специальность у него как у доктора Борменталя)

answer avatar

Когда произведение вбирает в себя целую эпоху, традиции народа, значимое событие, повлиявшее на общество в целом, например- «Поднятая Целина- не история отдельного хутора, а история коллективизации в СССР, круто повернувшего жизнь страны, а Семен Давыдов- не один из председателей колхоза, а собирательный образ армии «двадцатипятитысячни­ ков», значит такой образ используется в литературе, для компактного изображения действительности,(за­ чем описывать каждую ласточку в стае- хватит и одной, живущей в базу, чтобы любой ребенок мог рассказать об этих птицах).

answer avatar

На мой взгляд, первая книга романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» лучшая во всей эпопее по качеству написания, проявленному таланту автора и правдивости. Мне уже много лет и посчастливилось в детстве встречаться с прототипами героев этого романа, жить среди них и видеть самого Шолохова. Здесь /в первой книге/ описана мирная жизнь, обычаи и традиции одного из интереснейших народов России-донских казаков на рубеже 19 и 20 веков. К сожалению в России ни как не признают казаков народом, в отличии от всего Мира. Бытует бегло-холопская теория происхождения казаков, отвергает ее и Шолохов /кстати, сам он не казак/, в романе прямо говорится, что казаки пошли от казаков, а не от беглых крепостных. О первой книге «Тихого Дона» можно написать огромную статью, жизнь донских казаков многогранна и очень интересна с любых сторон-от местной казачьей власти до женитьбы и секса.

answer avatar

Второй том романа «Тихий Дон» охватывает период 1916-1917 годов. По сравнению с первой книгой здесь гораздо больше слышна история. Показаны события Февральской и Октябрьской революций, Корниловский мятеж. Здесь слышен голос действительности. Появляются исторические личности.

answer avatar

История создания и публикация третьей книги Михаила Шолохова «Тихий Дон» самая драматическая в сравнении с остальными двумя книгами. Сначала книга была опубликована в 1929 году, потом в 1932, и то только после вмешательства А.М. Горького.

answer avatar

answer avatar

Наряду с другими темами в романе Шолохова «Тихий Дон» поднимается вопрос семьи и семейных отношений.

Семья имела огромное значение для казаков. Это было основное в их жизни. Создавали семьи, чтобы продолжать казачий род, жить, любить, работать.

Война внесла страшные изменения в жизнь донских казаков. Гибли люди, разрушались семьи, разрушалось все, что было построено и накоплено собственным трудом.

Источник

Праздники по дням и их значения
Adblock
detector